Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Круговорот дебиторки в факторинге

Конкуренция на рынке все чаще подталкивает предприятия к тому, чтобы предоставлять партнерам отсрочку платежа за поставленные товары и оказанные услуги. С коммерческой точки зрения это выгодно и оправдано. Однако попутно у компании-поставщика появляется новая головная боль – дебиторская задолженность. Именно в такой ситуации на помощь приходит факторинг – эффективный инструмент, позволяющий пополнять оборотные средства, не прибегая к банковскому кредиту

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Несмотря на то что само слово «факторинг» российский бизнес услышал больше десяти лет назад, большинству предпринимателей этот инструмент пока что плохо знаком. Многие компании относятся к этой услуге с недоверием. Но те, кто воспользовался ею хотя бы раз, начинают строить свои бизнес-планы уже с ее учетом.

Факторинговые отделы, которые создают российские банки, работают с поставщиками любого ликвидного товара. Наиболее часто этой услугой пользуются предприятия, работающие в пищевой отрасли, фармацевтике, торговле парфюмерией, косметикой, бытовой химией, детскими товарами, ГСМ и автозапчастями. Результаты впечатляющие. Детчинский завод, разливающий вино под торговой маркой «Монастырская изба», пользуется факторинговой схемой больше года и за это время удвоил свой оборот. Московская компания «Аптека-Холдинг» с помощью этого инструмента за 1,5 года увеличила продажи в четыре раза. Санкт-Петербургскому торговому дому «Лахта», специализирующемуся на дистрибьюции косметики, парфюмерии, бытовой химии, факторинг позволил расширить свою клиентскую базу и увеличить обороты по факторинговым клиентам в три раза.

Лидером на российском рынке факторинговых услуг можно назвать финансовую корпорацию «НИКойл». Здесь структура, занимающаяся факторингом, выделена в отдельную компанию. Сегодня она обслуживает более 400 клиентов.

– Разные предприятия могут получать разного рода выгоды от факторинга, – разъясняет Илья Покаместов, заместитель генерального директора операционной факторинговой компании «НИКойл». – Кого-то интересует в первую очередь финансовый менеджмент – избавление от кассовых разрывов и дефицита оборотных средств. Кого-то привлекает страхование кредитных и ликвидных рисков при торговле с отсрочкой платежа. Для других факторинг – это улучшение управляемости компании за счет того, что банковское обслуживание включает в себя информационно-аналитическую работу с дебиторской задолженностью. Наконец, факторинг помогает улучшить имидж компании, так как, передав часть работы с дебиторской задолженностью на аутсорсинг крупной финансовой структуре, фирма становится более открытой.

Владимир Емельянов, начальник отдела факторинга банка «Диалог-оптим», говорит, что клиенты подвержены двум крайностям:

– Кто-то хочет получить финансирование для того, чтобы расти, а кто-то, как говорится, хочет просто подстелить соломки в рискованной ситуации. При этом далеко не все клиенты понимают, что факторинг выгоден отнюдь не всегда. Этот финансовый инструмент в первую очередь предназначен для компаний, бизнес которых может быстро расти. Поэтому, обращаясь к факторингу, необходимо посмотреть, есть ли у вас возможности, чтобы наращивать продажи.

ФАКТОРИНГ ИЛИ КРЕДИТ?

Часто к факторингу обращаются так называемые «закредитованные» предприятия, которым уже нечего закладывать для получения очередного кредита. Но сравнивать или отождествлять факторинг с кредитом не совсем корректно.

– Чтобы понять эту разницу, давайте рассмотрим пример, – предлагает Владимир Емельянов. – Допустим, чтобы предоставить своему покупателю отсрочку платежа на один месяц, вы взяли кредит и заработали некоторую сумму денег (дельту). Таким образом, за год вы заработаете 12 дельт. При факторинговом обслуживании, поставив товар, вы сразу получаете, скажем, 70% от суммы поставки. На эти деньги снова осуществляете поставку и снова получаете 70% от суммы новой поставки, что составляет 49% от суммы первой поставки, и так далее. В результате ваш оборот за год возрастет в 4-4,5 раза. При этом вы заработаете те же 12 дельт, но уже от выросшего оборота. То есть как минимум 48 дельт против 12 при кредитовании!

