Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Форд Генри

Генри Форд/Henry Ford

 

Всякому,  думающему  прежде  всего об  упорном  труде,  о наилучшем исполнении своей работы, открыт путь к успеху.

Генри Форд


Генри Форд - создатель автомобиля, кроме того, его также можно считать изобретателем конвейера. Правда, до него уже существовали транспортеры, но именно Форд сделал производство поточным. Журнал «Fortune» назвал Форда  лучшим бизнесменом XX века. Его компания «Ford Motor» и по сей день является известной компанией. Форд начал с создания одного автомобиля, а в итоге стал очень известным, богатым и уважаемым человеком в мире. Его некоторые инновации принесли пользу и стали толчком в развитии в разных отраслях. Под лозунгом «автомобиль для всех» завод Форда выпускал наиболее дешевые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Компания «Ford Motor Company» существует и по сей день.

Некогда весьма популярная книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» носит,  как видно  из  ее названия,  автобиографический характер. В  течение десятилетий в США и  ряде других буржуазных  стран она служила  своего  рода «деловой  библией»  честолюбивых  и энергичных молодых  людей,  стремившихся повторить   стремительный   взлет  «наверх»   трудолюбивого   и  смышленого деревенского паренька, ставшего гордостью и символом Америки начала XX века, миллиардером,  автомобильным  королем  и  даже  одним  из  кандидатов  в президенты США.

Г. Форд был талантливым изобретателем и оригинальным конструктором.

В эпоху, когда весь цивилизованный мир  был повально увлечен паровой машиной и новомодным  тогда электричеством,  он  первым  применил  заимствованную из английского  журнала  идею  бесшумного газового  двигателя  для  создания  в 1892- 93  годах прообраза современного автомобиля. К новациям Г. Форда можно отнести   и  создание  им   на   своих   предприятиях   специальной   службы социологических исследований со  штатом  60 человек, а также изучения быта и досуга своих работников. В этом нетрудно видеть закономерное внимание умного капиталиста  к   тому,  что   сегодня   мы  называем  человеческим  фактором общественного  производства. Кроме этого, можно сказать, что на  излете  промышленной  революции  Форд  как  бы предвосхитил  контуры  некоторых  траекторий  подспудно   вызревавшей  тогда научно-технической революции. Некоторые   из  принципов   организации   труда, разработанные  Г.  Фордом,  переняли   (естественно,  с  учетом специфики   автоматизированно-компьютерного   производства)   новые   лидеры автомобилестроения  -  японские  компании.

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в Дирборне, штат Мичиган. Начал работать с 16 лет учеником машиниста в Детройте и подрабатывал в мастерской по ремонту часов, что в дальнейшем стало его хобби. Самостоятельно изучив механику, стал специалистом. Форд занимался установкой и ремонтом паровых двигателей паровозов. В 1893 году, когда ему исполнилось всего 30 лет, он сконструировал свой первый одноцилиндровый бензиновый двигатель. На этом он не остановился и уже через три года он представил миру первый автомобиль. Конечно, он мало напоминал современное авто, а больше был похож на легкую повозку, оснащенную двухцилиндровым двигателем. В 1899 Форд решился на создание собственной авто-компании в Детройте. Но, к сожалению, его надежды не оправдались и буквально через два года компания обанкротилась.

После чего он решил стать автогонщиком, для того чтобы прорекламировать свои автомобили, в результате чего стал довольно таки известным автогонщиком.

В 1903 Форд основывает свою вторую компанию (с помощью инвесторов) - «Форд Мотор Компани». Но из 150 тысячного уставного капитала ему принадлежало всего 28 тыс. (25,5 % акций).


