Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Барт Карл

Карл Барт/ Karl Barth

 

  Иисус Христос, как он засвидетельствован нам в Священном Писании, есть единое Слово Бога, которое мы должны слушать, которому мы должны доверять и покоряться в жизни и в смерти.

Карл Барт


Карл Барт – швейцарский теолог. Его имя пока не очень известно в России. Из сотен его работ только в 90-х годах их малая часть была переведена на русский язык.

Барта часто называют современным «отцом Церкви» и причисляют к списку наиболее знаменитых теологов в истории христианства. Будущие поколения не перестанут говорить о нем также как об Августине и Аквинате, Лютере и Кальвине, Шлейермахере и Ритчеле. Правильно будет сказать, что так же как Шлейермахер доминировал в теологии XIX века и является отцом либеральной теологии, так и Барт в основном доминировал в теологии XX века и является отцом неоортодоксальной (неореформаторской) теологии. Что особенно интересно, он был признан, как католическими, так и протестантскими теологами. Еще более ясным свидетельством монументальной значимости Барта в изменении направления протестантской теологии в этом веке, в его движении «против течения» установленных образцов мысли, является тот факт, что даже его строжайшие критики вынуждены были выражать свою богословскую позицию с уважением к нему.

В диалектической теологии Барта можно найти огромную важность неразрывных связей между человеком и Богом, землей и небом, имманентным и трансцендентным, временем и вечностью. Сосуществование вместе противоречивых понятий Писания, таких как веры и неверия, любви и суда составляет диалектику Барта.

Вероучение Церкви и изъяснение догматов — любимая тема для Барта, написавшего более шести миллионов слов во всех своих «догматиках». Папа Пий XII отозвался о Барте как о втором богослове после Фомы Аквинского. Барт в некоторых своих положениях особенно близок к православию: «Бога можно познать только благодаря Самому Богу. И если мы имеем возможность говорить о чём-то в вере, то это означает: я славословлю, я благодарю за то, что Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух есть то, что Он есть и что делает; за то, что Он открыл и явил мне Себя».

Путь диалектической теологии Карла Барта

Карл Барт родился в Базеле, в Швейцарии 10 мая 1886 года. Он был первым сыном Фрица Барта - служителя Швейцарской Реформатской Церкви и учителя Евангелической школы проповедников в Базеле. Его отец был уроженцем Базеля. Оба деда Барта были так же служителями Церкви.

Барт был отмечен необычным интеллектом, большой способностью работать, серьезностью намерений, демократическим духом, уважением к искусствам, особенно к музыке, и, наконец, обостренным чувством юмора. Базель был для Барта родным городом до трех лет и позже с 1935 года до его смерти.

Академическая и религиозная обстановка в доме Барта обладала большим влиянием.

В Берне, столице Швейцарии, куда его семья переехала в 1889 году, Барт вырос, и получил свое раннее религиозное воспитание и формальное образование.

Следуя Европейской традиции, Барт получил свое теологическое образование в нескольких университетах. В восемнадцатилетнем возрасте, он начал свое обучение в университете Берна. Тогда он был под большим влиянием мыслей своего отца. В добавление, он учился систематической теологии у Германа Людемана, влиятельного теолога либеральной традиции. Наиболее значимое событие в интеллектуальных поисках Барта в Берне случилось во время четвертого семестра, когда он встретился с Кантовской философией и теологией Шлеермахера. Эта интеллектуальная свобода подвигла Барта продолжить его теологическое образование у Вильгельма Германа в Марбурге, ведущего неокантианского теолога тех дней. Несмотря на желание своего отца, чтобы он учился у более консервативного теолога, они пришли к компромиссу на Университет в Берлине, где Барт провел полный семестр в 1906 году. Этот переезд был важен не только потому, что с него началось влияние на Барта господственной школы либеральной теологии, но и потому, что это привело его в более тесный контакт с одним из последних и наиболее влиятельным представителем этой школы в двадцатом веке Адольфом Гарнаком - знаменитым церковным историком. Барт стал учеником Гарнака. В 1907 году он возвращается для обучения в Берн. В конце 1907 года он перебирается в Тюбинген для обучения у Адольфа Шлатера, хорошо известного консервативного швейцарского теолога Нового Завета.

Барт закончил свое формальное теологическое образование в Марбурге в возрасте 23 лет. После сдачи теологического экзамена в церкви Берна в 1909 году, он был рукоположен. Между прочим, он никогда не проходил докторское теологическое обучение. После того как он зарекомендовал себя в теологии, множество институтов были рады присудить ему свои высшие почетные степени.

После сдачи экзаменов и рукоположения, Барт все еще не чувствовал себя готовым к принятию пасторских обязанностей. Барт не хотел быть поглощен глубоким религиозным опытом, так как находился под влиянием мыслей, что можно развивать проповедь и без церковного опыта. Он возвращается в Марбург, чтобы стать помощником Мартина Рейда, редактора влиятельного либерального издания, которое концентрировалось на вопросе ответственности Церкви в мире. Рост этической чувствительности Барта, сконцентрированной на миссии Церкви в обществе, был основан на этом коротком опыте его работы.