Многие клиенты сетуют на то, что факторинг дороже кредита в полтора или даже в два раза. Если краткосрочный кредит сейчас можно взять под 17-21% годовых, то факторинг обойдется в 24-36%. Но, по словам специалистов факторинговых отделов, эта разница вполне объяснима: ведь факторинг позволяет компании развиваться быстрее. Во-первых, фактор, как правило, освобождает фирму от учетных операций, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию. Для небольшой фирмы экономия на этих расходах может иметь большое значение. Во-вторых, чтобы получить финансирование по факторинговой схеме, не нужно оформлять залог. Кроме того, ее можно использовать при поставках на любую, даже самую незначительную сумму.

Впрочем, при грамотном распределении заемных средств можно эффективно использовать оба этих банковских инструмента – и кредит, и факторинг. Так поступает, например, компания «Берони-М», занимающаяся пошивом верхней одежды.

– Заемные деньги мы направляем на решение каких-то глобальных задач, например на закупку оборудования. А средства, полученные по факторинговой схеме, тратим на текущие нужды. Часто случается, что нужно срочно найти деньги на закупку материала или открытие нового магазина. И факторинг помогает решить эту проблему быстрее всего, – делится опытом генеральный директор «Берони-М» Артур Надирян.

Кто есть кто

Банки, которые занимаются факторинговыми операциями, можно условно разделить на три группы. В первую входят те, которые уже давно (более трех лет) развивают это направление бизнеса, имеют обширные базы данных по поставщикам и дебиторам и могут дать своим клиентам рекомендации, стоит ли работать с тем или иным контрагентом. Эти банки гарантируют высокое качество обслуживания, за что и запрашивают более высокую цену.

Вторая категория – банки, которые совсем недавно начали выступать в качестве факторов. Они также обещают высокое качество обслуживания, но при этом, стремясь завоевать свое место под солнцем, предлагают услуги в 1,5-2 раза дешевле, чем «ветераны» российского факторинга. С одной стороны, это выгодный вариант (по крайней мере, для клиентов). Но, с другой стороны, ненадежный. Вот как объясняет последствия такой ценовой политики Владимир Емельянов из «Диалог-оптим»:

– Стандартные тарифы позволяют банкам создавать резервные фонды. Если эти тарифы занижены, то резервировать попросту нечего. Это чревато тем, что, столкнувшись с неплатежами дебиторов, банки просто не смогут их покрыть. Они это прекрасно понимают, поэтому, «приручив» клиента низкими тарифами, наверняка через какое-то время их поднимут. Или же попросту закроются, поскольку рано или поздно столкнутся с убытками.

В третьей группе – небольшие банки, которые обслуживают по факторинговым схемам от трех до пяти клиентов. Такие банки нигде не рекламируются. Многие из них работают в паре с крупными кредитно-финансовыми структурами. Стоимость их услуг близка к первой ценовой категории. К этой же категории можно отнести банки, которые под видом факторинга проводят кредитование без обеспечения, выдавая деньги под честное слово. Но такие услуги встречаются нечасто.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СХЕМЫ

Факторинговые отделы в банках работают по стандартной схеме. Отличаться могут требования к клиентам, минимальное количество дебиторов, с которыми сотрудничают поставщики, и размер финансирования. Так, «НИКойл» предпочитает иметь отношения только с компаниями, которые существуют не меньше года и имеют минимальный оборот, охватываемый факторингом, на сумму $80-100 тыс. в месяц. Кроме того, у поставщика должно быть как минимум четыре дебитора.

– Но самое важное условие – чтобы клиент имел ликвидную дебиторскую задолженность, а не пытался передать нам так называемые «дурные» долги. Надо четко понимать, что факторинг – это работа с текущей ликвидной задолженностью, а не инструмент избавления от «зависшей» дебиторки, – подчеркивает Илья Покаместов.

У банка «Диалог-оптим» лишь одно требование к поставщику: он должен иметь не менее десяти дебиторов.

– У нас нет ограничений по оборотам. Мы работаем и с мелкими, и со средними, и с крупными предприятиями и считаем, что клиентов надо растить. Тогда уровень доверительных отношений будет совершенно иным, – объясняет Владимир Емельянов.

И «НИКойл», и «Диалог-оптим» предоставляют финансирование в пределах от 60% до 90% от суммы уступаемой задолженности. Пробизнесбанк выплачивает от 50% до 85%. Но у этого банка и подход к клиентам совсем другой. Если у предприятия много дебиторов (не менее шести), то ему предложат здесь классическую схему факторинга, и при анализе рисков банк будет в большей степени обращать внимание на статистику платежей. Если же поставщик на 90% зависит от одного дебитора, являясь подрядчиком какого-либо крупного предприятия, то этого клиента отнесут к группе с более высоким риском. Подобная зависимость, безусловно, отразится и на банковской комиссии. Во втором случае она, скорее всего, будет выше, хотя, безусловно, фактор оценивает риски, исходя из тщательного анализа финансового состояния каждого конкретного поставщика и дебитора.

