Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


«Верить в себя и быть оптимистом!» (газета "Элитный персонал" №42 (530), 30 октября 2007)

«Верить в себя и быть оптимистом!» (газета "Элитный персонал" №42 (530), 30 октября 2007)

Ольга РАЩУПКИНА

Профессия банкира всегда считалась элитной. Наверное, все помнят, каким спросом в середине 90-х пользовалось у абитуриентов финансовое образование. Между тем, Максим Рыбин, вице-президент НОМОС-БАНКа, не планировал строить карьеру в этой сфере, хотя у него был диплом профильного вуза. Все получилось случайно. По совету близких, он позвонил в отдел кадров «Инкомбанка» и сразу же получил работу. Теперь г-н Рыбин не мыслит себя вне профессии.

Максим РЫБИН

Родился в 1972 г. в Москве. Окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «инженер-экономист». С 1994 г. по 1998 г. работал в ОАО «АБ «Инкомбанк», где вырос с должности экономиста до начальника управления. За это время прошел курсы и стажировки по банковским специальностям в Ирландии и Швейцарии. В 1999 г. пришел в АБ «ИБГ «НИКойл» на позицию вице-президента департамента развития клиентского бизнеса, со временем стал исполнительным директором. С 2003 г. работает в ОАО НОМОС-БАНК в должности вице-президента, директора департамента развития сотрудничества с корпоративными клиентами. Женат, воспитывает двоих детей.

О компании НОМОС-БАНК - один из крупнейших российских частных универсальных банков, был основан в 1993 г. Банк активно развивает четыре направления своей деятельности: корпоративный, инвестиционный и private-banking, розничные услуги. НОМОС-БАНК входит в Топ-20 крупнейших российских банков по размерам собственного капитала и активов, а также в число наиболее активных и растущих коммерческих банков России. На 1 января 2007 года активы НОМОС-БАНКа (по международным стандартам финансовой отчетности) составили 109,5 млрд рублей, кредитный портфель - 73,7 млрд рублей, собственный капитал -15,5 млрд рублей.

- Максим, Вы кончили Московский экономико-статистический институт. В вуз поступили по призванию?

- В это непросто поверить, но в детстве я хотел стать сталеваром. Мне казалось, что это очень романтично: стоять в специальной защитной маске перед домной и лить металл. Но как-то не сложилось. А поскольку в школе у меня всегда было «хорошо» и «отлично» по математике, решил поступать на экономический. О работе в банке я тогда и не думал. 

- Какое образование необходимо для того, чтобы работать в банке? Обязательно финансовое, экономическое?

- Сегодня - обязательно, за исключением некоторых позиций. А вот в начале 90-х, когда банковская система в нашей стране только строилась, в этом бизнесе работали люди с самыми разными дипломами: и медицинских, и строительных вузов. Профессию мы постигали буквально «на ходу», специфику банковского дела изучали на практике. Сейчас такой возможности нет - конкуренция между банками очень высокая, и на то, чтобы учить сотрудников с нуля, просто нет времени. Если образование профильное, но нет опыта работы в банковской сфере - не беда. У нас рады вчерашним студентам. Между тем, наличие диплома еще не дает гарантии, что человек сможет работать по профессии. Для кого-то полученные в институте знания становятся мертвым грузом, а для кого-то, наоборот, эффективным профессиональным инструментом. Но, так или иначе, чтобы работать в банковской сфере, необходимы определенные личностные качества.

- Наверное, банкир, финансист должен быть, в хорошем смысле слова, скучным?

- Во-первых, все зависит от типа компании, везде своя специфика. Например, государственные банки более консервативные, частные – менее. Во-вторых, очень важно, какая у вас специализация. Я отвечаю за построение клиентских отношений, поэтому мне необходимы такие качества, как коммуникабельность, умение слушать и, что немаловажно, слышать людей. Зачастую у клиентов нет специального финансового образования, и они не могут объяснить свои потребности специфическим банковским языком, используя нужные термины. В таком случае важно понять, какую услугу человек хочет получить, и перевести его запрос на «банковский» язык. А еще надо быть изобретательным, креативным. Иногда клиентам не подходят те или иные банковские продукты, тогда приходится создавать новые индивидуальные программы и услуги. 

- Как Вы пришли в банковский бизнес?

- Первые деньги я заработал в 12 лет – поехал на картошку вместе со старшеклассниками и привез домой 31 рубль! Летом подрабатывал в овощном магазине, потом, на 1-м курсе института, мы с другом создали компанию и продавали куриные яйца. Фуры привозили товар из Ростова-на-Дону, а мы, с разрешения префекта, реализовали его на бойких местах. 

- На что потратили первые деньги?

- Отдал маме. На западе существуют банковские династии, а я из простой семьи: мать – медик, отец – мастер трамвайного депо. Сколько себя помню, никогда не сидел без дела. После того, как «яичный» бизнес приказал долго жить, я стал маклером и в течение трех лет продавал и покупал квартиры. Тогда даже такого слова «риэлтор» не было. Помню, я договорился с сотрудниками типографии, где печатали газету «Из рук в руки», и получал данные по квартирам раньше всех в Москве. Это была большая удача, потому что в риэлторском бизнесе, как и в любом другом, выигрывает тот, кто владеет информацией. Маклерский опыт – умение выстраивать отношения - очень пригодился впоследствии, когда я начал работать в банке. Поскольку в начале 90-х правовая база в области недвижимости была еще не проработана, соответствующих законов не было, взаимоотношения с клиентами строились исключительно на доверии.

