Вынесут ли двое Боливара?
Помощь аутсайдерам еврозоны дорого обойдется Франции и Германии
Разрастающийся долговой кризис в зоне евро стал для объединенной Европы первой проверкой на прочность. На сегодня все эксперты сходятся во мнении, что трудности, с которыми столкнулся Евросоюз, преодолимы. А вот прогнозы относительно того, в каком состоянии окажутся в итоге основные «евродоноры» - ФРГ и Франция, -не столь однозначны.
ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ
В июне министры финансов 16 стран еврозоны на встрече в Люксембурге утвердили алгоритм работы Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Именно через эту структуру будет оказана помощь (как выражаются политически корректные представители Еврокомиссии) «наиболее уязвимым экономикам еврозоны».
Пока «вспомоществования» запросила только Греция, а решение о создании фонда принималось в мае -в момент, когда проблемы в этой средиземноморской стране достигли апогея. Но на грани банкротства Афины оказались еще в апреле: к тому моменту госдолг составлял уже порядка 300 млрд евро, а потребность в заемных средствах премьер страны Геор-гиос Папандреу оценивал в 45 млрд евро. Поэтому первый транш на пополнение греческой казны страны еврозоны выделили незамедлительно, в разгар переговоров, в середине мая. При том что государству, запросившему помощи со стороны соседей, согласно утвержденной процедуре, необходимо еще убедить Еврокомиссию и ЕЦБ, что разработанный правительством план действий жизнеспособен и достоин доверия. Естественно, стране-реципиенту придется жить по средствам, поумерив аппетиты населения, в том числе и в вопросах социального обеспечения.
Всего же Афинам планируется выделить 110 млрд евро, из которых 80 млрд берет на себя Евросоюз, в том числе 22,4 млрд - Германия. Неудивительно, что возглавил совет директоров EFSF представитель ФРГ Клаус Реглинг, который ранее руководил управлением экономики и финансов Еврокомиссии.
МВФ ВСТУПИЛ В ИГРУ
Концепция предоставления помощи в ЕС складывалась непросто. И конечно, не обошлось без бряцания оружием. Так, Германия и Франция, без вложений которых спасение экономики зоны евро невозможно, некоторое время попросту шантажировали друг друга. В марте-апреле угрозы, что Германия покинет еврозону, озвучивали немецкие государственные деятели, здраво оценивающие свои политические перспективы в случае перераспределения бюджета страны между всеми страждущими европейцами. А в мае президент Франции Николя Саркози едва ли не открытым текстом дал понять, что готов возродить франк, если «некоторые страны» - за этой формулировкой безошибочно угадывалась Германия - не согласятся поддержать Грецию.
Громкие заявления об отсутствии средств на поддержку Афин делали и другие соседи по еврозоне. Тем не менее Саркози призывал государства зоны евро справиться с кризисом собственными силами. В итоге пришло понимание, что это невозможно, и был создан фонд, который стал ключевым звеном в программе борьбы с долговым кризисом. Он аккумулирует 750 млрд евро, включая финансовые гарантии со стороны еврозоны в размере 44-0 млрд евро, кредиты на 60 млрд предоставляет Еврокомиссия, и еще 250 млрд выделяет МВФ.
Размер фонда очевидным образом превышает потребности отдельно взятой страны, поскольку в ЕС не только не исключают, что «матпомощь» придется выписать и некоторым другим странам зоны евро, но и обсуждают все новых кандидатов. Планируется, что EFSF просуществует три года - такой срок европейские экономисты считают реалистичным для восстановления экономической стабильности еврозоны. В числе мер, которые может предпринять фонд в случае необходимости, предусмотрено размещение облигаций, гарантированных национальными правительствами (пропорционально доле стран в Европейском Центробанке).
Но не все экономисты верят в действенность этого механизма. «Нельзя лечить вызванное долгами избыточное потребление, порождая дополнительные долги», - убежден эксперт Bloomberg Дэвид Саймондз. А директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков критикует «беспрецедентное решение о том, что ЕЦБ будет покупать суверенные облигации: в любом учебнике по макроэкономике и в любом законе о ЦБ любой страны написано, что он ни в коем случае не должен кредитовать Минфин, это ни к чему, кроме инфляции, не приведет».