Иной подход у Промсвязьбанка. Этот банк работает с крупными и средними компаниями, но льготные тарифы предоставляет предприятиям, чей оборот составляет от $500 тыс. в месяц. И даже если у этого поставщика будет всего один дебитор, но такой, как Pepsi или Nesquik, банковская комиссия все равно не изменится.

– Мы избирательно подходим к своим клиентам, предъявляем к ним более жесткие требования, но за это предлагаем и более выгодные условия, – комментирует Евгений Калужин, начальник отдела факторинга Промсвязьбанка.

Аналогичная политика и у Номос-банка, который, с одной стороны, устанавливает ограничения по дебиторам (не менее четырех), но, с другой стороны, готов работать и с клиентом, у которого только один покупатель, но очень надежный, такой, как, скажем, «Газпром». Этот банк финансирует от 50% до 90% уступаемой задолженности. И работает с поставщиками, у которых обороты составляют от $40 тыс. в месяц.

ЕДИНЫЕ СТАНДАРТЫ

Срок рассмотрения заявки, как правило, нигде не превышает двух недель. Комплект документов, которые необходимо предоставить фактору, тоже стандартный: учредительные документы поставщика, финансовая отчетность за разное количество периодов (к примеру, «Диалог-оптим» просит предоставить отчетность за последние пять кварталов, а «НИКойл» – за два квартала), справочная информация о поставщике и его контрагентах в форме анкеты. Некоторые факторинговые компании просят показать также документы об отсутствии или состоянии задолженности перед другими банками (так поступает, например, «Диалог-оптим»).

Все банки имеют ограничения по продолжительности отсрочки, которую клиенты предоставляют своим покупателям. Она не должна превышать 90 дней. Лишь в случае, когда в схеме задействован крупный дебитор, в роли которого выступает известная и устойчивая компания, отсрочка может продлеваться до шести месяцев.

Практика показывает, что большая часть сделок заключается по регрессному факторингу, в безрегрессном заинтересованы всего 3-5% клиентов. Объясняется это просто: поставщики предпочитают разбираться со своими дебиторами самостоятельно, чтобы не портить с ними отношения.

В качестве дополнительной услуги практически все банки бесплатно устанавливают своим клиентам IT-программу по учету факторинговых операций. Например, программа

«НИКойла» имеет офлайновый модуль и модуль в Интернете, с помощью которых клиент может наблюдать за деятельностью банка и контролировать состояние своей дебиторской задолженности. Он видит, какие платежи приходят или не приходят от дебитора, как взимается комиссия, по каким поставкам и в каком размере выплачивается задолженность. У этой программы есть также бухгалтерский модуль, совмещенный с системами «1С», который позволяет автоматически отражать операции по факторингу в бухучете клиента.

«НИКойл» и Промсвязьбанк предоставляют также услуги по экспортному факторингу: они готовы финансировать российских экспортеров и гарантировать иностранным компаниям платежи российских дебиторов. «Диалог-оптим» тоже занимается экспортным факторингом, но лишь с Белоруссией.

МНОГООБЕЩАЮЩИЕ ПРОГНОЗЫ

Представители всех банков сходятся во мнении, что факторинг – это очень перспективное направление. Хотя сам бизнес достаточно специфичен и трудоемок. Многие финансовые структуры начинают его, но немногие в состоянии сделать его привлекательным.

Каждый банк по-своему планирует развивать эти услуги. Скажем, «НИКойл» намерен со следующего года предложить своим клиентам реверсивный факторинг – кредитование покупателя. Это даст ему возможность рассчитаться с ценным поставщиком, если тот вдруг откажется предоставить отсрочку по оплате товара. По такой схеме сегодня работают единицы (например, Балтийский Транзитный банк). Остальные факторинговые компании «набивают руку» на классической схеме и пытаются завоевать доверие клиентов.

По оценкам специалистов, рынок факторинга в России растет сегодня на 20-30% в год. При этом ставки факторинговых компаний медленно, но верно снижаются: в сравнении с прошлым годом они упали на 10%. Все это говорит о том, что рынок постепенно стабилизируется (еще пять лет назад для него были характерны значительные колебания, интерес к факторингу то возрастал, то снова падал).

