Мифы и реальность командообразования (Энциклопедия карьериста Topcareer.ru)
Мифы и реальность командообразования (Энциклопедия карьериста Topcareer.ru)
За последние несколько лет заметно возросло желание российских менеджеров и HR-директоров решить проблемы взаимоотношений в коллективе через командообразование.
Никогда не рассчитывайте, что так называемый "профессионал" действует исключительно в ваших интересах.
Дэвид Махони
За последние несколько лет заметно возросло желание российских менеджеров и HR-директоров решить проблемы взаимоотношений в коллективе через командообразование. Однако выбор тренингов командообразования сковывают стереотипы, затрудняющие продвижение действительно инновационного подхода в этой области. Анализируя практику проведения тренингов командообразования за последние 5 лет, мы пришли к выводу о существовании устойчивых мифов в этой области.
Миф №1. Любой тренинг командообразования направлен на формирование команды.
Очень часто, используя в своей речи некоторые «штампы», мы не задумываемся об истинном значении этих слов. Для нас привычно звучит фраза «управляющая команда», «спортивная команда», «команда сотрудников» и т.п. При этом не возникает никаких сомнений в том, что те, кого мы называем «командой», на самом деле ею являются. Создается впечатление, что название группы людей «командой» уже делает их причастными к этому процессу.
Но действительно ли любую группу людей можно назвать «командой»?
Одно из классических определений «команды» гласит: «Команда – это трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации» (Глоссарий.ру, Словари по общественным наукам).
Есть и еще одно определение: «Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации» (Глоссарий.ру, Экономические и финансовые словари)
В русском языке слово «команда» («team» в английском) имеет два базовых значения: приказ и специфичная группа. Обратите внимание – «специфичная группа», т.е. группа, не похожая на все остальные! Теперь рассмотрим другие термины, определяющие объединение людей и общепринятые в нашей терминологии - такие, как «коллектив», «малая группа» и «рабочая группа».
Коллектив – относительно компактная социальная группа людей, объединённых единым видом общественной деятельности, общностью интересов, ценностных ориентаций, установок и норм поведения и воплощающих отношения сотрудничества, взаимной ответственности и помощи друг другу.
Малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Рабочая группа - двое или более людей одинаковых или различных профессий:
- работающих совместно и согласованно для достижения целей по выполнению производственного задания, оказанию услуг; и
- несущих общую ответственность за результаты работы.
Исходя из этих определений, возникает вопрос – а что, собственно, мы формируем, заказывая тренинг командообразования? И чем будет отличаться уже имеющееся объединение сотрудников на предприятии от того, будущего, которое назовут «командой» после тренинга?
Если провести сравнительное исследование через определение понятий, то, в большинстве случаев, ничем. Имеющееся объединение сотрудников будет лучше соответствовать одному из трех определений – коллективу, малой группе или рабочей группе. Получается, что на предприятии мало что изменится. Если именно это и нужно службе персонала или руководителю предприятия, то можно смело заказывать двухдневные тренинги командообразования (часто называемые тимбилдингом).
Если необходимо качественное изменение, которое соответствует определению термина «команда», то за два дня это сделать не удастся.
Заблуждение, что построить команду можно за короткий срок при минимально затрачиваемых материальных и управленческих ресурсах связано с мифом №2.
Миф № 2 - Можно изменить поведение сотрудников, не изменив моделей мышления руководства и, связанных с этим, норм, правил и законов поведения.
Одним из важнейших ограничений эффективности работы отечественных предприятий является подход к управлению персоналом как к простому явлению, не требующему высокой квалификации. Можно сколько угодно рассуждать о том, что нужно изменить в работе персонала, чтобы она приносила больший доход предприятию. Но, без изменения модели мышления руководства, а, следовательно, и его поведения, реализовать эти изменения на качественном уровне будет крайне сложно.
Можно до бесконечности проводить корпоративные мероприятия по объединению сотрудников, выработке их лояльности предприятию, включая в них краткосрочные тимбилдинги. Но от этого структура управления предприятием и модели принятия решений качественно не изменятся. Это будет линейный процесс незначительных улучшений. Системных изменений, влияющих на все сферы работы предприятия, не произойдет.
Практика показывает, что наиболее эффективный способ преодоления данного ограничения – это построение команды руководителей на предприятии. Процесс этот сложен и относительно длителен по времени. Но это единственный реальный шанс перейти к качественным изменениям в системе управления. При этом созданное объединение будет отвечать требованиям определения «команды» и включать в себя элементы определений коллектива и рабочей группы.
Данный процесс будет затрагивать следующие аспекты деятельности руководства: распределение ответственности, атмосфера внутри команды, принятие коллег друг другом, взаимопонимание, отношение к ошибкам, отношение к конфликтам, принятие решений, отношение к критике, роль и место руководителя, соотношение личных и общественных целей.
Все перечисленные аспекты деятельности предприятия в результате создания управленческой команды начнут меняться. В результате этих изменений будет создана система, при которой предприятие начнет работать по-другому. Это приведет к новому механизму определения миссии предприятия, которая будет создаваться и, как следствие, разделяться членами управленческой команды. Исходя из нового понимания миссии изменится приоритетность целей и бизнес-процессов на предприятии.
Появится сильная команда менеджеров, способная передать импульс по личностному развитию и совершенствованию профессиональных навыков своим подчиненным. Тем самым, будут созданы новые условия для развития всех категорий персонала предприятия.
Продолжение следует