- Почему Вы работали в агентстве недвижимости, а не в банке, ведь у Вас было соответствующее образование?

- Будучи риэлтором, я зарабатывал достаточно неплохие деньги и менять работу не собирался. И вот, после окончания института мне позвонил бывший сокурсник, который сказал: «Банковский бизнес сейчас развивается, почему бы нам не поработать по специальности?». Мы взяли справочник, выписали телефоны банков и уже было приготовились их обзванивать, как моя жена нашла координаты «Инкомбанка». Это был первое место, куда я позвонил. Там мне сразу же предложили две вакансии: айтишника и экономиста в отделе по работе с клиентами. Я выбрал вторую. Передо мной стояла непростая задача – увеличение числа корпоративных клиентов, затем – открытие филиалов. Банковский рынок стремительно развивался, а вместе с ним и моя карьера. Экономист -старший экономист -ведущий экономист-главный экономист -эксперт управления -начальник управления - очередную должность я получал через каждые полгода.

- Сознательно строили карьеру?

- Когда я пришел в «Инком», думал, что проработаю там до пенсии. На тот момент это был лучший частный банк в стране, отрасль развивалась, я постепенно осваивал профессию. Что касается карьеры, то я, безусловно, стремился вверх. В 96-м году родился сын - потребности семьи возросли. А материальное благополучие, как известно, неразрывно связано с карьерным положением.

- С какими сложностями пришлось столкнуться в начале пути?

- Когда мне было 22 года, я отправился в Уфу открывать филиал «Инкомбанка». Договорился с одним из «красных директоров» о встрече, сижу в его кабинете, жду и вдруг… дверь открывается, и я слышу нескончаемый поток брани, примерно следующего содержания: «Вот, понаехали тут молодые, разворовали великую страну». Я не выдержал и возмутился в ответ, дескать, вы же сами меня позвали, зачем же теперь оскорблять. Директор опешил, видимо, не ожидал такой наглости, а потом, все-таки, пригласил меня пообщаться в неформальной обстановке. Тут мне представилась возможность внятно объяснить, зачем я приехал, обрисовать перспективы развития «Инкома» в Уфе и пригласить его стать нашим клиентом. И он им стал.

- Если все так хорошо складывалось, почему же Вы ушли?

- В 98-м году грянул кризис, многие банки закрылись, компании обанкротились. На улицах оказалось немало квалифицированных специалистов, в том числе и я. Несколько месяцев я просто не знал, что делать: уходить из банковской сферы, создавать собственный бизнес… и тут мне поступило предложение из банка «НИКойл». Сначала было очень трудно – другая технология работы, другие масштабы. Например, самый крупный кредит в «НИКойле» на тот момент не превышал $5 млн., а по меркам «Инкомбанка» это была сущая мелочь. В итоге, проработав 4 года, я ушел в НОМОС-БАНК. В тот период у банка были свои исторически сложившиеся клиенты, я же работал с предприятиями другого профиля - энергетическими, пищевыми и строительными. Получился удачный симбиоз, благодаря которому я получил новый опыт, а банк - новых клиентов. 

- С кем Вы никогда не сможете работать?

- С ленивыми, неинициативными и жадными. Мне нравятся открытые, коммуникабельные люди, способные делегировать полномочия, работать в команде. Обычно, на собеседовании сразу видно, что из себя представляет кандидат. Правда, иногда я ошибаюсь. Недавно пришлось уволить «специалиста», который в течение четырех месяцев изображал бурную деятельность. Работал он, работал, а результатов – ноль.

- Существует мнение, что совместный бизнес разрушает дружбу. Вы согласны?

- Это зависит, прежде всего, от самих людей. Например, с тем самым моим однокурсником мы не только дружим, но и работаем - он мой заместитель. И ни разу у нас не было конфликтов. Он знает: как начальник я могу дать поручение и спросить за результат, порой повысить голос. Но исключительно по работе. Иногда знакомые просят «посмотреть» какого-то человека, устроить его в банк…

- Соглашаетесь?

- Предпочитаю этого не делать. Резюме, конечно, беру, не отказываю, после чего направляю его в отдел кадров и начальнику соответствующего подразделения. Если человек не справится со своими обязанностями, то пострадает моя репутация, а я к этому не готов. Более того, выступая перед банком в качестве поручителя, я беру на себя большую ответственность, а вдруг человек не справится, завалит важный проект? Цена ошибки в нашем деле может исчисляться миллионами. 

- Вы - вице-президент одного из крупнейших банков. Чувствуете себя успешным человеком?

- Я занимаю высокий пост, у меня любимая жена и дети – есть все основания считать, что жизнь удалась. Между тем, я не собираюсь останавливаться на достигнутом - есть к чему стремиться и дальше. Например, решать какие-то новые масштабные задачи. Когда выйду на пенсию, может быть, отрою свое дело или пойду в политику, но пока об этом говорить рано. Я глубоко убежден: какую бы амбициозную цель вы перед собой ни поставили – все достижимо. Главное - не бояться рисковать, верить в себя и быть оптимистом!



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

15 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Сэм Уолтон, основатель сети розничной торговли Wal-Mart

Проходит не больше недели или двух, и сотрудники начинают относиться к покупателям точно так же, как сама компания относится к своим сотрудникам.

 

Сделать стартовой