Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Хулиганы, агрессоры и психи на рабочем месте (сайт HRM.ru, 29 августа 2007)

Хулиганы, агрессоры и психи на рабочем месте (Кадровый менеджмент)

 Евгений Власов


В общем стремлении сделать своё рабочее место здоровее и экологичнее нет ничего удивительного. Что доставляет наибольший дискомфорт? Что способно вызывать самые сильные негативные эмоции? Скорее всего, отношения с людьми. С теми, кого вы встречаете на рабочем месте, кто одну треть суток и даже больше составляет ваше жизненное пространство и находится сразу по ту сторону ваших границ. Если ко всяким физическим условиям жизни на работе можно привыкнуть или модернизировать их, то что можно сделать с взрослым человеком? Можно ли побудить его вести себя иначе или хотя бы заставить его меньше попадать в ваше поле зрения, если он вызывает раздражение и дискомфорт? Есть несколько правил и советов на этот счёт – как избавиться от нежелательных людей на вашем рабочем месте, если они грубы, неотесанны, нарушают ваше личное пространство и попросту хулиганят.

Наука о хулиганах

Роберт Саттон, профессор Стэнфордского университета, посвятил разработке этой темы новую книгу и много времени в последние годы. Материалом для книги явились разные советы других людей, собственные идеи, исследования и даже содержание блога профессора.

Самый первый и мудрый совет Саттона – бегите! Настолько быстро, насколько вы можете! Не оставайтесь рядом с хулиганом и хамом, который портит вам жизнь и здоровье, уходите!

Но не всегда человек может принять «кесарево решение» и немедленно уволиться с такой работы, где приходится страдать от непереносимого босса или коллеги. Поэтому некоторое время необходимо выжить рядом с хулиганом. Навыки этой жизни вполне могут пригодиться и даже развить у вас те качества, которые повысят вашу работоспособность и компетентность в общении.

Рядом с хулиганом на работе вы рискуете получить психическую травму или в скором времени превратиться в такого же офисного террориста. Террористическое поведение – не врождённый феномен, это настоящая заразная болезнь. На предложение немедленно уволиться одна женщина отписала Саттону, что «уволиться-то хорошо, но нужно семью кормить и платить по ипотеке, да и вокруг не то чтобы много работы, где хорошо платят».

Вот меры, которые советует предпринять Саттон.

1. Начните с вежливой конфронтации.
Те, кто хулиганят, не всегда настоящие отпетые террористы. В этом случае вежливое, но уверенное сообщение о том, что вы чувствуете себя «униженным и оскорблённым» может реально удивить забияку. Некоторые не оставят своего мотива, но перестанут вести себя по-прежнему. Одна респондентка писала профессору, что ее босс раньше был военным, майором. Она применила технику вежливой конфронтации, и сказала бывшему майору, что он ведёт себя мерзко и непереносимо. Агрессор оставил ее в покое, и работа пошла своим чередом.

2. Если гад продолжает поливать вас ядом, ограничьте общение с этой змеей настолько, насколько возможно.
Постарайтесь избегать личной встречи, решайте вопросы по e-mail’у, по телефону, если возможно, сократите время общения до минимума, старайтесь управлять этим временем. Избегайте личной информации в общении и в переписке, только о работе! Если же хулиган начинает говорить и писать вам что-то гадкое, не торопитесь отвечать с раздражением, это может усилить эскалацию и замкнёт порочный круг отравления вашего общения. Не садитесь (не располагайтесь ниже) агрессора при разговоре, если можете. Исследования показали, что встречи «стоя» занимают меньше времени, чем если участники сидят. Выбирайте для встреч помещения, где нет стульев.

3. Найдите повод для того чтобы насладиться «маленькими победами» над агрессором.
Если вы не можете выгнать или переделать хулигана, найдите его слабые места и добейтесь преимущества в тех ситуациях, в которых вы можете это сделать. Во-первых, это даст вам почувствовать собственные силы, а во-вторых, это может остановить «террориста».
Одна женщина, радиопродюсер, поделилась с Саттоном свом «горем» - шеф постоянно обижал ее тем, что утаскивал еду с ее стола, как только радиопродюсер куда-нибудь отлучалась. После этого шеф вел себя, как ни в чём не бывало. Мы не знаем, воспользовалась ли несчастная женщина первым способом, заявив шефу о том, что ее обижают его выходки и что она просит больше не брать ее еды, может, женщина и постеснялась. Зато она как-то раз завернула в обертку от конфеты натуральное сильнодействующее слабительное, ароматизированное шоколадом. Отлучившись ненадолго, она обнаружила, что «конфета» отсутствует. Женщина сообщила своему начальнику о том, что пропало, и что это было слабительное, и с удовольствием наблюдала его реакцию: «Он точно не обрадовался».

