Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Леви-Брюль Люсьен

Люсьен Леви-Брюль/ Lucien Lévy-Bruhl

Разработанная французским философом концепция «пралогического» мышления позволила по-новому взглянуть на религиозные верования и поведение наших отдаленных предков. 

Леви-Брюль - французский философ и антрополог, оказал влияние на Юнга, Шелера, Гурвича. Представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Член Французской Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально-исторического развития. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону партиципации (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. В практических, например, действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности, как, например, в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе.

Работы Леви-Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где умственные операции людей разных времен и культур считались тождественными. Основное значение в развитии общества и культуры Леви-Брюль приписывал изменениям в идеях, которые внушаются массам немногими вожаками посредством утверждения, повторения и заражения. Политические революции он считал проявлениями массовой истерии, а среди лидеров революционных движений отмечал часто встречающиеся признаки психопатологии. Несмотря на односторонний и поверхностный характер некоторых взглядов Леви-Брюля, они оказали существенное влияние на развитие теорий «массового общества» и «массовой культуры», а также стимулировали интерес исследователей к изучению массовых сообществ и механизмов массового поведения. 

Люсьен Леви-Брюль и его теории

Люсьен Леви-Брюль  родился в 1857 г. в Париже, где получил начальное и среднее образование. В 1876 г. он поступил в Высшую Нормальную школу, избрав своей специальностью философию. После ее окончания работал учителем в средних школах Потье, Амьена и Парижа. Получив в 1884 г. докторскую степень, Л. Леви-Брюль продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, в Высшей Нормальной школе и в Сорбонне. Занимался историей французской и немецкой философии 19 в., затем обратился к изучению мыслительных процессов первобытных народов. В нескольких трудах разрабатывал идею, согласно которой первобытное мышление (точнее, «коллективные представления», по Дюргкейму), носит «дологический» характер и глубоко отличается от современного, подчиняясь не закону противоречия, а закону партиципации (причастности), когда вещь воспринимается одновременно как таковая и как нечто другое (примером может служить тотемизм). В 1904 г. он становится профессором Сорбоннского университета. С 1917 г. он был редактором журнала «Философское обозрение», а в 1925 г. вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии. Умер Л. Леви-Брюль в 1939 г. в Париже.

В первый период своей творческой деятельности занимался историей философии, написал ряд работ («Германия со времени Лейбница, опыт о формировании национального сознания», 1890: «Философия Якоби», 1894; «Неизданные письма Д.С. Милля к О. Конту», 1899; «Философия Огюста Конта», 1900; «Мораль и наука о нравах», 1903). Уже в этих работах прослеживается его интерес к историческим изменениям и социальной обусловленности сознания и поведения человека и намечается сближение с социологической школой Дюркгейма, который, разделяя основополагающую идею автора, высоко оценил книгу Леви-Брюля «Мораль и наука о нравах».
Второй период творчества, принесший Леви-Брюль всемирную известность и не умолкающие по сей день научные споры вокруг его исследований первобытного мышления, был отмечен появлением классических трудов: «Мыслительные функции в низших обществах» (1910), «Первобытное мышление» (1922), «Примитивная душа» (1927), «Примитивная мифология» (1935). Поводом для крутого поворота в научных исследованиях послужило знакомство с «Историческими записками» китайского историка Сыма Цяня и «Золотой ветвью» Фрэзера. Под их впечатлением Леви-Брюль погрузился в изучение этнографических материалов и на протяжении последующих лет жизни обстоятельно обосновывал свою главную идею - качественные отличия первобытного мышления от логического мышления современного цивилизованного человека.
Свою концепцию качественного изменения мышления в процессе его исторического развития Леви-Брюль раскрывает с помощью трех принципиальных положений:
  1. мышление и психика изменчивы в соответствии с культурно-историческими изменениями человеческого общества;
  2. первобытное мышление качественно отличается от научного по четырем вышеназванным параметрам (первоначально Леви-Брюль первобытному мышлению противопоставлял мышление цивилизованного общества, но впоследствии уточнил, что открытое им различие не характеризует в целом мышление двух сопоставляемых этапов обществ, развития, поскольку
  3. мышление неоднородно, гетерогенно в любой культуре, у любого человека: «Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных друг от друга глухой стеной, а есть различные мыслительные, структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, может быть всегда, в одном и том же сознании». Он полагал, что специфика «первобытного мышления» сохраняется в моральном и религиозном сознании современного человека. Леви-Брюль не удалось удовлетворительно объяснить открытые им реалии (о чем свидетельствуют его постоянные поиски нового их понимания).
В заметках, написанных в последние годы жизни и опубликованных посмертно, Леви-Брюль отказался от гипотезы пралогического мышления, но сохранил убеждение в существовании открытых им качественных различий в мышлении людей различных культурно-исторических эпох и попытался найти новые, более точные и адекватные способы их описания. Концепция Леви-Брюль оказала значительное влияние на генетическую эпистемологию Ж. Пиаже, аналитическую психологию Юнга, социологию Шелера. В России теоретические положения Леви-Брюля вызвали интерес у А.А. Богданова и Бухарина, с другой стороны их использовал Марр для обоснования разработанной им «яфетической теории языка». Работы Леви-Брюля привлекли к себе внимание ученых различных школ и направлений и послужили плодотворным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики.

Источники:

http://www.krugosvet.ru
http://www.countries.ru
http://www.socio.rin.ruhttp://www.encycl.anthropology.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Юзеф Булатович

Я еще не встречал кота, которого заботило бы, что о нем говорят мыши.

 

Сделать стартовой