Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Слава богу, вы вернулись! Семь правил: как встретить сотрудника из отпуска. (Сайт HRM.ru, 11 сентября 2007)

Слава богу, вы вернулись!
Семь правил: как встретить сотрудника из отпуска. (Кадровый менеджмент)

Евгений Власов

Отпуск как пауза, как перерыв в текущих делах является важным ресурсом для восстановления активности. Отношение к запланированному отпуску у того, кто отпускает и у того, кто уходит разное, – что поделаешь, - руководителем отпуск подчинённого воспринимается как проблема: следует перепоручить текущие дела, обязанности тому, кто будет замещать отпускника. Естественно, отсутствие игрока в команде увеличивает нагрузку на оставшихся сотрудников. Нам его не хватает! Исходя из этой простой истины мы формулируем первый совет: встречайте того, кто вернулся! Заметить, оказать внимание, сказать тёплые слова – есть много способов принять сотрудника обратно в трудовую повседневность, придав возвращению оттенок воскресенья с пасхальными мотивами и радостью.

Открытка, яркий цветок на рабочем месте вернувшегося – вот простые и доступные знаки внимания. Коллеги ведь могут искренне радоваться, и, если это не нарушает рамок корпоративной культуры – вставать, приветствовать вернувшегося аплодисментами.

На одной из популярных в сети фотографий на тему возвращения изображена клавиатура компьютера, заросшая зелёной молодой травой за время, пока хозяин этой клавиатуры отсутствовал. Да, как долго вас не было – всё травой поросло! Конечно, этот неординарный способ уместен, наверное, в творческих коллективах – в рекламных агентствах, в редакциях. Но почему не попробовать? Старая клавиатура всегда найдётся, да и щепотку семян газонной травы раздобыть нетрудно.

Вернувшийся из отпуска чаще сам проявляет активность: это может быть и рассказ о путешествии за вечерним чаепитием и демонстрация фотографий или видео. Если турист был в дальних странах, то он может угостить своих коллег национальными сладостями, рассказать об особенностях характера народа той страны, где он был, о том, какие приключения с ним происходили. Это общение приводит к определённому эффекту – отпускник делится своей энергией, новыми впечатлениями, и его коллеги получают частичку отпускного настроения.

В США минимальная продолжительность отпуска законом не определена и устанавливается руководством компаний, так же как и продолжительность работы без отпуска. В большинстве европейских стран минимальный отпуск составляет 4 недели в год. В Японии и Канаде он составляет две недели.


www.braunconsulting.com

Отдых не в радость?

Мы бы не были точны, если бы не сказали о послеотпускном стрессе и, как пишут зарубежные источники, депрессии. Речь идёт конечно же не о диагнозе, а о подавленном настроении отгулявшего отпуск сотрудника. Обратите внимание на слово «отгулявшего» - правда, грустно? Перемена обстановки, окружения, ритма жизни требует адаптации, не зря советуют устраивать отпускные путешествия так, чтобы возвратиться домой за 2-3 дня до выхода на работу. Перемещение из одного климатического пояса в другой также является стрессом, который при перелётах и контактах с огромным количеством пассажиров нередко заканчивается симптомами простуды. Так что 2-3 дня будут очень полезны, чтобы прийти в форму и поддержать свой иммунитет витаминами и более привычным домашним отдыхом.

Марина Мелия, генеральный директор психологической консультативной компании «ММ-Класс», советует постепенно входить в режим работы, не принимать важных ответственных решений в первые дни. По традиции компании «ММ-Класс» все сотрудники уходят в отпуск одновременно три раза в год на две недели. Первый послеотпускной рабочий день всегда начинается одинаково – с чаепития и «творческих отчетов» о проведенных каникулах, «городах и странах». Для этого специально в начале рабочего дня выделяется полтора часа. Положительные эмоции тоже нуждаются в канализации, что позволяет потом сосредоточить все мысли только на работе.

Летом 2002 года компания Gallup провела исследование, охватившее 1000 американцев. Более половины (53%) после отпуска заявляли, что устали.
19% отчитались, что чувствуют себя полностью измотанными. Основной причиной считают сокращение времени сна в отпуске.


www.mentalhealth.about.com

Чтобы глаза горели

Гули Базарова, руководитель «Центра Кадровых технологий-ХХI век» отмечает, что за неделю до отпуска и первую неделю после отпуска наблюдается снижение деловой активности сотрудника. Интересно, что его «нерабочее настроение» влияет на окружающих.

Если сотрудник недоволен проведённым отпуском, например, занимался ремонтом квартиры или не имел достаточно средств для желаемого отдыха, то проблему адаптации можно решить, если дать ему по выходу хороший проект с вероятным и значимым результатом или такую работу, от которой бы «глаза горели».

