Текущая экономическая ситуация
Почему ноют олигархи?
Частный бизнес спасают за счёт госказны
Один приятель спрашивает другого: «Ты у меня ложки не прихватил?» - «Нет». Через пару недель новая встреча: «Ты по-прежнему думаешь, что это я украл твои ложки?» - «Ложки нашлись, а осадочек остался». Это анекдот из жизни. Так и наш хвалёный бизнес: острая фаза кризиса закончилась, с кредитами полегче стало, спрос восстанавливается, а ребята снова пытаются стрельнуть денег у государства. Как будто не казна у нас, а бездонная бочка.
Жалобные песни
Когда кризисная катастрофа добралась до российской «тихой гавани», олигархи и банкиры выстроились в очередь за финансовой похлёбкой. Тогда страждущим протянули руку помощи: выдавали кредиты, выкупали акции, размещали госзаказы. Но каким же заразительным оказалось бюджетное питание! До сих пор нет-нет да и услышишь где-то робкие, а иногда наглые призывы поддержать «бедный» бизнес. Раз в месяц голос подают страховщики. Не нравится им ОСАГО - убыточное, видите ли. И просят пожалеть их, наказав население повышением тарифов на обязательную автостраховку. А взять г-на Дерипаску. Весь год алюминиевый магнат сражался с совладельцем «Норникеля» г-ном Потаниным за право управления флагманом цветной металлургии. Президенту писал, в Генпрокуратуру обращался, общественное мнение будоражил, а всё никак. Хотя в 2008 г. государство фактически спасло «Русал» Дерипаски от банкротства, дав 4,5 млрд долл. в кредит (ныне отошедший одному крупному банку, возможно, не до конца представляющему перспективы его возврата). А тот же г-н Потанин... Нет, денег у государства он не просил, благо мировой спрос на металлы рос как на дрожжах. Но не его ли бизнес поддержало государство, обнулив экспортные пошлины на медь и медные катоды? Ныне таможня по-прежнему не получает от «Норникеля» ни копейки, зато сам Потанин, приписывающий себе авторство идеи проведения Олимпиады в Сочи, по любому поводу стремится заручиться всевозможной поддержкой верхов. Будь то корпоративный спор с Дерипаской, переселение ветеранов труда на «большую землю» или строительство жилья и дет-ских садов в самом Норильске. Не все наши «капитаны бизнеса» восприняли госпомощь с благодарностью, некоторые в бюджетную руку, извините, плюнули. В этом году в роли Ивана, не помнящего родства, предстал г-н Пугачёв с его Межпром-банком. В кризис Банк России неоднократно оказывал карманному «пугачёвскому» банчику всяческую поддержку: выдавал займы, предоставлял отсрочки, закрывал глаза на нарушения в отчётности. Не помогло - прошедшей осенью его банк, задолжавший только ЦБ 32 млрд руб., всё-таки лишился лицензии. Догадайтесь, кому Пугачёв пытался продать заложенные в ЦБ судостроительные активы? Говорят, одной крупной компании с госучастием. Согласитесь, это бесстыдно.
Опомнитесь уже!
А если послушать причитания хозяев торговых сетей, так подумаешь, что они и впрямь нищие. А ведь им государство тоже помогло в кризис. Но сегодня, оправившись от былых потрясений, торгаши требуют признать мелкое воровство в супермаркетах ещё одной статьёй своих затрат. Предложенные ими поправки в Налоговый кодекс (позволяющие не платить часть налога на прибыль) могут обойтись государственному бюджету почти в 32 млрд руб. ежегодно. Сначала поставщиков данью обложили, потом население, а теперь требуют регулярный откат с государства. А как наши, с позволения сказать, кормильцы ополчились на идею нового московского мэра запретить дневной въезд грузовиков в столицу? Мол, транспортные затраты тут же подорожают аж на 70%, что неминуемо приведёт к новому росту цен на продукты. Это уже не нытьё, а шантаж неприкрытый. Да, крепко засели в торговых мозгах бандитские привычки лихих 90-х. Что любопытно: «крупняк» стонет, но из бизнеса не выходит. А всё потому, что никакого аврала нет, просто коммерсанты стали банально кошмарить государство. Причём исключительно с целью получения дополнительной выгоды.
Если сработало один раз, почему бы не попробовать ещё и ещё? Очнитесь, ребята, тучные годы закончились, и дефицит федерального бюджета зарастёт не ранее 2015 г. Если повезёт. Модернизация, засуха, социалка - у нас много крайне необходимых бюджетных трат. А очередной особнячок в Лондоне или виллу на Средиземноморье ребята пусть купят без нашего содействия. Денег на их счетах, поверьте, хватит.
«Аргументы и факты», 29 декабря 10 (0:05)
Нынешний блэкаут – первая ласточка в череде аварий, которые еще произойдут в России в январе и в феврале
У блэкаута в Московской области и соседних регионах три основные причины, - говорит Никита Кричевский, председатель экспертного совета объединения предпринимателей «ОПОРА России».