БИТЫЙ НЕБИТОГО ВЕЗЕТ
Невзирая на то что на решение проблем Греции в итоге «скинулись» многие страны, основная нагрузка ляжет на две крупнейшие экономики Европы, убеждены эксперты. «Франция и Германия вкладываются в ситуацию с кризисом еврозоны «со всех сторон», - поясняет Василий Солодков. - Основные ресурсы ЕЦБ -то, что вложили они же. В фонде, который сейчас создается, в «европейской» части вклад этих двух стран - основной. И еще 250 млрд добавляет МВФ, где наряду с основным вкладчиком -США - также велика доля Германии и Франции».
«Греция и прочие страны с серьезным бюджетным дефицитом «упали» на плечи всех стран еврозоны, но на Германию и Францию приходится большая часть задолженности и помощи», - соглашается руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. Бундестаг и бундесрат уже одобрили предоставление EFSF 148 млрд евро.
Между тем сказать, что сами «атланты» еврозоны на подъеме, было бы явным преувеличением. Так, три года назад, на момент прихода к власти, Николя Саркози декларировал задачу уменьшить безработицу до 5%, госдолг снизить до 60%, а дефицит госбюджета свести к евростандарту - не более 3%, вспоминает сотрудник Центра социальных исследований Института Европы РАН Сергей Федоров. К настоящему моменту безработица достигла почти 10%, а госдолг вырос под 80% ВВП. По итогам 2009 года дефицит бюджета Франции достиг 7,9%, по прогнозам на 2010 год он снова обновит полувековой максимум - бюджетная дыра «расползется» до 8,2% ВВП.
При этом в 2007 году Саркози щедро раздавал предвыборные обещания «стоимостью» в 35 млрд евро, предполагающие одновременно и снижение налога на прибыль, и инвестиции в инновационные проекты и социальную сферу. И хотя пока речь о повышении налогов не идет, говорит Сергей Федоров, правительство вынуждено «закручивать гайки».
кстати...
Естественно, правительству той же Германии было бы невозможно убедить собственное население, что необходимо оплачивать грекам все социальные программы, раздутые «безответственной политикой предыдущего кабинета, -тем более что соцпакеты у греков куда качественнее, чем немецкие», убежден Василий Солодков.
В частности, предпринимается попытка пересмотра пенсионного возраста, который сейчас во Франции составляет 60 лет (предположительно до 62 лет. - Прим. ред.). Мера крайне непопулярная, говорит Сергей Федоров. При этом пространство для маневра у правительства Франции серьезно ограничено не только профсоюзами, представители которых вникают во все, вплоть до увольнения отдельных сотрудников, но и страхом перед обитателями арабских кварталов, уже доказавших свою способность «выжигать» Париж и по менее значимым поводам.
ПРИВЫЧНАЯ ДЕПРЕССИЯ
В Германии ситуация и риски, конечно, иные: немцы отличаются завидным законопослушанием и не пойдут громить Рейхстаг, поэтому у властей страны куда больше рычагов. Кроме того, к кризису еврозоны ФРГ подошла с куда лучшими показателями, чем в среднем по ЕС. Дефицит госбюджета в 2009 году составил 3,7%, прогноз на этот год - 6,2%.
«Сейчас практически никто в ев-розоне не может похвастать выполнением 3%-ного норматива. В среднем по еврозоне дефицит бюджета в 2009 году - 5,6%, прогноз на 2010 год -7%, и Германия даже с такими высокими показателями оказывается посередине», - комментирует ситуацию Владислав Белов. Однако многие эксперты убеждены, что нынешние «неплохие» показатели Германии - результат того, что страна много лет живет, мягко говоря, в режиме жесткой экономии. Что не позволяет устранить серьезный диспаритет в качестве жизни в восточной и западной частях государства.