4. Практикуйте безразличие и эмоциональную отстраненность, – не дайте агрессору плюнуть вам в душу.
Гуру менеджмента и топы часто и напыщенно говорят о приверженности, энтузиазме, полной самоотдаче своей работе. Это очень хороший совет, если боссы и коллеги с вами обращаются достойно. Но если с вами обращаются как с грязью, то с какой стати вы будете источать энтузиазм и приверженность? Да гори оно все огнём! Комфортабельно оцепенейте на время, пока вы не найдёте той работы, и такого рабочего места, которое заслуживает вашей страсти и приверженности.

5. Ведите дневник – описывайте и датируйте нападки вашего обидчика – советует профессор Саттон.
У одной государственной служащей была непереносимая, расистски-настроенная сотрудница, и начальница знала о ее качествах и ничего не предпринимала. Только когда начальница посмотрела дневник с датированными и подробными описаниями выходок агрессорши, и ей самой стало известно об этой «публикации», расистка испарилась таинственным образом, и ее больше никто на работе не видел…

Один сейлсмэн писал профессору о том, что хорошо справлялся с работой, но заболел лейкемией и проходил химиотерапию. Естественно, он не мог справляться с работой в прежнем темпе. Боссу же было все равно, он вызывал его и каждый день кричал о некомпетентности, а потом удвоил план. Специалист по продажам всё-таки уволился и даже нашёл лучшее место, но благодаря «дневнику», его бывший босс был понижен в должности.

Грязная дюжина: арсенал коллеги-хулигана

    • Личные оскорбления
    • Вторжение в личное пространство
    • Личный контакт без приглашения
    • Угрозы и запугивания, как вербальные, так и невербальные
    • Саркастические шутки и провокации
    • Достающие, изматывающие e-mail’ы
    • «Статусные» контакты и шлепки (по плечу, например) с целью демонстрации своего положения
    • Хулиганы стыдят вас публично и разрушают ваш статус
    • Грубо перебивают вас
    • Нападают с двух сторон сразу, двуличны
    • Грязные взгляды (Саттон имел в виду сексуальный взгляд)
    • Хулиганы обращаются с вами, как будто вы невидимы


Эта статья как руководство к действию разделяет людей по описанию их поведения и служит бинарным оружием – с одной стороны, вы можете наблюдать и обезвредить хулигана, стать сильнее. С другой стороны, способный на неординарные поступки провокатор может научиться особым приёмам «хулиганства», в своём исполнении устранив из него все, что реально обижает и снижает настроение окружающих сотрудников.

Некоторые эксперты шире трактуют хулиганство – к нему относят фрустрирующее коллег эксцентричное поведение, как будто бы все всегда должны ходить по струнке и вести себя продуктивно-сдержанно, никогда не нарушая привычного корпоративного фона. Тут самое главное – как часто человек ведёт себя так, что другие обижаются, снижается их производительность и ухудшается настроение. Мы перевели многозначное слово jerk как «хулиган», но мы не можем сказать, что хулиганские и провокативные действия не имеют никакого смысла и однозначно вредны в управлении – все дело в чувстве меры и в том, насколько талантливым провокатором является «хулиган». Сам профессор Саттон использует другой синоним слову jerk: asshole и на своем сайте в свое удовольствие матерится на разных языках.

Да, бывают талантливые провокаторы, у них получается взбодрить окружающих своим поведением, пустить кислород, и в то же время не оставить никого обиженным. А тем компаниям, которые мирятся с эксцентричным, хулиганским поведением самых успешных своих сотрудников, можно рекомендовать новый фокус внимания: стоит подумать и посчитать, скольким коллегам подрывает эффективность один талантливый специалист по продажам, делающий заметный вклад в выручку.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Альберт Эйнштейн

Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.

 

Сделать стартовой