- Крайняя изношенность электрических сетей, развал инфраструктуры и человеческий фактор (ремонтные бригады трудятся в режиме предотвращения последствий точечных аварий, но системной работы не ведется). В результате по данным Росстата на конец 2009 года (это самые свежие данные) износ коммуникаций в ЖКХ составлял 55,3%, а коэффициент обновления всего 3,6%.
Да, бизнес и власти в последнее время вкладывают деньги в энергетическую отрасль. Но ситуация меняется крайне медленно. Причина в том, что в эксплуатацию вводятся новые мощности, но и старые продолжают использоваться. Обратите внимание, несколько дней назад «ледяной дождь» был зафиксирован в нескольких провинциях Китая. Гололед создал проблемы в передвижении по дорогам, но о проблемах с электричеством информагентства не сообщали ничего. Это потому, что и проблем-то таких не было. В Китае полный порядок с энергетической инфраструктурой.
Думаю, нынешнее отключение электричества в центральной России – первая ласточка в череде аварий, которые еще произойдут в нашей стране в январе и в феврале.
Александр ЗЮЗЯЕВ
КП, 3.01.2011
Прощальная гастроль бюджета
В череде новогодних застолий и нарастающей апатии владимирцев к происходящему в области (мол, без нас все решат), практически незамеченным прошло принятие областного бюджета на 2011 г., а также на плановый период 2012–2013 г. И если до 2012 г., что называется, еще дожить надо, то параметры главного финансового документа области на год начавшийся заслуживают если не всестороннего анализа, то хотя бы пристального рассмотрения. Как-никак региону жить по этой смете, а кроме того, на базе исследования некоторых статей областного бюджета можно определить качество всего регионального бюджетного управления. Забегая вперед, скажем – отнюдь не самого квалифицированного.
Закончим с преамбулой и перейдем к финансово-бюджетной конкретике. Закон Владимирской области от 24 декабря 2010 г. № 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (дальше для краткости будем называть его Законом о бюджете) гласит, что в 2011 г. прогнозируемый общий объем доходов составит 29568,4 млн. рублей. Общий объем расходов запланирован в размере 32519,6 млн. рублей. А дефицит бюджета – в 2951,3 млн. рублей или по 2036,1 рублей на каждого жителя Владимирской области.
Обратите внимание на ключевое слово в доходной части Закона о бюджете – прогнозируемый общий объем доходов. Это значит, что у региональной администрации нет четкой уверенности в том, что эти деньги будут собраны. Зато расходы незыблемы как скала: что называется, сказал – как отрезал. Дефицит также «пляшет» от заранее определенных расходов – 9,1% расходной части бюджета ничем не обеспечены. Не проще ли попросить людей скинуться?
На глазок
В правомочности многих статей областного бюджета-2011 сомневаться не приходится, особенно когда это касается выполнения функций владимирскими государственными органами, финансирования судебной системы или мероприятий в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Однако есть в бюджете такие статьи расходов, финансирование по которым рассчитывалось как будто «на глазок». В первую очередь это касается обузы-социалки.
Судите сами. На выплаты единовременной материальной помощи оказавшимся в трудной жизненной ситуации членам творческих союзов, организаций и бывшим работникам учреждений культуры, находящимся на пенсии, в рамках ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие культуры Владимирской области на 2009–2011 годы» предусмотрен 1 млн. рублей. Ровно.
На мероприятия по поддержке и развитию культуры, искусства, кинематографии столько же – ровно миллион.
На софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (объектов капитального строительства собственности муниципальных образований) – четко 2,4 млн. рублей.
На расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и проезд труженикам тыла – ровнехонько 176,8 млн. рублей.
Наконец, на бюджетные инвестиции в объекты муниципальной собственности – 30,0 млн. рублей и ни копейкой больше (меньше).
А как вам такая статья расходов как «Реформирование муниципальных финансов», на которую как в бильярдную лузу заложено 30,0 млн. рублей? Интересно, как местные чиновники будут реформировать финансовую основу местного самоуправления, чтобы уложиться точно в означенную сумму. По всей видимости, наиболее отличившиеся получат гранты по результатам своей деятельности, на которые предусматривается 10,5 млн. рублей. Всегда можно найти повод, чтобы премировать «своего человечка», не правда ли?
Складывается впечатление, что некоторые статьи расходов областного бюджета начавшегося года формировались в спешке, без должного социально-экономического обоснования. А ведь за сухими цифрами стоят судьбы почти полутора миллионов человек, кровно заинтересованных в эффективной деятельности региональной администрации и лично Губернатора Н. Виноградова, 24 декабря прошлого года, возможно, не вдаваясь в детали, подписавшего Закон об областном бюджете.
Инновационное очковтирательство
В недрах Владимирской обладминистрации можно обнаружить прелюбопытнейший документ – «Сводную таблицу потребности в финансировании мероприятий Среднесрочного стратегического плана развитии Владимирской области на 2009–2012 гг.». Чем сей фолиант интересен? Тем, что в нем присутствует блок финансовых потребностей области для осуществления инновационного развития.
Модернизационные мероприятия, развитие инновационной деятельности – это не только Сколково или, скажем, создание суперкомпьютера. Инновации – это прежде всего выверенная кропотливая работа в каждом конкретном регионе, ведь конечная цель модернизационных и инновационных преобразований – повышение качества жизни каждого россиянина.
