Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Булгаков Михаил

Михаил Булгаков

   

Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре

М.Булгаков


Один из самых загадочных писателей двадцатого века родился в 1891 году в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. В романе «Белая гвардия» по изображению уклада в доме турбинных можно судить о семейных традициях семьи Булгаковых. Михаил Булгаков закончил гимназию, затем – медицинский факультет Киевского университета. После получения диплома работал врачом в селе Смоленской губернии. Его впечатления тех лет легли в основу «Записок юного врача».


Писать Булгаков начал еще в студенческие годы. Продолжил это занятие, уже работая врачом. Первый булгаковский фельетон «Грядущие перспективы» с инициалами М.Б. был напечатан в газете «Грозный» в 1919 году. Писатель не верил в обещанные революционные идеалы, он видел тяжелые последствия красного террора для общества.


Приехав в 1921 году в Москву, Булгаков начинает сотрудничать с несколькими изданиями как фельетонист. Кстати, в Москве писатель живет несколько лет в квартире номер пятьдесят дома № 10 по Садовой («нехорошая квартира» из романа «Мастер и Маргарита»). Он сотрудничал со многими известными писателями: Ю. Олешей, В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым.


В конце двадцатых годов Булгаков подвергается нападкам официальной критики. К тому моменту в его багаже «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и другие не менее известные произведения. В марте 1930 года писатель обращается к советскому правительству и лично к Сталину с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. В этом же году происходит встреча Булгакова с Е.С Шиловской, ставшей впоследствии его третьей женой и главным прототипом Маргариты из романа «Мастер и Маргарита».


Произведения писателя по-прежнему не публикуются. Он зарабатывает на жизнь переводами, написанием либретто для Большого театра и игрой в некоторых спектаклях.


В 1940 году писателя не стало. Московский скульптор С. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску. Булгакова кремируют, а урну с прахом хоронят на Новодевичьем кладбище в Москве.


 

Михаил Булгаков – загадка Мастера

Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать автобиографию, прилагавшуюся к печатному «листку по учету кадров». Таких официальных документов он собственноручно составил несколько, все они являются и литературными произведениями, важными источниками для научной биографии великого русского писателя. В отделе рукописей Государственного Литературного музея  хранится автобиография М. А. Булгакова, датированная мартом 1931 года и содержащая малоизвестные сведения о его театральной деятельности.


Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.


В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера. В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем фельетонистом. В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман «Белая гвардия». В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре под названием «Дни Турбиных» и была запрещена после 289-го представления. «Зойкина квартира» шла в театре имени Вахтангова и была запрещена после 200-го представления. «Багровый остров» шла в Камерном театре и была запрещена приблизительно после 50-го представления. «Бег» была запрещена после первых репетиций в Московском Художественном театре. «Кабала Святош» была запрещена сразу и до репетиций не дошла. Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в которой, написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя. В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и в актерский состав Московского Художественного театра.


Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Он был своего рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой): «…западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы… мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, … за все!»


Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем кто-либо из его современников, со всей определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати как непременном условии свободы творчества. Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип - «сатира не терпит оглядки».


Своим учителем считал Салтыкова-Щедрина, его любимейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем.


Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.


Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.


Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «Булгаковская Москва», «Булгаковский Киев».


Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных». Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может – не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр - «Мастера и Маргариту»). Он с детства ненавидел писать на «социальный заказ», в то время как в стране конъюнктурщина и страх губили таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что никогда не станет «илотом, панегиристом и запуганным услужающим». Ему полной мерой довелось испытать на себе давление мощной административно-бюрократической системы сталинских времен, той, которую он впоследствии обозначил сильным и емким словом «Кабала». Многие его творческие и жизненные установки, реализованные в художественных произведениях и пьесах, встретили жестокий отпор. В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе.


Со Сталиным у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза, унаследованного от отца).


М. А. Булгаков был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.


Источник

http://www.audiobooks.com



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

24 мая
«Бизнес Новости»
Предварительная запись
«Клуб руководителей»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Владислав Катажинъский

Неважно, что тебя принимают за кого-то друго, — важно, за кого тебя принимают.

 

Сделать стартовой