Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Чапек Карел

Карел Чапек/Carel Capek

 

 Cаранча - стихийное бедствие, хотя в одиночку она совсем не страшна. То же самое и с дураками.

Карел Чапек


Описать этого многогранного и талантливого писателя можно примерно так: писатель с мировым именем, фантаст, сатирик, автор слова «робот»; один из идеологов первой Чехословацкой республики, друг президента Масарика, автор публицистических статей, защитник демократии, враг фашизма и тоталитаризма; автор детективно-философских рассказов и серии «Апокрифов», полных метких наблюдений над человеческой природой; писатель-авангардист, одним из первых описавших в художественной литературе трагедию «Титаника»; переводчик Гийома Аполлинера, с которого, собственно, начался невиданный взлет чешской поэзии 20-го века; философ, многие идеи которого актуальны и в современном мире. Все это будет справедливым для характеристики Карела Чапека.

В своей стране  известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера «Зона» - своеобразного манифеста нового поколения поэтов. А всемирную известность Чапек получил после постановки пьесы «R.U.R.» - о восстании машин. Именно там было впервые употреблено слово «робот». Его перу принадлежат и книги для детей, и путевые заметки, и «Апокрифы», и книги детективных рассказов – «Из одного»  и «Из другого кармана». Кроме того, Чапек стал биографом президента Чехословакии Масарика, издав несколько томов «Разговоров с Т.Г.М.» - в высшей степени поучительных бесед о том, на каких принципах должно строиться молодое государство. Кроме этого, в свое время Чапек приобрел известность как талантливый журналист и публицист. Он писал обо всем, что видел: быт, работа, отношения людей, искусство, политика, война. Карел Чапек отзывался о своей журналистской работе так: «Работу в газете я считаю великим благом: она заставляет меня интересоваться всем на свете - политикой, экономикой, спортом, последними новостями и т.д.; такое весьма широкое общение с жизнью весьма полезно человеку, проводящему за письменным столом шесть-восемь часов ежедневно». Отличительной чертой творчества Чапека в целом и его публицистики в частности является постоянный иронический, иногда сатирический характер. Все его очерки, эссе, публицистические заметки первоначально печатались в прессе, как обычный журналистский материал, и только позже сам Чапек объединял их в сборники и издавал отдельными книгами.

О Чапеке писали и до сих пор пишут литературоведы, потому что как писатель и как человек он до сих пор нам интересен и близок.

 

Карел Чапек – талантливый и многогранный

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице  в семье деревенского врача. В 1909 году он закончил пражскую гимназию. К этому же времени относятся и его первые литературные опыты - сначала в поэзии, затем в прозе. А в 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником - авангардистом издал первую книгу рассказов – «Сад Краконоша», куда вошла большая часть ранних рассказов.

Окончил философский факультет Пражского университета (1915).

Трагические события 1-й мировой войны 1914—18 определили напряжённые поиски Чапека критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов «Распятие» (1917), «Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия «Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд»; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы «R. U. R.», 1920, — о восстании роботов; слово «робот» придумано Чапеком; «Средство Макропулоса», 1922; романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924).

В начале 20-х гг. Чапек создаёт путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. Чапек сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана», оба — 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы» (1932).

Обострение социальных противоречий и «животная доктрина» фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал» (1933), «Метеор», «Обыкновенная жизнь» (обе — 1934). Вершина творчества Чапека — роман «Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала «цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Чапека «Мать» (1938)

Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 г. и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Умер Карл Чапек в Праге 25 декабря 1938 года, на рождество. По легенде, предчувствуя беды, которые грядут в Чехословакии, он отправился в храм святого Вита и целую ночь молился там (совершенно неожиданный поворот в биографии Чапека - скептика и агностика) в неотапливаемом огромном зале. После этого писатель заболел воспалением легких, и через неделю его не стало. Известно, что смерть спасла его от неминуемых после захвата Праги нацистами репрессий.

Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей и мемориальный музей на родине писателя.

 

Источники:

http://www.peoples.ru

http://www.kultura.prag.ru

 

 

 

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

27 сентября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Лоренс Питер

Если верно, что человечество учится на своих ошибках, нас ожидает блестящее будущее.

 

Сделать стартовой