Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Иностранные топ-менеджеры в России (Кадровый менеджмент)

Иностранные топ-менеджеры в России (Кадровый менеджмент)

 

Одной из главных сфер приложения талантов в середине 90-х годов стал бизнес. Иностранные специалисты, иностранные бренды, оглядка на Запад, чужие модели (политические, экономические), глобализация, неприятие границ, технологии, в том числе политтехнологии и технологии вывода капитала и оптимизации налогов – все эти факторы стали определяющими в процессе развития бизнеса.

Привлечение западных топ-менеджеров в российские сети – это процесс совершенствования бизнес-механизмов. Большинство крупнейших российских компаний осознали это. Ведь вместе с человеком приобретаются уже опробованные на практике современные методы работы, по сути, готовый к употреблению чужой опыт. Западные специалисты вполне в состоянии принести те результаты, на которые рассчитывают руководители, и именно в тех сферах, которые наиболее важны для вашего бизнеса.

На российском рынке труда существует недостаток профессионалов в области управления и, особенно, в тех отраслях, которые не были развиты в нашей стране. Например, в розничной торговле, поэтому привлечение западных специалистов в этот сектор – закономерное явление. У них есть тот опыт и знания, которые необходимы российской рознице. Все большее место занимают сетевые структуры, успех которых во многом зависит от профессионализма топ-менеджеров, так как сеть – это особое отношение к издержкам, продвижению и т.д. Менеджеры из западных компаний приносят с собой знание технологий операционной деятельности, маркетинговой стратегии, видение тенденций развития рынка, IT-технологий и т.д. Приглашая западного специалиста необходимо оценить его личные достижения в данной сфере. Он, в свою очередь, должен учесть российскую специфику.

Основной причиной привлечения экспатов для ведения и консультаций крупных отечественных розничных проектов являются следующие моменты: на сегодня наибольшим успехом на рынке пользуются гипермаркеты с торговой площадью 8–12 тыс.кв.м и торговые центры, предоставляющие покупателям максимальный сервис и наибольший ассортиментный выбор. Количество локальных специалистов, способных полностью отвечать за развитие подобного рода проектов, исчисляется единицами. После прихода на рынок иностранных ритейлеров, почти все ведущие розничные компании занялись совершенствованием своих бизнес-процессов. И эти процессы будут только углубляться вплоть до 2008 года – момента полной концентрации и наступления пика конкуренции и насыщения на розничном рынке. Роль иностранных специалистов в проектах формализации существующих бизнес-процессов и освоении технологий торговли в большом формате может оказаться неоценимой. Не стоит забывать и о том, что среди основных проблем, стоящих перед ритейлерами на рынке, подбор топ-менеджерского персонала – одна из самых острых, особенно если говорить о менеджерах, имеющих опыт ведения start-up проектов с нулевой стадии.

Один из факторов найма западного топ-менеджера – подготовка к IPO. Если компания управляется западным специалистом, то для инвесторов это лишний раз говорит о том, что они идут в верном направлении. Но само по себе наличие западного топ-менеджера в период подготовки к IPO не является ни основным, ни принципиальным моментом. Если у компании проблемы со структурой управления, финансовыми показателями, концепцией развития, то приглашение экспата будет лишь декорацией и не позволит достигнуть поставленных целей.

Вариант приглашения западных специалистов с опытом управленческой деятельности в странах Восточной и Западной Европы сопряжен с рядом рисков. Основной – это уровень полномочий, который готовы делегировать владельцы компаний и который может быть несопоставим с уровнем амбиций и квалификации приглашенного специалиста. Кроме того, специфика отечественного рынка настолько своеобразна, что подчас абсолютно недоступна пониманию иностранцев, привыкших к прозрачности, логичности и подчиненности тем или иным схемам. В идеале отношения западного специалиста с акционерами не должны меняться в процессе сотрудничества – владельцы бизнеса определяют основные цели и задачи, хотят знать обо всех важных решениях, но не должны вмешиваться в процессы оперативного управления.

К тому же привлечение западных специалистов влечет за собой и значительное повышение, а иногда и полное формирование заново корпоративной культуры сети. А это очень важный аспект в становлении бизнеса и его пути к IPO. Именно иностранные специалисты могут оказать неоценимую помощь в этих процессах.

Нужно признать, что отечественной бизнес культуре примерно десять лет, в то время как западная складывалась столетиями. Закономерным является тот факт, что в развитии российского бизнеса принимали и до сих пор принимают участие западные экспаты, привносящие в компанию свои методы управления.

Так, отмечено, что в компаниях PriceWaterHouse Coopers, Вымпелком, «ГАЗ», принадлежащих к совершенно разным отраслям бизнеса. Задействованы иностранные работники. Очевидно, что руководители компаний сделали это для более эффективного развития своего бизнеса, так как кроме бизнес-культуры российские компании перенимают и западные технологии управления бизнесом.

Из-за рубежа в Россию пришло множество иностранных новаций: производственных идей, конструкторских и дизайнерских решений, продуктов и технологий. Безусловно, это помогло российским компаниям понять, в каком направлении им необходимо развиваться для достижения рыночного успеха.

Появление иностранных компаний и иностранных менеджеров в России, равно как и регулярные деловые поездки россиян за рубеж, ознакомили широкие круги отечественных производителей с другим типом бизнес-культуры. Западная бизнес-культура оказалась более развитой по сравнению с отечественной в части решения различных проблем, стоящих перед руководством компании, за счет более развитой административной организации, лучшего информационного контроля, более качественного финансового менеджмента, более высокого уровня партнерской дисциплины, более дружественных и гибких отношений с клиентами. Эта эффективность стала очень убедительным примером для российских корпоративных менеджеров, и многие из них стали активно внедрять новые организационно-управленческие принципы в экономическую практику своих компаний.

Сейчас российские специалисты сменяют иностранных гуру, появляются русскоязычные бренды, нащупываются собственные модели, появляется тяга к истории, начинается поиск корней, застывание, держава, оборона, важность государственных границ, вертикаль власти, возвращение морально-этического взгляда на бизнес. Сейчас важны уже не технологии, а социальная ответственность.

По материалам кадрового центра по подбору персонала «Виват Персонал»

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

21 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Томас Эдисон, изобретатель

Как только я решаю, что результат стоит затрат, я полностью на нём сосредотачиваюсь, и произвожу опыт за опытом, пока не добиваюсь успеха.

 

Сделать стартовой