Отдых под угрозой ( журнал Эксперт online, 5 мая 2008 )
Отдых под угрозой ( журнал Эксперт online, 5 мая 2008 )
Цены на авиатопливо в России с 1 мая повысились на 12%. Это приведет к росту цен на авиабилеты, а следовательно, и на туристические путевки. Операторы туриндустрии просят Роспотребназдор, Росавиацию и ФАС фиксировать цены на уже проданные авиабилеты за месяц до вылета, авиаперевозчики предлагают обязать государственные нефтяные компании продавать горючее на биржах. Ничего у них не получится. Желающим отдохнуть вне дома придется существенно раскошелиться.
Евгения Новикова, автор «Эксперт Online»
Новая цена на топливо за год обернется авиакомпаниям примерно на 800 млн долларов дополнительных расходов. Керосин дорожает постоянно — с сентября прошлого года рост составил 70%.
Дорогие нефтяники!
Российские авиакомпании, недовольные ростом цен на керосин, пишет сегодня «Коммерсант», предложили обязать госкомпании продавать авиационное топливо на бирже. Так они рассчитывают добиться прозрачности в ценообразовании. Оно, по мнению авиаторов, будет опираться на баланс спроса и предложения.
Среди госкомпаний – лидеров производства авиатоплива – «Роснефть» и «Газпром нефть». На их долю приходится около 37% от всего производства в России.
Нефтяные компании, в свою очередь, уверены, что у них механизм более чем прозрачен. Они переводят стрелки на посредников — топливозаправочные компании (ТЗК). Но владельцы ТЗК отвергают обвинение. Как заявил РИА PrimaMedia Владимир Спиридонов, гендиректор компании «Аэрофьюэлз», владеющей сетью собственных ТЗК в ряде аэропортов, «повышение цен обусловлено желанием нефтяников значительно увеличить свою прибыль: цены поставки от НПЗ и трейдеров выросли в мае на 3—4 тыс. рублей, а с сентября 2007 года — на 70%».
По мнению Екатерины Кравченко, аналитика компании «Брокеркредитсервис», идея обязать к чему-либо нефтяные компании нереалистична. «Правительство может установить балансовые задания по поставкам топлива, но оно, наоборот, сейчас старается сократить всякого рода вмешательство в дела нефтяников. Можно договориться держать цены – но я не вижу механизмов. Правительство не пойдет на это. Нефтяники очень активно пробивают ряд послаблений, говорят, что у них сильно растут издержки, чистая прибыть не очень высокая, хотя высокие цены, потому что высокая себестоимость. Чтобы правительство что-нибудь сделало для авиакомпаний, им надо показать серьезные убытки. Пока убытков нет, ожидать помощи не стоит. А уж если речь идет о туристах, то власти ничего делать не будут: все равно люди ездят и будут ездить», — объяснила она «Эксперту Online». Хотя, по ее словам, идея биржевых торгов здравая. Но это вопрос не ближайшего будущего. Так что снизить стоимость авиационного топлива не получится. А это значит, что цены на билеты будут расти.
Внутренних резервов нет
Дефицит воздушных судов приводит к тому, что на авиамаршрутах используются все исправные модели, независимо от расхода топлива. Между тем известно, что затраты на авиатопливо для иностранных самолетов значительно ниже, чем для воздушных судов российского производства. Замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков уточнил, что самолеты Ту-154, которые сегодня составляют основу отечественного авиапарка, с введением топливных сборов станут нерентабельными, так как огромные топливные расходы грозят авиакомпаниям убытками, цитирует его агентство «Финмаркет». В предвкушении убытков перевозчики вряд ли будут идти навстречу пассажирам.
Повышение цен на билеты зависит от собственных резервов авиакомпании, сказал в интервью Business FM генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев: «У некоторых авиакомпаний есть какие-то заделы, и они не тронут свою ставку».
Но крупные авиаперевозчики, похоже, не намерены задействовать свои резервы и переложат топливный сбор на плечи туристов. Лев Кошляков заявил: «У авиакомпаний уже практически нет ресурсов по сокращению расходов, так что перспективы доступности авиаперевозок в России становятся все более отдаленными». По словам представителя авиакомпании «Атлант Союз», рост цены на авиационный керосин с 1 мая приведет к росту цен на авиабилеты. «Мы работаем в условиях рынка и вынуждены с этим считаться», — заявил Сергей Быхал, пресс-секретарь авиакомпании «Трансаэро». А авиакомпания Sky Express уже объявила об увеличении топливного сбора с 500 до 800 рублей.
Перед фактом
Цены на авиабилеты вырастут, по оценкам аналитиков, примерно на 10—15%, проблемы коснутся прежде всего тех, кто летает на чартерах. Дело в том, что туроператоры продают билеты согласно контрактам, заключенным с авиаперевозчиками на основе цен, повышенных с начала 2008 года. Теперь из-за топливного сбора им придется «радовать» уже оплативших туры покупателей необходимостью доплаты. Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, считает, что в безвыходное положение поставлены как турфирмы, так и туристы. Дело в том, что в России дефицит воздушных судов. Туроператоры, подписывая договор с авиакомпаниями, вынуждены принимать те условия, которые им диктует перевозчик. А тот записывает в контракт, что «возможно повышение цен в случае резкого подорожания авиатоплива». Ирина Тюрина уверена, что турфирмы разорятся, если будут все повышения цен брать на себя. «Рентабельность турбизнеса – 3 — максимум 5%. Турфирмы предлагают туристам доплатить, чем ставят их в безвыходное положение. Конечно, отпускники могут отказаться от тура, цена которого повысилась. Но они другой тур в те дни, когда хотят уехать, купить не смогут», — пояснила она «Эксперту Online».
Российский союз туриндустрии направил сегодня письма в Роспотребнадзор, в Росавиацию и в Антимонопольную службу «с предложением ввести мораторий на повышение цен на уже проданные авиабилеты на срок 20—30 дней, чтобы за месяц или за 20 дней до выезда цена на проданные авиабилеты не могла повышаться», рассказала Тюрина. Если эта идея не будет поддержана, россияне не смогут выехать на отдых по тем турам, которые они оплатили.
Как стало известно «Эксперту Online», ряд крупных туроператоров старается переходить от использования непредсказуемо дорожающих чартеров к регулярным рейсам. Ведь хотя билеты на регулярку дороже, зато топливный сбор на них не распространяется. Когда билет у путешественника в кармане за 3—4 недели до вылета, то никакие превратности нефтяного рынка ему уже не страшны.
Отказ туроператоров от чартеров, где задействованы в большинстве своем топливоемкие отечественные самолеты, может привести к тому, что этот формат перевозок уже в недалеком будущем резко сократится. По мнению аналитика компании «Брокеркредитсервис» Екатерины Кравченко, это позитивно. «Идет передел рынка. За счет блока с иностранными компаниями российские авиаперевозчики увеличивают число регулярных рейсов, забирая себе те направления, которые ныне обеспечивают чартеры. Это хорошо, у них парк новее», — пояснила она «Эксперту Online».