Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


По счётчику (сайт HRM.ru, 15 ноября 2007)

По счётчику (сайт HRM.ru, 15 ноября 2007)

Юрий Нескородов

Ежегодные убытки, которые компании во всём мире несут по причинам, так или иначе, связанным с нарушениями трудовой дисциплины исчисляются сотнями миллиардов долларов. Львиную долю этих денег составляют потери, спровоцированные нарушениями регламентированных предприятиями режимов времени или попросту - опозданиями и прогулами. Старая как мир головная боль всех работодателей, в свете общей тенденции к либерализации трудовых отношений, сегодня сильна, как никогда. Меж тем, набор методик, применяемых современными организациями для спасения потерянного времени разнообразен и пригоден для решения большинства актуальных проблем дисциплины.

До недавних пор, самыми злостными нарушителями режима времени в мире считались жители Эквадора, вообще не считавшие опоздание менее чем на 15 минут опозданием. Взяться за ум их заставили результаты проведённого в 2003 году экономического исследования, результаты которого наглядно демонстрировали объём ежегодного ущерба, - причиняемого стране менталитетом её граждан, - на тот момент превышавший один млрд. долларов. Одной из наиболее пунктуальных наций принято считать японцев, хотя поспорить за это звание с ними могли бы, на уровне архетипа связанные с педантичностью, немцы, а также жители ряда североевропейских стран.

Результаты исследования американских социологов одной из главных причин систематических прогулов и опозданий называют демонстрацию делинкветного поведения, присущего большинству подростков, но не до конца изжитого многими взрослыми людьми. Суть явления сводится к желанию выделяться из толпы и привлекать к себе внимание путём противопоставления собственной личности сложившимся в обществе или его отдельно взятой среде порядкам и правилам. Такие люди, обычно демонстративно опаздывая на работу, чувствуют себя бунтарями, хотя порой их желание быть замеченным коллегами может быть и неосознанным. Те же исследователи пришли к любопытному выводу: опоздания не зависят от гендерных или же возрастных признаков человека, как считалось раньше, но в значительной мере на пунктуальность влияют: черты характера, состояние здоровья, семейное положение и социальный статус.

Оборотной стороной такой ситуации может оказаться объективный мотив сотрудника, обоснованный, например, протестом против несправедливой дисциплинарной строгости руководства. В таком случае работодателю следует ждать того, что эти протесты в самом скором времени приобретут массовый характер среди персонала.

Не исключено и то, что сотрудник испытывает личную неприязнь к руководителю: его методам работы, особенностям поведения, даже внешности. Нередко неприязнь может иметь характер патологии и распространяться вообще на всех людей, наделённых хоть какой-то властью.

Чтобы понять, как быть в этом положении, организация в лице руководителя или эйчар-директора должна уяснить для себя, какой профессиональной ценностью обладает проблемный сотрудник. Возможно, значимость человека такова, что него одного имеет смысл пойти на уступки и частично поступиться корпоративными порядками, как вариант, сделать для работника послабления в рабочем режиме: от официального разрешения на получасовые опоздания, вплоть до перевода на свободный график. Но сотруднику, не играющему важной роли в капитализации предприятия, или новичку, пока не имеющему в организации серьёзного веса позволять себя так вести не стоит.

Возможен и другой вариант, когда причиной опозданий становится защитная реакция человека на агрессивные для его личности факторы, сопряжённые с нахождением на рабочем месте. Сокращение времени пребывания на рабочем месте в данном случае может быть как сознательным, так и подсознательным. Природа защитного механизма такова, что срабатывает он, вне зависимости от воли человека. Причинами могут быть низкий уровень мотивации или нелюбовь к исполняемым обязанностям. Когда некогда любимая работа становится рутиной, можно не сомневаться, что опоздания – наименьшее зло из тех, которых стоит бояться работодателю. В худшем случае сотрудник может полностью выключиться из рабочего процесса. В этой ситуации хронические опоздания своевременно индицируют степень заинтересованности человека в деле. Заинтересовать его может даже намёк на перспективу повышения по должности или прибавка к жалованию.