«В прошлом году проехал по Восточной Германии. Производит ужасающее впечатление: заколоченные дома, темные улицы, вечерами полное отсутствие народа на улицах и света в окнах», - рассказывает Василий Со-лодков. Не слишком оптимистично выглядят и экономические показатели столичного региона: немцы невесело шутят, что западные земли способны скинуться и купить штат Берлин со всеми его долгами. Что уж говорить после этого о Лейпциге и Бранденбур-ге - депрессивных регионах с высоким уровнем безработицы и огромным числом живущих на «социалке».
В целом же на 2010 год задолженность бюджета страны прогнозируется в размере 80,2 млрд евро. С учетом расходов на программу по поддержанию деловой активности и противодействию рецессии (Konjunkturpaket II) и с учетом государственных ассигнований на спасение банков данный показатель достигает 100 млрд евро.
КРЕДИТЫ, ОПЛАЧЕННЫЕ КРОВЬЮ
В качестве платы за кредиты Греция обещает уже в текущем году сократить бюджетные расходы на 24 млрд евро, а дефицит бюджета, соответственно, до 8,7%. В 2009 году этот показатель официально составил 13,6% ВВП -максимум среди стран зоны евро, но сейчас не исключают, что показатель будет скорректирован до 14% ВВП. Георгиос Папандреу клянется, что уже в 2012 году показатель будет снижен до обычного уровня требований к участникам Евросоюза - 3% ВВП.
Естественно, ради получения стабилизационных кредитов МВФ и ЕС правительству Греции пришлось пойти на крайне непопулярные меры -в частности, на три года заморозить зарплаты бюджетников, отмечает заместитель гендиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин. У греков была не только тринадцатая зарплата - к Рождеству, но и четырнадцатая - к Пасхе, рассказывает политолог.
Естественно, правительству той же Германии было бы невозможно убедить собственное население, что необходимо оплачивать грекам все социальные программы, раздутые «безответственной политикой предыдущего кабинета, тем более что соцпакеты у греков куда качественнее, чем немецкие», убежден Василий Солодков.
Алексей Макаркин прогнозирует, что грекам и дальше придется сокращать социальные программы, а правительству - ходить по тонкому льду. Если слишком жестко взяться за дело, то население снова может выйти на улицу и повторить на бис майские погромы, в результате которых пострадали люди. А при наличии в стране многочисленных коммунистов, лево-радикалов и анархистов всех мастей дальнейшее закручивание гаек может закончиться кровью, говорит Алексей Макаркин. Сергей Федоров, правда, придерживается не столь пессимистичной точки зрения: правительство сокращает социальные программы весьма выборочно.
КТО НА НОВЕНЬКОГО?
Вопрос о том, кто следующим запросит помощи, в последние месяцы стал одним из наиболее острых в Европе. В разные периоды в качестве кандидата номер один СМИ обсуждали Испанию, Италию, Португалию. При этом Мадрид пока не только справляется с собственными проблемами, но и пообещал щедрую помощь Греции - до 10 млрд евро. По словам Владислава Белова, за годы благоденствия Испания накопила резервы, за счет которых пока решает свои проблемы.
Но число претендентов на помощь множится. «У каждой страны своя специфика. Ирландия завлекала высокотехнологические компании, но бум пошел на спад. Исландия заигралась с банками. Заигрались ли другие страны из зоны евро, посмотрим, пока не создается впечатления, что они обречены на системные проблемы», - говорит Алексей Макаркин.
кстати...
Возникает закономерный вопрос: зачем странам-донорам «чужие» проблемы? Ответ прост: не такие уж они и чужие. По оценкам европейских экономистов, совокупные долги греческих банков перед немецкими и французскими финансовыми структурами превышают на сегодня 87 млрд евро, или $119 млрд. По информации Wall Street Journal, порядка $900 млрд им должны Португалия, Ирландия, Испания.
Владислав Белов тоже не ожидает «эффекта домино». Однако Василий Солодков обращает внимание на то, что помимо стран зоны евро есть еще другие члены ЕС, откуда поступают тревожные сигналы. Так, в июне комиссар Евросоюза по финансовым вопросам Оли Рен заявил, что бюджетная статистика Болгарии вызывает подозрения и требует перепроверки со стороны уполномоченных органов ЕС. Речь идет о пересмотре показателей бюджетного дефицита почти вдвое: с 1,9 до 3,7% ВВП.