К встрече «возвращенца» можно и нужно подходить творчески, - считает Гули Базарова, -например, устроить розыгрыш, в который будут вовлечены все сотрудники отдела. Стол вернувшегося заваливают записками о срочных делах, и два-три часа, отпускник «весь в мыле» бегает от ксерокса к факсу, стремясь выполнить все поручения, и слышит от окружающих, что «все не успевают», «очень много работы за последние две недели» и «как хорошо, что ты вернулся». После коллеги благодарят его за то, что вся работа сделана и теперь появилось время для того, чтобы слушать отчёт об отпуске. Правда такое «погружение» в рабочий ритм скорее производит впечатление на тех, кто отгулял отпуск первый раз.

Анастасия Михайлина, отдел рекрутмента и развития сети гипермаркетов Castorama Russia советует ввести в практику написание action-plan'а, посвященного делам собирающегося в отпуск сотрудника. Этот план составляется им вместе с непосредственным руководителем и суть его состоит в ответах на вопросы "что делать, если?". Написанный план обсуждается с сотрудником-заместителем, чтобы убедиться, что ему как временно ответственному за ход событий лицу все полностью ясно и понятно. Сотруднику после отпуска по такому плану гораздо удобнее принимать дела, так как ни один из блоков и проектов не будет потерян.

Многие западные компании практикуют несколько простых, но эффективных принципов организации выхода сотрудника из отпуска на работу. Чаще всего отпуск планируется таким образом, чтобы сотрудник приступил к работе с понедельника. По статистике специалист, приступивший к работе в среду-четверг и, особенно, в пятницу, испытывает больше стресса и менее продуктивен.

В нашей компании, - рассказывает Анастасия, - принят принцип «погружения»: в первый рабочий день сотрудник сразу, с девяти часов утра, встречается тет-а-тет со своим руководителем – они беседуют о том, как идут дела в отделе, что нового произошло за время отсутствия отдыхавшего, в какие проекты вовлечены его коллеги. Не создавая напряжения в первый же час, мы плавно вовлекаем сотрудника в рабочий ритм и контекст текущей деятельности.

Один из самых эффективных инструментов быстрого и качественного «вовлечения» отдыхавшего в работу – обсуждение action-plan’а, о котором мы писали выше. Это следует делать втроем – вышедший из отпуска специалист, замещавший его сотрудник, и их руководитель. Таким образом вернувшийся из отдыха сотрудник получает полную и ясную картину состояния своих дел, без риска упустить что-то из внимания, без страха воскликнуть спустя месяц: «Ой, точно, после выхода из отпуска я об этом совсем забыл!». Информация – лучшее средство против стресса и волнения. Кто обладает информацией – тот спокоен.

Конечно, не стоит забывать о самом важном элементе встречи вновь вышедшего на работу коллеги – об атмосфере в коллективе в день его выхода. Тон, как правило, задает руководитель подразделения и в большинстве случаев сотрудники следуют его примеру. В Castorama сотрудники дарят коллегам сувениры в том случае, если отпуск был проведен за рубежом, или приносят пирожные и фрукты для совместного чаепития. Все это очень хорошо сказывается на межличностных отношениях в коллективе.

Невозвращенцы

Одной из существенных проблем для HR-службы является стандартное решение сотрудника – уволиться, отгуляв отпуск. По данным HRM.ru до 80% увольнений по инициативе работника приходятся как раз на послеотпускное время. Может быть дело в снижении настроения, в послеотпускной «депрессии»? Скорее всего, это не так. Многие сотрудники находятся в поиске именно во время отпуска. Решение такого рода является сознательным, выверенным, и шансы на то, что путём переговоров удастся сохранить сотрудника минимальны. Что делать? Обеспечивать кадровый резерв, работать в контакте с начальниками подразделений и при первом же сомнении в том, что сотрудник вернётся после отпуска не откладывать разговор о его намерениях – так вы получите информацию и будете готовы к поиску. Кстати, зачастую увольнения по собственному желанию случаются из-за того, что руководитель отказывает сотруднику в отпуске.

Но существует и другая сторона проблемы – по разным причинам люди отказываются от отпуска. Потому что боятся потерять место работы, или от того, что работа творческая и действительно приносит удовольствие.

7 правил как встречать сотрудника из отпуска.

1. Проявить внимание, выраженное в ритуальных действиях – цветы, открытка, апплодисменты - заметить, показать, что вернувшийся по-человечески важен для коллектива.

2. Дать выход эмоциям – устроить чаепитие с рассказом отпускника и «отчетом» об отпуске. Это позволит обменяться эмоциональной энергией и поднимет командный дух.

