Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Риккерт Генрих

Генрих Риккерт/ Henrich Rickert

Риккерт готовился стать литературным критиком, однако отказался от своего намерения, столкнувшись с господствовавшими в литературоведении позитивистскими методами исследования..


Генрих Риккерт - немецкий философ, основатель баденской школы неокантианства.

Признание в академических кругах получил после выхода своей большой работы «Границы естественнонаучного образования понятий», оказавшей влияние на социологию Вебера. Он критикует современную ему аналитическую школу, развивавшую традиции позитивизма и исходящую из методологического единства естественных и гуманитарных наук. Представители этой школы считали, что объяснение исторического события заключается в видении его через закон (например, через закон развития абсолютного духа у Гегеля). В этом случае отдельный человек не играет никакой значимой роли в истории. Как последователь Канта, Риккерт старается отстоять место для свободной воли человека, значимость человеческих поступков в самом историческом процессе и в его осознании. Человек – не исполнитель внеличного закона, а свободный индивид, следовательно, для истории важны индивидуальность, уникальность и неповторимость.

В книге «Границы естественнонаучного образования понятий» Риккерт приводит яркий пример, призванный продемонстрировать различия во взглядах естественных и гуманитарных наук на одно и то же событие. Это – изучение поступков римского императора Нерона. Для естественника-позитивиста Нерон – безумец, его поступки легко объясняются определенным клиническим типом безумия. Для историка – Нерон – уникальное явление, и для изучения этого явления историку ни к чему теоретические знания о других безумцах подобного типа. Такой взгляд возможен потому, что предметом истории является отдельное событие.

По Риккерту, предметами специальных наук являются отдельные проблемы бытия, поэтому для философии не остается ни одной чисто бытийной проблемы. Перед философией стоит задача познания мирового целого, которое не может быть задачей специальных наук. Целое действительности - это не чистое понятие действительности, в нем действительность сочетается с ценностью. Философия занимается теми проблемами, которые содержат прежде всего ценности.

Философ и мыслитель Генрих Риккерт

Риккерт родился 25 мая 1863 в Данциге (ныне Гданьск). Изучал немецкую литературу, историю, философию, экономику в Берлине, Страсбурге, Цюрихе и Фрайбурге. Готовился стать литературным критиком, однако отказался от своего намерения, столкнувшись с господствовавшими в литературоведении позитивистскими методами исследования. К философии приходит после предпринятых с критическими целями занятий позитивизмом, эмпириокритицизмом Авенариуса и трудами Маркса, благодаря знакомству с Виндельбандтом, под руководством которого в 1888 защищает во Фрайбурге диссертацию («Учение о дефиниции»).

Профессор Фрайбургского (с 1894) и Гейдельбергского (с 1916) университетов.

Вслед за Виндельбандом, у которого Риккерт учился, он исследует особенности исторического знания как научной дисциплины, принципиально отличной от естествознания. Большое влияние, оказанное Виндельбандом, особенно сказалось в докторской диссертации Риккерта «Учение о дефиниции», и в книге «Введение в трансцедентальную философию».

В своей  работе «Предмет познания»  он рассматривает предмет, на который направлено познание, как нечто трансцендентное, противостоящее сознанию, независимое от него. Следуя Канту, Риккерт считал такие объекты действительности «вещью-в-себе». Для того, чтобы иметь возможность анализировать эту действительность, ученый должен создать систему суждений о ней. Но, в отличии от Канта, система категорий которого основана на понятии закономерности и всеобщности, Риккерт считает, что для исторического познания более значима ценностная уникальность анализируемого предмета.

Философская позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию: вначале он анализирует гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук), позднее строит систему философии как теории ценностей, в конце жизни стремится обосновать онтологию и метафизику.

Творчество позднего Риккерта характеризуется так называемым онтологическим поворотом. Риккерт создает учение о трансцендентальной природе ценностей, которое изложено в работе «Общие основания философии». Он утверждает, что мир состоит из сферы действительности и сферы ценностей, по образу и подобию антитезы сущего и должного. Ценность – это смысл, лежащий над всяким бытием, она совершенно независима ни от познающего субъекта, ни от действительности. Подлинная проблема философии и заключается в противоречии мира существующей действительности и мира ценностей, не существующих в качестве эмпирического объекта, но не менее значимых для человека. Только благодаря ценности становиться возможным отличить культурные процессы от явлений природы. К культуре принадлежат нравы, искусство, религии и науки. Синтез двух сфер происходит при вырабатывании индивидом ценностных суждений и оценок, которые являются не ценностями, а соединением ценности и действительности. Истина – не соответствие представления действительности, а совокупность суждений, утверждающих должное, то есть ценность.

Умер Риккерт 30 июля 1936 года в Гейдельберге.

Источники:

http://www.krugosvet.ru

http://virlib.eunnet.net

http://ru.wikipedia.org

http://www.gumfak.ru

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Альберт Эйнштейн

Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.

 

Сделать стартовой