Жизнь и достижения Генри Форда

Когда-то, в далеком 1847 году, отправился через океан в неведомую Америку его дед Джон Форд. У семейства, ютившегося в продуваемой ветрами тесной деревянной каюте, не было на далеком континенте ничего — ни дома, ни земли, ни близких людей. Переселенцы могли рассчитывать лишь на себя. Джон Форд вполне мог подписаться под изречением своего внука Генри: «Не бойся будущего и не относись с почтением к прошлому. Неудачи лишь дают повод начать снова и более умно». Уильям Форд, сын старого Джона, уже твердо, обеими ногами стоял на американской земле. Он был уверенным в завтрашнем дне владельцем большой фермы в штате Мичиган. Родившийся 30 июля 1863 года сын Генри стал его первенцем. С отцовской фермы и начался путь Форда к автомобильному трону. Отец был недоволен им, считая лентяем и неженкой, — сын вел себя как принц, волею судьбы очутившийся на ферме в штате Мичиган. Все, что ему велели, Генри делал с неохотой: кормил кур, доил коров. И тех, и других он ненавидел до самой смерти и терпеть не мог молока. «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе — каким-нибудь другим способом». Отец точки зрения сына не разделял. Усовершенствования? Они только для лентяев — если ты честно, в полную силу, работаешь, тебе они не понадобятся. Генри больше любил мать, чем отца. Поглощенная заботой о домашнем хозяйстве и своих шести отпрысках, она находила время почитать на ночь книгу своему старшему, поговорить с ним по душам. Мать на всю жизнь осталась для Форда эталоном женщины.

Пройдет немало лет, и новоиспеченный президент «Форд Мотор Компани» прежде всего введет на своем заводе такое правило — женщин на работу нанимать только в крайнем случае. Дело женщины — это дом, семья. Если же принятые в компанию в виде исключения девушки выходили замуж, им сразу отказывали в работе. Во многих отношениях Форд был сыном своих консервативных родителей-протестантов.

Когда сыну исполнилось двенадцать, отец подарил ему карманные часы. Тот не утерпел — поддел отверткой крышку, и его глазам открылось нечто чудесное. Части механизма взаимодействовали между собой, одно колесико двигало другое, каждый винтик здесь был важен. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку вставшие хронометры. Вторым потрясением стала встреча с локомобилем.

Мэри Форд, мать Генри, умерла, когда сыну только исполнилось 13. Выждав еще четыре года, Форд ночью пешком, никому ничего не сказав, ушел в Детройт: он ни за что не станет фермером, как того хочет отец. В Детройте его, конечно же, никто не ждал, и денег было — кот наплакал. Но тем короли и отличаются от простых смертных, что умеют, когда надо, поставить все на карту.

На заводе, куда он устроился, делали вагоны для конки. Здесь он долго не продержался. Форду достаточно было только дотронуться до сломанного механизма, чтобы понять, в чем неисправность. Одаренному новичку стали завидовать другие рабочие. Они делали все, чтобы выжить выскочку с завода, и преуспели в этом. Генри устроился на судостроительный завод братьев Флауэр. Ночами он подрабатывал починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.

Вскоре Форд перешел работать механиком на локомобилях фирмы «Вестингауз», где вновь продолжил свои искания: а что если построить маленький «легковой» локомобиль, также работающий на пару? А Уильям Форд тем временем решил сделать последнюю попытку вернуть сына на землю: предложил 40 акров земли с условием, что тот больше никогда в своей жизни не произнесет слово «машина». Неожиданно Генри ответил согласием. Отец остался доволен, сын тоже. Легковерный Уильям и не подозревал, что сын попросту дурачит его. Для Генри этот случай послужил уроком: хочешь стать королем — будь готов солгать.

Дело было в том, что он задумал жениться. Клара Брайант была моложе его на три года. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Их связывало многое — также как и Генри, Клара родилась в семье фермера, не гнушалась никакой работы. Родители девушки — люди набожные и строгие, конечно, не отдали бы ее за молодого человека без гроша за душой, без земли и дома. Так что предложение Форда-старшего пришлось как нельзя кстати. Построив наскоро на своем участке уютный домик, Генри поселился в нем с молодой женой. Клара очень напоминала Мэри Форд — такая же добросердечная, домовитая. Трудно стать королем, когда в тебя никто не верит. Много лет спустя автомобильный монарх скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда». Клара могла часами слушать рассуждения мужа об идее создания самодвижущегося экипажа. На протяжении долгой семейной жизни она всегда умела сохранять элегантный баланс — интересовалась делами мужа, но никогда не вмешивалась в них. Однажды Форд-старший обнаружил уютный домик молодоженов покинутым — Генри с Кларой неожиданно переехали в Детройт, где Форд поступил работать в Детройтскую электрическую компанию инженером. На новой работе он сумел расставить все по местам. Днем работал, а ночи проводил в небольшом сарае позади дома, где конструировал двигатель для своего самодвижущегося экипажа.

