Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Продаться с выбором ( журнал "Эксперт online", 9 января 2008 )

Продаться с выбором ( журнал "Эксперт online", 9 января 2008 )

Один из крупнейших сотовых операторов Поволжья — самарское ЗАО «СМАРТС» — накануне Нового года вошел в заключительную фазу переговоров со стратегическим инвестором. Одновременно недвусмысленный интерес к акциям СМАРТСа проявил его миноритарный собственник — ОАО «Волгателеком», дочернее предприятие госхолдинга «Связьинвест»

Юрий Сахаров

За несколько дней до наступления нового года совет директоров ОАО «Волгателеком», штаб-квартира которого находится в Нижнем Новгороде, одобрил направленную ЗАО «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» (СМАРТС) оферту на приобретение 97,03% акций компании. Стоимость пакета, по различным оценкам, составляет от 0,7 млрд до 1,2 млрд долларов. Направление подобной оферты — составная часть процедуры, предусмотренной законом об акционерных обществах для случаев, когда один из владельцев АО намеревается продать свои акции. Согласно этому закону, преимущественным правом на покупку пользуются другие участники АО. И «Волгателеком», владеющий без малого трехпроцентной долей СМАРТСа, как раз относится к их числу.

Как заявил «Эксперту Online» гендиректор самарской сотовой компании Андрей Гирев, факт направления оферты свидетельствует, что переговоры со стратегическим инвестором близки к завершению, но из факта ее принятия вовсе не следует, что весь означенный в ней пакет акций или его часть должны быть в обязательном порядке проданы «Волгателекому». Выбор в любом случае остается за нынешними владельцами СМАРТСа, пояснил он. Крупнейшим из них, по данным на конец 2007 года, является председатель совета директоров компании Геннадий Кирюшин, который через сына Константина, дочь Юлию и офшор Agentro Traiding & Investment контролирует в общей сложности более 80% акций СМАРТСа.

СМАРТС еще в 2001 году начал «кастинг претендентов» на крупный – стратегически значимый — пакет своих акций. Первым из них был участник большой «тройки» российских сотовых операторов – компания МТС, искавшая варианты экспансии в Поволжье. В 2004 году Кирюшин готов был поступиться блок-пакетом СМАРТСа, выставив 15—20% акций на одну из отечественных фондовых бирж и продав еще 5—10% стороннему инвестору. В 2005 году интерес к СМАРТСу проявил «Вымпелком», владелец торговой марки «Билайн». В 2006 году переговоры о приобретении доли СМАРТСа вела шведская Tele2, но они закончились неудачей из-за разногласий в цене. Наконец, в начале декабря 2007 года заговорили о реальности сделки между СМАРТСом и «Вымпелкомом». Упомянутая выше оферта стала косвенным подтверждением этой информации.

Существенную неопределенность в ситуацию вокруг самарского сотового оператора (речь, в частности, идет о количестве продаваемых акций) вносит рейдерская война, которая ведется против него с весны 2005 года. Ее цель участники рынка и аналитики видят в понижении рыночной стоимости СМАРТСа с последующим поглощением компании по минимальной цене. Предметом конфликта, затеянного возглавляемой Павлом Свирским фирмой «Сигма Капитал Партнерз», является ее право считаться миноритарным акционером ЗАО «СМАРТС». Этот статус, согласно типовой схеме рейдерского захвата, обычно используется для вовлечения компании-жертвы во множество высосанных из пальца судебных процессов. Подвергшись такой атаке, СМАРТС получил массу проблем — арест акций, блокирование операций с реестром акционеров, проверки со стороны контролирующих и силовых структур, иски от физических лиц, которые либо ничего не знают о своем участии в судебных делах, либо вовсе не существуют. И, наконец, уголовное преследование своего бенефициара Геннадия Кирюшина. В официальном заявлении компании особое внимание обращается на то, что накануне возбуждения дела рейдеры предложили мировую в обмен на отступные в размере 60 млн долларов. В создавшейся обстановке, по словам Андрея Гирева, стало труднее привлекать финансовые ресурсы: банки и долговые рынки не могут не реагировать на повышение рисков. Как результат замедлилось техническое развитие СМАРТСа, свернута и подготовка компании к IPO.

Тем не менее инвестиционная привлекательность сотового оператора остается высокой. Ведь группа компаний (ГК) СМАРТС — шестой по величине российский оператор сотовой связи, присутствующий в форме GSM-компаний и филиалов в 15 регионах России. Число абонентов ГК, по данным на 1 октября 2007 года, составляет около 4 млн, а суммарная коммутационная емкость — почти 2 млн номеров. Техническая же база ГК построена на оборудовании Alcatel, Siemens, ZTE, Nortel и Italtel. По итогам 9 месяцев 2007 года выручка ГК составила около 5,7 млрд рублей (почти на 30% выше, чем за аналогичный период прошлого года), а EBITDA – 2,3 млрд (рост свыше 27%). При этом основной объем доходов ГК формируется в Самарской области. В 2006 году СМАРТС прирастил свою абонентскую базу в этом регионе на 42%, что позволило ему занять почти четверть (23,3%) местного рынка, уступив только «Мегафону» (34,5%) и опередив двух других операторов «большой тройки» — МТС (22,4%) и «Билайн» (17,0%).

Зачем СМАРТС «Волгателекому» — эту тему в предновогодние дни обсуждала вся деловая пресса. Ведь стратегия холдинга «Связьинвест», куда входит «Волгателеком» (ВТ), предусматривает сворачивание активности на рынке сотовой связи и продажу соответствующих активов. Между тем получение контроля над СМАРТСом обойдется ВТ, как предполагают аналитики, не менее чем в 500 млн долларов, что значительно увеличит долговую нагрузку компании, а значит, сократит ее возможности по привлечению инвестиций. В этой связи целый ряд экспертов считают маловероятной реализацию оферты и покупку ВТ акций СМАРТСа, тем более что владельцы сотового оператора, по словам г-на Гирева, вправе отказаться от такой сделки. Этот вопрос, как заявил г-н Кирюшин, после новогодних праздников будет рассматриваться на собрании акционеров СМАРТСа.

Но существует и другая точка зрения, основанная на том, что СМАРТС мог бы стать жемчужиной сотовых активов ВТ. В начале декабря 2007 года ВТ консолидировал шесть своих дочерних сотовых компаний под брендом ON, оставив пока за его рамками сотовую сеть в Республике Марий Эл, а также компании «Ульяновск-GSM» и «Оренбург-GSM», где ВТ располагает контрольными пакетами акций. «Волгателеком», имеющий сегодня 2,3 млн абонентов сотовой связи, является восьмой по величине сотовой компанией России. Покупка СМАРТСа позволила бы ВТ занять пятую позицию, а его материнской компании «Связьинвест», приватизация которой откладывается не один год, четвертую – сразу вслед за «большой тройкой». И такое развитие событий соответствовало бы логике укрепления позиций госкомпаний в ключевых отраслях российской экономики, к числу которых относится мобильная связь. Не исключено, однако, что СМАРТС, наряду с другими сотовыми активами, нужен ВТ для выгодной перепродажи – тому же «Вымпелкому», например. Но в любом случае, если аффилированный государству ВТ проявит реальную заинтересованность в приобретении самарской сотовой компании, ее фактический владелец Геннадий Кирюшин вряд ли пойдет на конфликт и не продаст пакет акций. Тем более будучи фигурантом нескольких уголовных дел и руководителем регионального отделения пропрезидентской партии «Гражданская сила».

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Юзеф Булатович

Я еще не встречал кота, которого заботило бы, что о нем говорят мыши.

 

Сделать стартовой