Для удобства восприятия структурируем с позволения сказать направления инновационного развития, «рожденные» владимирскими инноваторами, в отдельную табличку, и снабдим ее необходимыми комментариями.
Некоторые направления инновационного развития в 2011–2012 гг. с требуемым бюджетным финансированием (млн. рублей)
Направления |
годы |
ФБ |
РБ |
Иные |
Итого |
Федеральные целевые программы инновационной направленности в социально-экономической сфере |
2011 |
1500,0 |
1500,0 |
500,0 |
2000,0 |
|
2012 |
1500,0 |
1500,0 |
500,0 |
2000,0 |
|
Итого: |
3000,0 |
3000,0 |
1000,0 |
7000,0 |
Мероприятия по развитию научно-технической и инновационной инфраструктуры. Строительство Экспоцентра |
2011 |
0,0 |
50,0 |
0,0 |
50,0 |
|
2012 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Итого: |
0,0 |
50,0 |
0,0 |
50,0 |
Применение инструментов государственного регулирования в сфере научно-технической деятельности |
2011 |
0,0 |
18,0 |
0,0 |
18,0 |
|
2012 |
0,0 |
20,0 |
0,0 |
20,0 |
|
Итого: |
0,0 |
38,0 |
0,0 |
38,0 |
Создание единой информационной системы по развитию инновационного сектора экономики |
2011 |
0,0 |
11,5 |
0,0 |
11,5 |
|
2012 |
0,0 |
12,0 |
0,0 |
12,0 |
|
Итого: |
0,0 |
23,5 |
0,0 |
23,5 |
Субсидирование части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, выданным на реализацию инновационных проектов |
2011 |
0,0 |
2,0 |
0,0 |
2,0 |
|
2012 |
0,0 |
2,0 |
0,0 |
2,0 |
|
Итого: |
0,0 |
4,0 |
0,0 |
4,0 |
ВСЕГО (2011–2012 гг.) |
|
3000,0 |
3115,5 |
1000,0 |
7115,5 |
Примечание: ФБ – федеральный бюджет, РБ – региональный бюджет, Иные – внебюджетные источники.
Источник: Администрация Владимирской области.
В табличке только часть, с позволения сказать, мероприятий, направленных на инновационное развитие. Всего же за 2011–2012 гг. на внедрение инновационного инструментария, создания единой информационной системы, строительство, организацию и проведение выставок, конференций, семинаров или издание сборников предполагается израсходовать ни много ни мало 7,1млрд. рублей, в том числе 3,0 млрд. рублей средств федерального бюджета. При этом во Владимирской области доля внебюджетных источников, в других странах-наших соседях по БРИК достигающая 50% и более, недопустимо мала – всего-то 14,1%. Не верит бизнес власти?
Какое отношение представленные меры имеют к инновациям? Никакого, если не считать таковыми создание инфраструктуры для инновационной деятельности. Владимирским управленцам, видимо, невдомек, что инновации – это (уж простите за наукообразность) закрепленное интеллектуальными правами уникальные продуктовые, технологические, управленческие или социальные нововведения, используемые в финансово-хозяйственной деятельности. Что главной проблемой российского инноваторства является коммерциализация, по-другому, внедрение инновационных разработок. Что инновации отличаются от простых изобретений (новаций) именно их активным использованием в производственной деятельности.
И главное – что считать положительным результатом региональных инновационных потуг? Очередное освоение бюджетных средств? Построенный Экспоцентр? Количество проведенных выставок? Или все же удельный вес инновационной продукции владимирских предприятий? Думается, что указанные расходы на предмет их коррупциогенности должны привлечь пристальное внимание Счетной палаты России и местных контрольно-счетных органов. Самим же реальным владимирским инноваторам можно только посочувствовать: за два предстоящих года на субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным на инновационные проекты, предполагается выделить всего 4,0 млн. рублей или 0,06% от всех «инновационных» трат. Вот уж забота так забота.
Слабой надеждой на развитие инновационной деятельности в регионе является выделение 7,0 млрд. рублей на федеральные целевые программы инновационной направленности в социально-экономической сфере. Потому как ситуация с инновациями в России близка к катастрофической: 15 июня 2009 г. премьер-министр России В. Путин на заседании Президиума Правительства Российской Федерации отмечал, что «в России доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет 9,4% (данные приведены по состоянию на 2007 г. – авт.). Для сравнения: в Федеративной Республике Германия – 73%, в Бельгии – 58%, в Эстонии – 47%, в Чехии – 41%». Одновременно количество предприятий, получающих государственные субсидии на внедрение технологических инноваций, в России составляет менее 1%, тогда в Германии – 9%, в Нидерландах – 13%, в Италии – 14%, в Австрии – 18%.