В ноябре 1893 года Клара подарила Форду сына. Мальчика назвали Эдсел. Король никогда не забывал оказанных ему услуг. Когда была создана «Форд Мотор Компани», врач, некогда принимавший у Клары роды, всегда мог получить здесь любое техобслуживание бесплатно.

В том же году, что и Эдсел, появилось на свет еще одно детище Форда. Под Рождество, прямо на кухню, где жена готовила индейку, Генри принес мотор. Он велел Кларе одной рукой держать бутыль с какой-то жидкостью, а другой — повернуть большой винт. Мотор завелся, и комната наполнилась выхлопами. Форд засиял от счастья почти так же, когда услышал первый крик Эдсела. Вскоре мотор был установлен на тележке, и его сооружение на долгое время оказалось первой и единственной машиной в Детройте.

Форд всю жизнь считал, что единственный человек, которым стоит восхищаться и которому не грех подражать, это — Томас Эдисон. В 1887 году на конгрессе электротехников в Атлантик-Сити Генри Форд смог увидеть великого изобретателя и миллионера. «Мне удалось поймать мистера Эдисона одного, и я рассказал ему, над чем работаю. Потом я спросил у него, имеют ли, по его мнению, будущность двигатели внутреннего сгорания». Форд ожидал, что ученый разразится панегириком во славу всемогущего электричества, однако услышал: «Продолжайте работу над вашей машиной. Если вы достигнете цели, которую себе поставили, то я вам предсказываю большую будущность». Обратно в Детройт Форд летел точно на крыльях. Сам Эдисон поверил в него. Теперь он просто обязан добиться успеха.

В 1903 году была зарегистрирована «Форд Мотор Компани». Генри стал главным управляющим. До заветного трона оставалось считанные шаги. Компания одна за другой выпускала модели А, В, С. Машины продавались, но Форда не покидало чувство, что это совсем не то, что он искал. Почему бы не отказаться от роскошного, отделанного деревом и кожей салона, изысканного кузова? «Под солнцем очень мало нового», — говорил Генри. Простота — вот в чем залог успеха. Почему машина продолжает быть синонимом дорогой игрушки, забавы? Ему нужен такой автомобиль, который сможет позволить себе каждый. Его машина будет столь простой в управлении, что каждая женщина захочет ее водить. Да, он сделает такой автомобиль. Его, Генри, на заводе прозвали «клубок»: управляющий, казалось, обладал сверхъестественной способностью находиться сразу в нескольких местах. Провернув несколько сложных операций, Форд стал главным владельцем компании. Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то, они везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов».

Наконец была собрана первая модель «Т», которой суждено было стать на долгое время настоящим символом Америки. Кроме того, в апреле 1913 года на заводе в Детройте он пустил первую поточную линию, которая позволила всего за один год поднять производительность труда на разных участках сборки от 40 до 60%.

Постепенно монарх стал вырождаться в тирана. Для начала он ввел на своем заводе знаменитый принцип «5 долларов за рабочий день».  Все знали, что босс не терпит курящих на своем заводе. Рабочим запрещалось в цехах разговаривать друг с другом на темы, не касающиеся производства. На заводах Форда большую часть рабочей силы составляли иммигранты. Чтобы пресечь на корню праздные разговоры, их расставляли вперемешку — немца с русским, француза с китайцем и т. д. Все знали о патологическом неприятии Фордом полных людей. Сам монарх был на редкость сухопар и желал, чтобы все его подчиненные были такими же. Одного инженера он даже уволил, сказав: «Придешь, когда сбросишь 50 фунтов».

Форд никогда не сообщал подчиненным об увольнении лично. Просто на другой день неугодный сотрудник, явившись на работу, находил свои стол и стул изрубленными на куски, а бумаги — разбросанными по конторе.

С возрастом Форд становился все более обидчивым. Однажды он подал в суд на газету «Чикаго Трибьюн» за то, что та назвала его невежественным. Адвокат газеты получил разрешение проэкзаменовать Форда по программе средней школы. Ни на один вопрос истец не ответил, но не растерялся. Да, он не знает, что сделал для страны Джордж Вашингтон. И что с того? Он механик-самоучка и не скрывает этого. Такие, как он, сделали эту страну! Вот они сидят здесь, у каждого в кармане по три университетских диплома, но ездят они на его, Форда, машинах! И хотя суд не удовлетворил его иск, Форд вышел из зала триумфатором.

