Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Лидер среднего звена

Мысль о том, что все изменения стратегии должен инициировать лидер, он же СЕО компании, не просто нашла свое отражение в львиной доле профессиональной литературы, но и укрепилась в корпоративной культуре многих организаций. При слове «лидерство» в памяти сразу же возникает картинка со всесильным генеральным директором, способным одним усилием воли изменить направление деятельности компании и указать ей путь на вершины успеха. Но часто ли мы сталкиваемся с таким положением вещей в реальной жизни?

Суровая правда заключается том, что в большинстве компаний у топ-менеджеров нет времени на отслеживание инноваций и поиска новых путей развития, поскольку их основная задача – выполнять требования акционеров и предоставлять им те положительные результаты, на которые они рассчитывают. У них нет времени быть лидерами. Но кто же тогда выполняет эту функцию? Ответ несколько неожиданен: менеджеры среднего звена. Они проявляют инициативу, предлагают новые решения, рискуют и часто выигрывают. Так что сегодня во многих компаниях лидерство выстраивается «снизу».

Однако этот процесс происходит не так легко, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, отнюдь не все менеджеры среднего звена умеют и хотят быть лидерами, а с другой, не всех руководителей устраивают столь активные сотрудники, горящие желанием взять на себя часть их функций. Но, тем не менее, эти процессы не просто неизбежны, без них ваша компания быстро проиграет в конкурентной борьбе, ибо любой организации нужен лидер.

Как научиться быть лидером и как правильно поощрять лидерство в своих сотрудниках?

Каждый лидер уникален, так же как и процесс его становления, но есть несколько закономерностей, которые красной нитью проходят через все истории успеха.

Главное, что необходимо вам помнить, если вы решили покорять новые вершины, - никто не скажет вам «Делай это!» и не покажет, как это можно сделать, но обязательно найдутся те, кто будет вас отговаривать. Вы должны заработать право быть лидером, а успехи на «вашем» месте будут первым шагом на пути к этой цели.

Проявлять инициативу и брать ответственность на себя – трудный шаг, но, по большому счету, у вас нет выбора. Ситуация на рынке такова, что слова «реструктуризация» и «сокращение издержек» могут появиться в бизнес-плане любой компании и тогда, если вы не заявите о себе, как о ценном, успешном и амбициозном менеджере, ваша участь будет незавидна.

Старая и всем известная истина – прежде, чем идти покорять соседние страны, нужно навести порядок в собственной. Поэтому вашим первым шагом к достижению заветного звания должна стать реорганизация вашей группы или деятельности. Вам необходимо освободить время и силы для осуществления лидерских функций. Кроме этого, вы дадите подчиненным хорошую возможность для роста.

Во-вторых, вы должны научиться воспринимать и анализировать не только внутреннюю информацию, но и информацию из внешних источников: клиенты, конкуренты, СМИ…Менеджер среднего звена, как правило, не оценивает подобного рода данные и не соотносит их с деятельностью компании. Но лидер должен всегда держать руку на пульсе, знать основные тенденции и чувствовать общее направление развития отрасли. Поверьте, это не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Лидер – это человек, который может и должен уметь увлекать за собой. Лидер – это тот, кто может завоевать доверие сослуживцев и сформировать команду единомышленников. Поэтому сфокусируйтесь на том, чтобы добиться влияния, а не контроля. Старайтесь решать все задачи совместно с подчиненными и коллегами, запомните, вы делаете что-то не для них, не за них, но вместе с ними. Люди с гораздо большим энтузиазмом воспримут идею стать равноправным учасником команды, но не завербоваться в чей-то отряд. Ваша команда поможет достичь тех целей, которые вы ставите перед собой, быстрее и эффективнее. Есть несколько простых правил, которые помогут вам покорить и увлечь людей за собой:

- Примите точку зрения людей, на которых вы пробуете влиять; не заставляйте их принимать вашу;

- Делитесь информацией с коллегами, не храните ее для личного пользования.

- Пробуйте влиять только на существующие процессы работы; не стройте новые. Большинство ваших коллег выстроили собственные процессы для выполнения повседневных обязанностей, попробуйте их скорректировать, но не внедряйте принципиально новые. Это наверняка замедлит работу и снизит ее производительность, кроме того, вы можете потерять лояльность сотрудника.

- Не бойтесь быть неправым. Ошибиться может каждый, это естественно, и для вашего имиджа не столь важно быть безупречным, важно то, как вы реагируете на ошибки. Признавайте их, позвольте подчиненным иногда одерживать над вами верх, это усилит их лояльность и стремление браться за сложные задачи.

- Представляйте все проблемы на максимально доступном уровне. Конечно, вы можете представить любую проблему так, что ее поймет далеко не каждый эксперт, но нужно ли это? Лучше постарайтесь донести ее до каждого менеджера.

- Постарайтесь сделать организационную структуру вашего отдела горизонтальной. В традиционной вертикальной схеме руководство осуществляется сверху вниз, и нет никаких связей между соседними точками. А если нет связи между отдельными участниками, то нет и команды, нет обратной связи. Попробуйте наладить горизонтальные связи с вашими коллегами, расширяйте круг такого общения, это расширит ваши горизонты, позволит видеть более полную картину и принимать более взвешенные, продуманные и глобальные решения.

- Станьте «советником, которому все доверяют». Вы должны заработать право влиять на людей. Люди должны хотеть говорить с вами, ценить, что они получают информацию, помощь или совет от вас. Советник должен уметь превращать любую беседу в значащее обсуждение. Больше слушайте, задавайте вопросы по сути дела, но никогда не впадайте в менторский тон. Вы советник, а не учитель.

- Никогда не ждите благоприятного момента, используйте любой подходящий. Вы никогда не дождетесь оптимального момента для продвижения своих идей и предложений. Когда все хорошо, вокруг царит спокойствие и никто не стремится к изменениям, а когда все плохо, руководство настолько занято более важными вещами, что им не до вас. Не ждите приглашения и старайтесь использовать ситуации, когда общее спокойствие компании нарушено (слияние, поглощение, модернизация…), тогда нарастает потребность в изменениях, и вас обязательно услышат.

А руководители должны помнить, что люди, которые хотят играть новые роли, всегда ищут новые идеи.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Питер Друкер, американский бизнес-консультант

Если вы когда-нибудь попадете в бизнес, в котором мечтают найти "более подходящих" людей, быстрее избавьтесь от его акций. Потому что "более подходящих" людей не существует, и вам придется использовать обычных, заурядных людей, научив их хорошо работать.

 

Сделать стартовой