И наконец, зачем Владимиру собственный Экспоцентр (в 2009–2010 гг. на эту статью уже израсходовано 100,0 млн. рублей)? Во Владимире существует Экспоцентр при ТПП Владимирской области, для проведения выставок и семинаров традиционно используются помещения городского дворца культуры (ГДК), дома культуры молодежи (ДКМ), Владимирского госуниверситета, плюс постоянно действует выставка Владимирской области в местном Белом доме. Пытались ли владимирские чиновники честно ответить на простой вопрос – а есть ли в городе, да и в регионе в целом, настолько большой спрос на презентационные инновационные мероприятия, чтобы строить для этого целый комплекс?
Будем честны
Будем честны: 2011 год – последний год относительного финансового благополучия региона. Об этом прямо говорится в Законе о бюджете: если в 2011 г. прогнозируемый объем доходов регионального бюджета составит 29568,4 млн. рублей, то в 2012 г. – уже 28052,0 млн. рублей, а в 2013 г. – 27874,4 млн. рублей. Как видно, за период с 2011 по 2013 гг. доходы регионального бюджета сократятся на 5,7%.
Под стать сокращению доходной части будут снижаться расходы. Как уже говорилось, в 2011 г. они составят 32519,6 млн. рублей, однако в 2012 г. – уже 30780,5 млн. рублей, а в 2013 г. – 30520,3 млн. рублей. Иными словами, сокращение расходной части составит 6,1%. За счет каких статей регионального бюджета будут производиться сокращения? Не хочется верить, но скорее всего, за счет социалки, ведь не будут же региональные чиновники ограничивать в расходах себя любимых. Либо за счет сокращения финансирования институтов развития региональной экономики – область тогда будет просто «проедать» сама себя.. Однако четкого ответа на эти вопросы Закон о бюджете сейчас не дает.
Впрочем, если бы проблема заключалась в поиске ответов лишь на эти вопросы. В Законе о бюджете ничего не сказано об усилении бюджетной дисциплины, о предоставлении налоговых льгот предприятиям малого бизнеса на этапе создания (старт-апы), о запланированных сокращениях расходов на чиновничий аппарат. Нет сомнений, что региональный бюджет, ряд статей которого слеплен буквально на коленке, уже через несколько месяцев будет скорректирован, а сами владимирцы по-прежнему будут надеяться исключительно на собственные финансовые силы, выступая фоном бюджетного процесса Владимирской области.
http://vibor33.ru/content/view/1411/71/
Выбор-33, 9.01.2011
В предвыборный год резкого падения доходов русских не будет
Сегодня Центр экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) сообщил, что, по их прогнозам, в 2011 году реальные доходы большинства россиян продолжат падение и сократятся как минимум на 10—12%.
Председатель экспертного совета «Опоры России», доктор экономических наук Никита Кричевский назвал данный прогноз крайне непрофессиональным, поскольку «среди тех, кто этот прогноз создавал, нет профессиональных, зарекомендовавших себя экономистов; за этими прогнозами нет ровным счетом никакой теории, методологии, алгоритма».
«Говорить о том, вырастут или уменьшатся реальные доходы россиян, можно прежде всего с привязкой к ценам на нефть. Неужели господа из этого института не учитывают того, что это год предвыборный и что правящей партии нужно будет кровь из носа показать, что людям стало жить лучше? Они не в курсе, что у нас весной следующего года выборы президента? Или они думают, что реальные доходы населения будут снижаться, а голосовать оно все равно будет за правящую партию и за одного из участников тандема?» — удивляется Никита Кричевский.
Непонятно, почему в центре решили, что реальные доходы будут падать.
«У них, что ли, есть секретные сведения о ценах на нефть, которые нас ждут? Нефть — это 46% дохода в федеральный бюджет. У нас предусмотрена индексация, и эти обещания будут, безусловно, выполнены. Незначительно снизятся поступления в социальные фонды. А они снизятся, потому что часть экономики уйдет в тень вследствие увеличения социально-страховых взносов».
По его словам, «ситуация в высшей степени неопределенная. В этих условиях давать прогноз, не будучи профессиональным экономистом, — значит заниматься профанацией».
«Обращать внимание на эти прогнозы — это то же самое, что принимать во внимание прогнозы Минэкономразвития, но там хоть профессиональные экономисты работают. Они пересматривают свои прогнозы в течение года. Например, в 2008 году министерство пересматривало прогноз по инфляции шесть раз. О какой социально-инвестиционной стабильности можно говорить, когда профильное ведомство не может определиться с инфляцией? То же самое будет и в этом году, и то же самое будет с прогнозом этих уважаемых господ», — заявил председатель экспертного совета «Опоры России».
Особая буква, 11.01.2011
Внесистемщики как приговор системе
Уже вторая половина этого года напомнит русским 1990-е
Пятнадцатисуточные аресты бывшего первого вице-премьера Немцова и писателя с мировым именем Лимонова, мягко скажем, удивившие весь мир, вновь привлекли внимание к значению российской (либеральной) внесистемной оппозиции. Словосочетаньице удалое, но, согласимся, мало кто разбирается, что сей артефакт означает и какую роль внесистемная оппозиция играет в развитии любого общества.