3. Творческая встреча – розыгрыш, придумать как пошутить над тем, кто вернулся – такой способ применим для сложившихся коллективов, при этом важно знать меру.

4. Устроить «погружение» в рабочую реальность: руководитель проводит беседу с отпускником и замещающим сотрудником, информирует о произошедших событиях, при этом помогает предварительное составление action-plan'а. Обсуждение его выполнения, перспектив работы позволяют сотруднику легче адаптироваться.

5. Отложить на некоторое время ответственные задания и снизить стрессовую нагрузку на возвращающегося, если это возможно. Постепенно в течении недели повысить темп работы.

6. Если сотрудник недоволен прошедшим отпуском то руководитель может поручить ему знакомую работу с явно прогнозируемым результатом, тем самым компенсируя негативные эмоции.

7. Отпуск должен сопровождаться полным или частичным отключением сотрудника от рабочей реальности, иначе получается, что никакого отпуска как будто не было, при таких обстоятельствах встретить того, кто как бы не уходил, затруднительно. Планировать отпуск лучше так, чтобы сотрудник вышел на работу в понедельник.

А мы никуда не уходили!

Интервью с Евгенией Поповой, директором по работе с персоналом рекламной группы BBDO Russia

Какие важные проблемы, связанные с отпуском, актуальны по вашему опыту?
Рекламный бизнес – особое явление, на мой взгляд. Здесь каждый чувствует свою незаменимость, а каждый проект – как родное дитя, которое не оставишь без присмотра надолго даже доверенным и проверенным людям. Поэтому самая большая проблема для нас – это выбрать время для отпуска, об утвержденном на год графике мы уже и мечтать перестали! И даже если выбрал и успел запланировать, обязательно, как назло, в это время и случается потрясающе интересный проект, которого, кажется, ждал всю жизнь. И как тут не поучаствовать? И никакие аргументы из серии «у тебя же отпуск», «не волнуйся, сходи отдохни, мы поручим кому-нибудь другому» не действуют. Отсюда проблема номер два – неиспользованные отпуска, и с этим тоже пытаемся бороться. И, наконец, в-третьих: учитывая все наши специфики и особенности, сотрудники часто дробят свой отпуск по 2-3 дня: заняться домашними делами, решить какие-то проблемы, а то и просто выспаться. Но это, увы, никак не может служить заменой полноценного отдыха. В результате усталость накапливается, трудоспособность снижается.

Сталкивались вы с проблемой послеотпускного стресса у сотрудников вашей компании, если да - какие способы с ним справиться?
Бог миловал… Возможно, потому, что наши сотрудники редко «отпускают» себя больше, чем на 2 недели подряд. А зачастую их годами в отпуск не выгнать! Да что говорить, если они и в отпуск с собой берут ноутбуки, кпк и не выключают телефоны? Мало того, они же из отпуска умудряются истязать своих коллег звонками и письмами, беспокоясь о любимой работе! Так что для наших отчаянных трудоголиков скорее отпуск является стрессом.

Шутки шутками, но на самом деле максимум, что случается, - это сотрудник заболевает в течение 1-2 недель после возвращения из отпуска. Хотя лично я склонна верить, что это результат банальной акклиматизации. К тому же привыкший к высокому уровню адреналина в крови организм в отпуске расслабляется, теряет привычный ритм и уровень иммунитета, как ни странно, снижается. Хотя, по логике вещей, должно быть наоборот.

Как встречают сотрудники компании коллег, отгулявших отпуск? Существуют ли по этому поводу какие-то традиции в ваших коллективах?
Ковровой дорожки ни разу не стелили, честно. Обычно встречают восклицаниями, призванными выразить восторг, что человек, наконец, вернулся, а также традиционными вопросами на тему «как отдохнул?», «куда ездил?», «понравилось ли?», «а фотки будут?». Зато есть некая традиция привозить из отпуска коллегам что-нибудь! Видимо, чтобы не так сильно мучила совесть, что пока ты отдыхал, остальные работали. Этот «бакшиш» случается в разных вариантах: мелкие сувениры из дальних стран или национальная еда, напитки выставляются для всеобщей дегустации, иногда просто приятные сладости из Duty Free. Главное, что это некий «привет», послание из иных миров – миров, где отдыхают, а не работают, куда трудно попасть из-за вечной нехватки времени. Вернувшийся из отпуска сотрудник обычно выкладывает фотографии для всеобщего обозрения, а также с удовольствием проводит целый ряд ежедневных чаепитий и перекуров с разными коллегами, делясь впечатлениями.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Сэм Уолтон, основатель сети розничной торговли Wal-Mart

Проходит не больше недели или двух, и сотрудники начинают относиться к покупателям точно так же, как сама компания относится к своим сотрудникам.

 

Сделать стартовой