К началу 1924 года Генри владел несколькими заводами, электростанциями, множеством шахт и рудников, лесов и ферм. У компании были аэропорт, собственное издательство, киностудия и даже каучуковая плантация в Бразилии. Детище Форда благополучно пережило экономический кризис в конце 20-х годов. И, наконец, автомобильный монарх заложил на берегу реки Ривер-Руж новый завод. Что же касается семьи, то здесь не все было так просто.

Эдсел Форд всю жизнь был наследником, но так и не стал королем. Сын не уставал разочаровывать Форда. С детства он учил его тому, как надо управлять компанией, и что же? Он мягок и — подумать только! — прислушивается к мнению других, прежде чем принять решение. Он не может, когда надо, стукнуть кулаком по столу и сказать, как его отец: «Это моя компания, и она будет такой, как я хочу!» С годами у короля появилась настоящая мания — ему все время казалось, что какой-то интриган, зарящийся на его трон, пытается влиять на него через мягкотелого Эдсела. Он считал увлечения Эдсела — музыку, коллекционирования картин — пустой тратой времени и денег.

Только-только отношения отца и сына стали налаживаться, как Эдсел вновь вызвал монарший гнев — заявил Форду, что модель «Т» устарела! У короля и так проблем по горло — профсоюзы наседают, требуя, чтобы он улучшил условия труда на своих заводах. Нервное напряжение сказалось — в 1938 году у Генри Форда случился инсульт. Но старик поправился на удивление быстро. Казалось, король непотопляем.

Форд долго сопротивлялся, но был вынужден подписать договор с профсоюзами. На его решение повлияла Клара. Она, видя, что здоровье мужа пошатнулось, заявила — или договор будет подписан, или она уходит от него. «Сейчас я понимаю, что она права, — сказал король после подписания. — Нельзя недооценивать силу женщины». У Эдсела было трое сыновей. Все три внука короля учились бизнесу в «Форд Мотор Компани». Форд невзлюбил и их. Его враги могут отнять у него компанию, влияя на его внуков. После второго инсульта король изменился — стал забывчив, боязлив без причины, утратил способность четко мыслить, иногда заговаривался. Из-за нежелания Форда отказаться от выпуска модели «Т» компания переживала тяжелые времена. Старик постоянно срывал подписание выгодных контрактов, которые с таким трудом добывал старательный Эдсел. Было ясно, что руководить компанией Форд больше не может. Но кто посмеет отнять у короля его королевство? Форд умирать не собирался, отрекаться тем более. Заболел Эдсел, но Генри это не беспокоило. Он был уверен, что здоровье сына можно восстановить как поломанный двигатель.

В 1943 году Эдсел умер от рака. Старика смерть сына не огорчила. Форд бездействовал, а его приближенные, те, кто фактически управлял компанией, рвали королевство на части. Генри Форд II, внук монарха, даже носил с собой в офис револьвер — на всякий случай. Тут Клара опять взбунтовалась. Она объявила Форду, что если он не передаст компанию внуку, она уйдет от него сию минуту. И старик сдался, Генри Форд II стал президентом компании.

Утратив ясность мысли, Форд до самой смерти был в хорошей физической форме — сухощавый, подвижный. На покое сложивший сан монарх сделался вегетарианцем, полюбил наблюдать за птицами. 7 апреля 1947 года он сел в свой автомобиль и вместо обычной прогулки по проселочным дорогам велел шоферу ехать на Ривер-Ружский завод. Увидев, как причаливает грузовое судно «Генри Форд II», сказал своему водителю гордо: «Это мой корабль», но потом явно огорчился, заметив на борту цифру «II» после своего имени. Король точно чувствовал, что видит свои владения в последний раз. После Ривер-Ружа он велел отвезти его на фамильное кладбище. Этой же ночью король умер. Когда гроб с его телом опускали в могилу, заводы компании встали. А Генри Форд II из окна своего кабинета смотрел, как рабочие после прощания возвращались в цеха, как вновь начинают дымить заводские трубы. Надо работать. Нельзя останавливаться. Дед говорил: «Многим людям работа представляется битвой, которой надо как можно скорее положить конец. Жизнь — это не остановка, а путешествие. Тот, кто думает, что он остановился, на самом деле катится вниз».

Источники:

http://lib.ru

http://www.brandperson.ru

http://www.vokrugsveta.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

15 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Карел Чапек

Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них - поручить это дело садовнику.

 

Сделать стартовой