Стряхнем пыль со словарей: значение слова “система” представляется как целостное и, что немаловажно, взаимосвязанное множество элементов, образующих определенное единство. Система — это страна, государство, нация наконец. Система внушает уважение, страх, трепет. Система — это сила, не так ли? Внесистемный — идущий параллельно, а то и вовсе поперек. Но этим он системе (в идеале) и выгоден, поскольку заставляет “целостность” шевелиться, развиваться, не давая ей “засохнуть”. (Здесь мы исключаем обсуждение всевозможных националистических, ультраправых и других экстремистских течений: доверим это профессионалам в области уголовного права.) Оппозиция классифицируется как неотъемлемая часть большинства. Собственно, оппозиция и характеризует само большинство как основное политическое или экономическое течение. Покопайтесь в анналах, просветитесь о роли британской королевской оппозиции — многое станет понятным.
Примеров эволюционной необходимости наличия внесистемной оппозиции множество.
В физике — это Ньютон или Эйнштейн. Первый перевернул мир термодинамикой, второй — теорией относительности. Кстати, сегодня Эйнштейна с его 11-страничным “относительным” докладом не пустили бы на порог любой уважающей себя “системной” аспирантуры: объемчик маловат. Не потому ли Новоселов и Гейм получили свои Нобели, будучи англо-голландскими учеными?
В литературе — это Пастернак или Бродский. Один отказался от законной Нобелевской премии за “Доктора Живаго” (из телеграммы в адрес Шведской академии: “В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ”). Второй умер в Нью-Йорке, так и не добравшись до Васильевского острова (“Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать”). “Не читал, но осуждаю” — помните? Только не нужно всуе упоминать “тиходонского” Шолохова — это как раз пример системщика, наезжавшего в Москву за авторскими и очень недовольного тем, что иногда их хватало всего на две “Волги”.
В политике — это Рузвельт или Мартин Лютер Кинг. Первый достаточно быстро переметнулся в стан “внесистемщиков”, инициировав социальные реформы, позволившие создать средний класс на протяжении жизни всего одного поколения американцев. Но то было хорошо для Америки. Для своих же, приведших его к власти “жирных котов”, как выразился бы сегодня Обама, Рузвельт стал предателем.
Обама упомянут неспроста. Своим нахождением на вершине американского политического олимпа он обязан Мартину Лютеру Кингу, бунтарю-внесистемщику, перевернувшему представление Америки о расовой сегрегации.
В политике достоин упоминания еще один внесистемщик — гданьский электрик Лех Валенса. Человек, когда-то на волосок висевший от тюремной баланды, ныне исторический 6-й президент Польши и лауреат Нобелевской премии мира 1983 года. Получивший ее в 40 лет!
Про Сахарова с Солженицыным нужно напоминать? И нужно ли педалировать тему, как все вышеперечисленные люди повлияли на ход мировой истории? Приводить примеры можно сколь угодно долго, но мы не об этом.
В современной России все потешные забавы вокруг внесистемной оппозиции коренятся в патологической боязни бюрократии за свои кресла, а еще — в паническом страхе ответственности за антигосударственные итоги своей работы. Поэтому сановники на пушечный выстрел не допустят “внесистемных” людей не только к власти, но и к сколь-нибудь потенциально компрометирующей их информации. Кстати, и внесистемщики, кажется, уже усвоили главное правило сближения с властью: войдешь за рубль — выйдешь за пятерку.
Не в этом ли причина животной ненависти к малоинформативным докладцам о чьих-либо итогах? Ну, выступили люди, высказали свое отнюдь не новое мнение, но при чем тут судебная дубинка? Зачем вам это, господа власть имущие?
Хватит и врать, и обманываться. Давайте определимся, что не оппозиционеры-внесистемщики раскачивают лодку, но сама власть сделала все, чтобы лодка российской государственности прямиком шла к национальному шторму. И он случится. Потому что путинская организация знала, как плыть по нефтяному течению, но совершенно не ориентируется в новом социально-экономическом русле. А история, знаете ли, не статика. В России уже выросло поколение, не желающее проводить время исключительно в он-лайне или наркологических клиниках.
Вы же, господа власть предержащие, прекрасно осведомлены, что уже нынешний год, особенно его вторая половина, будет до коликов напоминать россиянам начало 90-х: рост цен на товары и тарифов на коммуналку, окончательная приватизация власти кучкой царедворцев, исчерпание сбережений у абсолютного большинства населения, ликвидация накопительной части трудовой пенсии, на глазах худеющий бюджет. Только продавать уже нечего, а среднесрочные перспективы углеводородного рынка в высшей степени негативны.
“Что же нам делать?” — гипотетически могут воскликнуть власти. А ничего. Вы уже напортачили так, что теперь можно лишь наблюдать за уменьшением песка в одноименных часах. Ваш властный каркас начал реагировать на внешние раздражители, а это рано или поздно приведет к усилению колебаний до такой степени, что под угрозой окажется устойчивость всей вашей системы. И какая разница, когда это случится — в следующем году или, скажем, в 2015-м. За благолепной ширмой “стабильности”, исключающей всякую “несистемность”, а значит — прогресс страны, вы создали все условия для будущего хаоса, в ходе которого возможно все, даже кровь. Ни люди в рясах, ни граждане в погонах отмыть ее не помогут. Они предадут вас, вот увидите.