Эксперты тут же сопоставили действия правительства Болгарии и «греческий сценарий» манипулирования отчетностью. Скорее всего, теперь Eurostat получит расширенные полномочия по контролю за бюджетными расходами и показателями стран ЕС, а что и где вскроет дополнительный контроль - покажет время.
Пока речь о финансовой помощи странам ЕС, имеющим собственные валюты, не идет, но вряд ли кому-то из членов ЕС дадут обанкротиться. Кроме того, еврозона даже в кризис продолжает расширяться. Если Болгария была вынуждена отказаться от введения на своей территории единой валюты, то Эстония намерена вступить в евро-зону. И хотя экономику этой страны Владислав Белов оценивает как весьма устойчивую, Василий Солодков не исключает нарастания проблем в связи с расширением зоны евро.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОДОНОРОВ
В этом уравнении столько переменных, что вряд ли сейчас кто-то из экспертов способен достоверно прогнозировать, какими выйдут из кризиса Германия и Франция. Эксперты не исключают, что правительству Франции все же придется повышать налоги, поскольку нет драйверов, способных в кризис вывести экономику на траекторию подъема. С другой стороны, никто пока не видит альтернативы кандидатуре Николя Саркози и не ждет смены политической власти в стране -в отличие от Германии, где у оппозиции есть все шансы потеснить правящую коалиции ХДС/ХСС.
«В Германии происходит пересмотр бюджетной политики, которая была заложена в мае 2009 года. Коалиция обещала не поднимать налоги, а, наоборот, их снижать, но утвержденный трехлетний бюджетный план предусматривает отказ от их снижения. Повышается налог на банки и банковские операции, - комментирует Владислав Белов. - Обсуждается повышение НДС с 18 до 26%, хотя вряд ли он будет принят. Утвержден самый жесткий бюджетный план за всю послевоенную историю Германии».
Правительство Ангелы Меркель планирует к 2014 году сэкономить 80 млрд евро, причем 30 млрд - за счет урезания социальных выплат безработным и нуждающимся и за счет сокращения пособий на детей. Альтернативу -повышение максимальной ставки подоходного налога «на богатых» (с 42 до 45% начиная с дохода 250 тысяч евро в год) - кабинет отверг. За это теперь Меркель подвергается критике не только со стороны оппозиции, обвиняющей ее в подрыве устоев демократии: спикер бундестага, однопартиец канцлера по ХДС Норберт Ламмерт публично выступил за то, что «счастливцы фортуны» должны раскошелиться. По его убеждению, это никак не сможет повредить общей экономической активности. Между тем Владислав Белов уверен, что поднимать налоги бессмысленно: законопослушные богачи уйдут «в тень» или в другие налоговые юрисдикции.
Возникает закономерный вопрос: зачем странам-донорам «чужие» проблемы? Ответ прост: не такие уж они и чужие. По оценкам европейских экономистов, совокупные долги греческих банков перед немецкими и французскими финансовыми структурами превышают на сегодня 87 млрд евро, или $119 млрд. По информации Wall Street Journal, порядка $900 млрд им должны Португалия, Ирландия, Испания (включая займы, кредиты предприятиям и отдельным физлицам). Это одна из причин, по которой Франция и Германия заинтересованы в стабильности евро.
Большинство экспертов склоняются к мнению, что из кризиса ФРГ выйдет локомотивом экономики ев-розоны. Что касается ЕС в целом, то он пережил эпоху еврооптимизма, а сейчас от европессимизма пытается перейти к еврореализму. Но для этого понадобится не только унифицировать правила и ввести жесткие требования к финансовой дисциплине, но и создать дополнительные механизмы принятия решений в рамках еврозоны. Все эти меры, если они будут приняты, дисциплинируют правительства отдельных государств, которые сейчас убеждены, что купили билет в один конец, и требуют помощи от соседей.
Кац Екатерина