Позже, в 1909 году, Барт вернулся на свою родину, чтобы начать служения в качестве ученика пастора немецкоязычной Реформатской Церкви в Швейцарии в Женеве, где он пробыл до 1911 года. Расположение духа, в котором Барт принял его пасторские обязанности выражено в статье, опубликованной в 1909 году. В ней Барт показал, что выпускники-богословы более либеральных факультетов Марбурга и Гейдельберга с меньшим желанием вовлекались в практические формы церковной работы (пасторскую, миссионерскую и т.д.), чем выпускники более ортодоксальных и пиэтических теологических факультетов.

В 1911 году Барт становится пастором Реформатской Церкви в небольшом городке Сауфенвиль на севере центральной Швейцарии. Он служил как пастор этой сельской Церкви до 1921 года, и теологические революционные мысли, связанные с его именем, возникли именно в этом маленьком промышленном поселке, окруженном видами Швейцарских пейзажей.

В это время мир был заворожен идеями социального равенства. Барт и его друг, Турнейзен, с которым он учился в Марбурге, а теперь был пастором в соседнем городке, стали социалистами. Барт примкнул к рабочим Сауфенвила из его общины в их борьбе за справедливую зарплату. В 1915 году Барт вступил в Социал-демократическую партию - поступок абсолютно неслыханный для служителя в те дни. Хотя вскоре Барт разочаровался в этом движении, противоречие между богатыми и бедными подорвали его либерализм, так как это не укладывалось ни в одну из либеральных концепций улучшения мира.

Другое разочарование в либерализме пришло к Барту из-за начала I Мировой войны. В августе 1914 года 23 либеральных мыслителя и богослова подписали манифест в поддержку кайзера и немецкой военной политики. Среди них были и любимые учителя Барта. Но Барт был уверен, что позиция Германии в войне неправильна. Барт считал, что если этика этих людей ошибочна, то и их теология ошибочна, а если это так, то и их экзегеза неправильна.

Начиная с 1916 года, Барт работает над толкованием «Послания к Римлянам», посланием, которое так часто приводило к реформационным изменениям в истории Церкви. К 1918 году он завершает объемный комментарий, но у него возникают трудности с его опубликованием. Наконец в 1919 году маленькое издательство печатает всего тысячу копий первой редакции его комментария Послания к Римлянам . Первое издание предъявляет счет либеральной, исторической и гуманистической теологии. Но, упрекнув в этой работе своих учителей, Барт все еще не хочет разрывать с ними.

Между первым и вторым изданием прошло три года (1919-1922). В это время Барт принимает приглашение стать профессором Реформаторской теологии в Университете Геттингена, где он пробыл до 1925 года.

В 1922 году выходит второе издание «Послания к Римлянам». В нем он полностью отходит от позиции либеральной теологии. Ее считают классической книгой теологии кризиса или диалектической теологии.

Барт пришел к убеждению, что Священное Писание ни в какой мере не является ни проявлением голоса совести, ни свидетельством сочувственного отношения к человеку. Слово Божие судит человека, в нем мы сталкиваемся с реальностью… Теология кризиса названа так потому, что она ясно говорила: Бог есть Бог суда, а поэтому и Бог милости, поскольку любой Божий суд является одновременно проявлением милости (или милосердия).

В 1930 году Барт покидает Мюнстер, чтобы стать профессором систематической теологии в Университете Бонна. В тоже время он продолжал практику проведения семинаров по истории теологии. Одним из объектов его изучения был Ансельм и его труд «Вера в поиске понимания». Барт взял у Ансельма его теологический метод. Этот метод можно обобщить в нескольких пунктах. Первое, для Барта вера зависит от ее существования до события откровения. Второе, мы можем говорить об истинном познании Бога только тогда, когда существует вера в Божие откровение. Третье, полным познанием, которое исходит из продолжающихся поисков верой понимания, может быть только истинное познание Бога.

Тридцатые годы были для Барта десятилетием насыщенным событиями. Убеждения Барта в Слове Божьем, как начальной точки теологии, привели его к разрыву с Бультманом и Гогартеном, которые слишком приблизились к либерализму.

Другое событие в тридцатых годах, которое повлияло на курс жизни Барта, было избрание Гитлера канцлером Германии в начале 1933 года. Барт стал persona non grata в глазах официальных нацистов. Он отказался начинать свои занятия в Боннском Университете с приветствия «Heil Hitler»! - и не стал клясться в безусловной преданности фюреру. В результате он был отстранен от преподавания и выслан из Германии. Сразу после этого, он был призван стать профессором богословия в Университете Базеля, где он начал преподавать в 1935 году в возрасте сорока девяти лет.

В послевоенное время Барт продолжает свои поездки по Европе с лекциями. В 1948 году он посещает Венгрию и общается с руководителями Реформатской Церкви, жившими под коммунизмом. После своего возвращения в Базель, он написал несколько открытых писем, убеждающих венгерских христиан, что лучше «евангелизировать заблудших и запутавшихся венгерских людей», чем «протестовать против очевидной опасности коммунистической системы». За это утверждение Барт был обвинен в «мягкости» к коммунизму, особенно со стороны американских богословов. Позиция Барта о борьбе Востока и Запада состояла в том, что необходимо больше слушать друг друга, чем увеличивать враждебность и напряженность.

Карл Барт закончил свою земную жизнь 10 декабря 1968 года в родном Базеле в возрасте восьмидесяти двух лет.

Источники:

http://ru.wikipedia.org

http://karlbarth.narod.ru

 

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Теодор Рузвельт

Тот, кто привык высказываться от имени других, рано или поздно теряет способность говорить от своего.

 

Сделать стартовой