Московский Комсомолец, 11 января 2011 г.
Финансовый поток мигрантов
Когда говорят о непродуманной политике государства, незаслуженно забывают, что спрос на неквалифицированную и бесправную рабочую силу предъявляет бизнес — и крупный, и малый
Днями на одной популярной «радиоговорилке» случилась дискуссия о месте и роли трудовой миграции в непростой жизни нашего богоносного общества. «Почему вы используете труд мигрантов?» — спросили аудиторию, попросив откликнуться исключительно предпринимателей. Среди нескольких десятков дозвонившихся не было ни одного, кто сказал бы хоть слово в защиту работников коренной национальности. Все как один говорили о нас, местных, как о наглых, пьющих, вороватых отщепенцах, контачить с которыми — сущий ад.
Метаморфоза работающего социума унизительна: за неполные двадцать лет мы превратились из полноправных «хозяев империи» в деградирующих трудовых сирот. Столь ошеломительная смена направления вектора отношений труженика и нанимателя, произошедшая в течение активной жизни всего одного поколения, не могла случиться спонтанно. Очевидно, что этот процесс долго и настойчиво педалировался, и сегодня, после того как социальное недовольство травматически выплеснулось на улицы, настало время указать на выгодополучателей.
Законопослушные
Приведем линейку экспертно-социологических результатов, подтверждающих верность упомянутого выше медийного среза. Итак, кто приглашает иностранную рабочую силу? Итоги опроса руководителей организаций, проведенного в этом году ВЦИОМом, показали, что услугами мигрантов пользуются 21,2% крупных предприятий (численностью работников свыше 250 человек), 17,9% средних предприятий (от 100 до 250 человек) и 8,8% малых предприятий (до 100 человек). Как видно, в услугах иностранцев наиболее заинтересован экономический «крупняк», поскольку пришлым временщикам можно, с одной стороны, платить «вчерную», экономя на взносово-налоговых отчислениях, с другой стороны, нагружать сверхурочно, игнорируя Трудовой кодекс.
Вывод немудреный: мигранты наиболее востребованы в строительной отрасли (28,7% малых и средних предприятий сферы строительства привлекают иностранную рабочую силу), на транспорте и в связи (26,2%), а также в обрабатывающих производствах, то есть в той самой промышленности (18,8%), о бедственном положении в которой так любят разглагольствовать квасные патриоты. Кстати, служители бога ЖКХ во вциомовский опрос не попали.
Упоминание обрабатывающих производств как одного из самых привлекательных направлений миграционного притока воскрешает в памяти недавний разговор с малопубличным, но зато мегабогатым металлургическим олигархом, сдавленно признавшимся, что лет через пять до 30% списочного состава его промышленного гиганта будут составлять те самые мигранты. То есть к многочисленным вопросам миграционной занятости добавляется неотвратимая демографическая яма, отодвигающая проблему профессиональной компетенции на второй план. Не до жиру.
Вернемся к аналитике. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС России), в прошлом году число выданных разрешений на работу составило 1473 тысячи, причем 80% из них достались жителям стран СНГ. «Чемпионами» являются граждане Узбекистана (26% всех мигрантов), Таджикистана (16%), а также Китая (12%) — иностранцы не самой высокой квалификации. Да и как по-другому, если 41% малых бизнесменов и 45% бизнесменов средних полагают, что российские работники в жизни не пойдут на тяжелую, грязную работу, а 25% малых и 18% средних предпринимателей уверены, что мы не только плохо работаем, но еще и пьем как черти.
Нелегалы
Сколько всего мигрантов в России? Цифры разнятся: по подсчетам той же ФМС России, в 2008 году легальные мигранты составляли 2,5 млн человек, общее же количество иностранцев оценивалось от 5 млн до 13 млн. В то же время ООН поставила нас по данному показателю на второе место в мире, выведя, что численность мигрантов в России по итогам 2010 года составит 12,3 млн человек, или 8,7% населения страны. На первом месте рейтинга — США (42,8 млн человек, или 13,5% населения), на третьем — Германия (10,8 млн человек, или 13,1% населения).
Оттолкнувшись от данных ООН, мы приходим к простому умозаключению: количество нелегальных мигрантов, обживающихся на бескрайних российских просторах, в четыре раза превышает число тех, кто устраивается на работу с соблюдением законодательства. Несмотря на все усилия, предпринимаемые ФМС России, 36% малых и средних бизнесменов по-прежнему считают, что официально оформить иностранца — дело затратное и хлопотное, а потому проще обходиться без разрешения.
В общем, если ситуация с трудовой миграцией будет развиваться столь же хаотично и неконтролируемо, как сейчас, лет через пять-семь мы вплотную приблизимся к катастрофе на рынке труда. Не в системе ЖКХ или оборонке, а в сфере занятости. И безработица 5,1 млн человек по итогам нынешнего октября покажется цветочками в сравнении с тем, что нас ждет впереди.