Другой причиной срабатывания защитного механизма могут быть проблемы во взаимоотношении с коллективом. Это касается не только новичков, хотя именно они, чаще других, подвержены стрессам при переходе на новую работу. Не исключено, что причина конфликта с коллективом может крыться и в самом сотруднике. Неуживчивый характер или низкий уровень социализации приводят к тому, что коллектив отвергает человека. Порой ситуация заходит слишком далеко. От игнорирования команда переходит к откровенной травле новичка. Термин “моббинг”, не так давно появившийся на Западе используется для описания открытых форм конфликтов такого рода в офисной среде. И здесь организация встаёт перед выбором: либо защитить человека путём перевода в другой отдел или, если речь идёт об управляющей должности, обеспечить его отдельным кабинетом, либо, опять же, сообразуясь с его ценностью, предложить ему выходное пособие.

Объективные факторы становятся причиной опозданий совсем не так редко, как может казаться. В числе наиболее распространённых поводов: проблемы с транспортом и со здоровьем. Эти проблемы легко решаются в компаниях, которые могут позволить себе предоставить сотрудникам расширенный социальный пакет: аренду жилья для иногородних сотрудников и медицинскую страховку в хорошей клинике. Начальству организациям, чей бюджет не предполагает таких расходов, можно посоветовать относится к людям с большим пониманием.

В числе других профилактических мер очень часто используется метод контроля посещаемости. Одни компании ведут учёт времени прихода и ухода сотрудников с помощью записей в амбарных книгах, другие автоматизируют этот процесс, используя специальные идентификационные карты-ключи, без которых сотрудник не сможет попасть в здание. В конце месяца, систематизированные, эти данные ложатся на стол эйчара, который, суммируя минуты прогула каждого сотрудника, производит вычет из его зарплаты или премии. При введении данной меры, необходимо проанализировать её эффективность. Какая-то часть персонала, безусловно, будет мотивированна риском, потерять часть зарплаты, других – нововведение, напротив, ожесточит и настроит против руководства. Избежать этого поможет грамотное вложение средств, удержанных с сотрудников. Делить эти деньги между сотрудниками, отличающимися примерной дисциплиной, всё же неверно. Это приведёт к расслоению внутри коллектива, и никоим образом не будет способствовать продуктивной деятельности организации. Наниматели, стремящиеся к развитию своих подопечных, могут вложить эти деньги в групповые или индивидуальные тренинги, обучающие организации времени, для прогульщиков. При условии, что сотрудник действительно видит в своих опозданиях проблему и искренне хочет измениться, этот вклад может оказаться серьёзной инвестицией в будущее компании. Тайм-менеджмент может оказаться небесполезен и для самых пунктуальных работников, поскольку поможет им выявить слабые места в их планировании времени.

Самый неудачный способ, распорядиться штрафными вычетами – положить их в свой карман. Существует ряд компаний, как правило, с огромной кадровой текучкой, планирующих сумму штрафных вычетов на месяц вперёд. В таких условиях, работники штрафуются за любую мелочь, разумеется, оставаться на таком месте долго не захочет никто.

Многие работодатели предпочитают разбираться с опаздывающими с помощью личных доверительных бесед, стараясь вникать в их трудности и, помогая искать пути их разрешения. Этот вариант – наиболее либерален и помогает управляющим сплотить команду вокруг себя, но, если босс проявит себя чересчур мягкотелым, работники могут сесть ему на шею.

Более жёсткий вариант устного внушения – выговор. Система выговоров обычно строится следующим образом. Сначала опоздавшему делают предупреждение, затем объявляют строгий выговор, на третий раз - штрафуют или увольняют.

Последний способ воздействия отвечает нормам трудового кодекса, по которому работодатель может уволить сотрудника, если тот опоздал два или более раза без уважительных причин в течение текущего года.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

21 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Шарль де Голль

Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов.

 

Сделать стартовой