Что касается будущего факторинга, то в ближайшее время участники рынка ожидают прихода в Россию западных игроков. Это означает, что появятся западные технологии и дешевые западные деньги. По мнению Ильи Покаместова из «НИКойла», в конечном итоге конкуренция усилится, а сам факторинг станет дешевле. Однако Владимир Емельянов из «Диалог-оптима» считает, что, напротив, это приведет к повышению тарифов, поскольку на Западе факторинг вдвое дороже.

– Стоимость тарифов может повыситься еще и потому, что ряд банков, которые сейчас демпингуют, будут вынуждены уйти с рынка. Поскольку выжить при таких условиях они попросту не смогут, – заключает Емельянов.

С другой стороны, волна слияний и поглощений банков, которая уже начала подниматься, так или иначе приведет к значительному сокращению числа участников рынка. Как результат – факторинг станет типовым, а стало быть, и более понятным продуктом для предприятий.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Понятие «факторинг» происходит от английского слова factor — «посредник». Так называется финансовая услуга, к которой прибегают предприятия, отгружающие товары с отсрочкой платежа, но не имеющие возможности ждать срока оплаты. В этом случае проблема решается следующим образом. Банк выступает в роли фактора, которому поставщик передает денежные требования к своим покупателям, а взамен без промедления получает наличными от 50% до 90% номинальной суммы, фигурирующей в счетах-фактурах. Из оставшихся 10-50% фактор вычитает свои комиссионные за финансирование и услуги и перечисляет их клиенту после того, как дебитор в срок оплачивает свои обязательства. Таким образом факторинговая компания страхует себя от неплатежа со стороны дебитора.

В зависимости от типа соглашения между банком и клиентом, уступка дебиторской задолженности может происходить с правом или без права обратного требования – соответственно, это будет так называемый регрессный факторинг или же безрегрессный. В первом случае, если покупатель не расплачивается в срок, поставщик возвращает факторинговой компании ранее полученные деньги вместе с комиссией и дальше разбирается со своим партнером самостоятельно. При безре-грессном финансировании все риски по неоплате дебиторки полностью принимает на себя фактор. На практике это выглядит так: банк предоставляет поставщику дополнительную отсрочку (как правило, до 30 дней), и если долг остается непогашенным, то следует обращение в Арбитражный суд.

Факторинговое обслуживание носит постоянный характер. Иными словами, заключив один раз договор с банком, вы будет заранее знать, что сможете получить финансирование по каждой очередной поставке. Такая схема позволяет предприятию планировать свои денежные потоки и эффективно ими управлять. Кроме того, факторинг позволяет сократить административные расходы. Ведь наряду с бухгалтерским обслуживанием фактор берет на себя кредитный контроль за сделками клиента, проводит общий анализ его хозяйственной деятельности, сбытовой стратегии и конъюнктуры рынка.

СТОИМОСТЬ ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ
Банк Регрессный факторинг
(% от суммы сделки)
Безрегрессный факторинг
(% от суммы сделки)
Фиксированный
сбор (руб.)
10-30 дебиторов 30-50 дебиторов не зависит от кол-ва дебиторов за обработку одной накладной
НИКойл 4,35 4,15 +0,4 65
Диалог-оптим 4,3 4,1 +0,9 60
Номос-банк 3,5 3,5 +0,7 100
Пробизнесбанк 3,24 3,24 не работают 50
Промсвязьбанк 0,3-2,4 0,31-2,2 +1,5 50

Такое вознаграждение возьмут за свои услуги российские банки при следующих условиях сделки:

  • количество дебиторов клиента – от 10 до 50;
  • предоставляемое финансирование – 70% от суммы уступаемой задолженности;
  • срок отсрочки платежа за поставленные товары – 60 дней.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА СТОИМОСТЬ ФАКТОРИНГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ?

  • Объем уступаемой задолженности
  • Количество дебиторов
  • Срок отсрочки платежа
  • Вид соглашения (регресс или безрегресс)
  • Местонахождение дебитора

ПЛЮСЫ ФАКТОРИНГА

  • Пополнение оборотных средств
  • Ускорение оборачиваемости средств
  • Ликвидация кассового разрыва
  • Упрощение планирования денежного оборота
  • Увеличение товарооборота
  • Возможность немедленного расчета с кредиторами
  • Уменьшение административных расходов
  • Отсутствие ограничений по размерам привлекаемых средств
  • Есть возможность поручить банку оценить платежеспособность дебитора

Кудымова Елена



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Уинстон Черчилль

Пессимист видит трудности при каждой возмож; оптимист в каждой трудности видит возмож.

 

Сделать стартовой