Благодетели
Логично спросить, кого благодарить за надвигающийся миграционный коллапс. Разработка и реализация миграционной политики (которой у нас по большому счету нет) входит в компетенцию Минздравсоцразвития, ему и претензии предъявлять. Что бесполезно, потому как у Минздрава все время находятся дела поважнее: то ставки социальных страховых взносов вздумается увеличить, то инновационные разработки в сфере биомедицины притормозить, то, как сейчас, все силы бросить на очередную пенсионную реформу с возможной ликвидацией накопительной части обязательного пенсионного страхования, против чего, кажется, выступают все. Как при такой ведомственной сверхзанятости могут дойти руки до мигрантов с безработными?
Но время на осуществление позитивных перемен уходит, а градус общественной напряженности станет неизмеримо выше в сравнении с последним месяцем ушедшего года. К тому же «лишние» нефтегазовые деньги в нынешнем году, скорее всего, закончатся, а значит, тушить массовые социальные возгорания будет нечем.
Не всем в России доступна данная сакральность, кому-то национальное хозяйство до сих пор представляется сказочной горой кэша, от воровства «крошки» которого с вершины не убудет. Так что руководящие сегодня «слуги народа» будут красть у собственной страны и ее народа до последнего бюджетного камушка, забывая, впрочем, что от Страшного суда и церковь не отмажет. Впрочем, отвлеклись.
Хозяева
Возможно, мы действительно плохо работаем, чем вызываем гнев и неудовольствие милостивых работодателей, считающих себя сердобольными благотворителями. Заметим, что в любом этносе наличествуют лоботрясы, но не от них зависит развитие страны. Знаете, сколько нужно инициативных, честных, работящих людей, чтобы Россия модернизационно рванула вперед? В пределах 10 миллионов, а такое количество патриотов-трудяг найдется всегда. Так кому же выгодно нас оскотинивать, ведь не телевизор с гламурными журналами такие инициативные?
Обвинять следует в первую очередь «хозяев жизни», уверовавших, что нахапанное, распиленное и выведенное, помноженное на федеральную «крышу», дает им право делать с нами все, что душа пожелает. Властям и бизнес-прилипалам выгодно представлять нас чернью, потому что плебсу можно и платить меньше, и законных прав лишать, и истреблять под корень, чтобы не мешался.
Как с шахтерами «Распадской» после недавней трагедии. Права вздумали отстаивать? О конституционных гарантиях вспомнили? Да мы завтра же наберем вместо вас безмолвных китайцев. Еще в ногах валяться будете, алкаши, чтобы обратно взяли.
Для совладельцев государственно-воровской группировки под названием «Россия» мы действительно быдло. И ведь они правы. Раз мы позволяем делать из нас отребье, значит, мы оно и есть. Сброд некогда великой страны, где нынче активная гражданская позиция приравнена к социальному экстремизму.
Новая, 14.01.2011
Модернизация во спасение
Модернизационное, инновационное развитие регионов – одна из важнейших задач российской государственности. Промедление, как было показано в моем предыдущем материале «Прощальная гастроль бюджета» приведет к тому, что экономика области начнет проедать саму себя. Вот почему в течение этого года крайне необходимо провести общественную дискуссию о путях модернизации владимирской экономики и социальной сферы и по ее итогам составить индикативный план конкретных действий на ближайшую и среднесрочную перспективу.
В качестве начала разговора представим авторское видение модернизационных приоритетов Владимирской области.
Первый приоритет – человек, охрана его здоровья, повышение его компетенций развитие его творческого потенциала. Вот лишь некоторые меры, которые будут способствовать реализации этого приоритета.
Во-первых, следует образовать областной Фонд помощи тяжелобольным детям, формируя его за счет отчисления не менее 1% всех налоговых доходов регионального бюджета, а также благотворительных взносов (при этом пожертвования должны быть либо освобождены от всех региональных и местных налогов, либо суммы налогов должны компенсироваться из регионального бюджета). Управление Фондом должно осуществляться гражданами Владимирской области на безвозмездной основе.
Во-вторых, важнейшей региональной задачей должно стать снижение к 2020 г. до 25% доли выпускников, окончивших на бюджетной основе очные отделения государственных и муниципальных образовательных учреждений и не нашедших работу по специальности. В 2009 г. по России в целом направления на работу получили всего 33,4% выпускников учреждений среднего и 50,5% выпускников учреждений высшего профессионального образования. Точных данных по Владимирской области нет.
В-третьих, необходимо способствовать распространению в области Интернета, выделяя средства не провайдерам, а будущим пользователям, компенсируя им часть затрат на подключение к Сети. На начало 2009 г. лишь 73,7% российских организаций имели доступ во «всемирную паутину», а в 6,3% предприятий компьютеры не использовали вовсе. Статистика по Владимирской области, к сожалению, недоступна.
Второй приоритет – развитие региональной промышленности. Инструментами реализации этого приоритета должны стать региональная и муниципальная поддержка индустриальных предприятий, внедрение промышленного аутсорсинга и развитие производственной инфраструктуры.
Во-первых, области не нужно стремиться стать передовой в высокотехнологичных сферах (к тому же ни в одной стране мира инновационный сектор в отрыве от реального производства не составляет сколь-нибудь существенной доли в ВВП или в совокупном экспорте). В то же время в области сосредоточено немало индустриальных гигантов, они-то за счет административных, финансовых и фискальных мер и должны стать основой региональной промышленности, а значит, бюджетных поступлений.
Во-вторых, в областной экономике необходимо развивать как межрегиональный, так и международный промышленный аутсорсинг, иными словами, всемерно поощрять перенос производств желательно конечной потребительской продукции из регионов (в идеале – стран) с более высокими затратами на единицу продукции. Здесь определяющую роль может сыграть близость к столице, где расходы на аренду, заработную плату или логистику существенно выше.
В-третьих, одним из основных направлений бюджетных расходов должны стать инфраструктурные проекты, реализуемые в формате государственно-частного партнерства или ГЧП (сервисные, управляющие контракты, концессии, долевое участие в предприятиях).
Одним из конкретных шагов могла бы стать реализация идеи моего коллеги Владислава Иноземцева о создании регионального Фонда энергоэффективности. Фонда, который мог бы по заказу предприятий приобретать и устанавливать более эффективное энергетическое и коммунальное оборудование (прежде всего, энергоустановки и промышленные газовые горелки). А предприятия обязались бы на протяжении 5–6 лет перечислять в Фонд 90% от сэкономленной разницы затрат на топливо.
Отличие предлагаемой схемы ГЧП от обычного лизинга заключается в том, что новое оборудование не будет оплачиваться в рассрочку, но за счет экономии средств (а расчеты показывают, что она может составить до 40% затрат на топливо и энергию) возмещать Фонду потраченные средства. Не исключено, что Фонд окажется прибыльным! И конечно, непременным условием работы Фонда должна стать его полная прозрачность – от закупочных цен до организационных расходов.
Третий приоритет – улучшение делового климата. Воплощение этого приоритета многогранно, приведем лишь три возможные меры.
Во-первых, следует обеспечить участие общественных предпринимательских объединений в заседаниях областной администрации, посвященных социально-экономическим вопросам, а также в работе профильных подразделений региональных и местных органов власти. Было бы разумным внедрить практику согласования принимаемых решений с общественными предпринимательскими объединениями.
Во-вторых, представляется важным рассмотреть возможность компенсации вновь создаваемым предприятиям части затрат на присоединение к производственной и коммунальной инфраструктуре (энергосетям, автодорогам, объектам утилизации отходов). При этом следует принять административный регламент, исключающий возникновение «новых» предприятий на базе уже существующих компаний.
В-третьих, необходимо разработать специальную программу по противодействию коррупции на региональном и местном уровне, создав в областной прокуратуре специальное подразделение, основной задачей которого стало бы оперативное реагирование на обращения предпринимателей о фактах коррупции во властных структурах.
Четвертый приоритет – содействие коммерциализации инновационных разработок. Коммерциализация или внедрение инноваций в производственный цикл является «ахиллесовой пятой» российской экономики. К сожалению, значительная часть инновационных предложений не находит своего применения в России, «эмигрируя» вместе с их разработчиками в экономики других стран.
Во-первых, крайне актуально максимально облегчить административное и налоговое бремя для вновь создаваемых инновационных компаний (start-up), освободив их на фиксированный срок от арендных, коммунальных платежей, а также отчислений в региональный и местные бюджеты (либо с компенсацией уплаченных налогов и сборов).
Во-вторых, необходимо разработать перечень видов экономической деятельности, предприятия которых могут считаться инновационными. На федеральном уровне такого перечня нет, из чего следует, что его составление само станет полновесной инновационной инициативой.
В-третьих, значительную часть региональных бюджетных ресурсов следует направить на материальную поддержку коммерциализации инноваций, для чего следует создать региональный Фонд поддержки инноваций, в консультативный совет которого должны войти представители органов региональной власти, члены общественных промышленных и предпринимательских объединений, независимые эксперты из России и других стран.
Пятый приоритет – реформирование экономической основы местного самоуправления и создание муниципальных модернизационных кластеров. Модернизация на региональном и местном уровнях заключается не столько в участии в федеральных модернизационных программах, сколько в достижении опережающего роста основных социально-экономических показателей в сравнении с другими регионами и муниципалитетами. Формирование муниципальных модернизационных кластеров должно происходить по следующим направлениям.
Во-первых, повышение энергоэффективности и развитие энергосбережения в рамках федеральной программы модернизации посредством обновления оборудования потребителей электроэнергии и энергоносителей.
Во-вторых, модернизация экономической основы местного самоуправления. Спецификой модернизации должно стать развитие хозяйства муниципальных образований и оптимизация использования муниципальной казны с целью сокращения отставания от наиболее развитых муниципалитетов как Владимирской области, так и других регионов.
В-третьих, создание институциональных условий для повышения эффективности муниципального предпринимательства, оптимизация финансово-хозяйственной деятельности существующих МУП и хозяйственных обществ с муниципальным участием, учреждение новых муниципальных предпринимательских организаций. При этом акцент должен ставиться на максимальном использовании местных конкурентных преимуществ.
Впрочем, о последнем приоритете, требующем более внимательного рассмотрения, мы поговорим отдельно.
Н.А. Кричевский
д.э.н., профессор