Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Руперт Мердок

Руперт Мердок/ Rupert Murdoch

 

Руперт Мердок - один из крупнейших медиа-магнатов планеты, начинал свой издательский бизнес с малотиражной провинциальной газеты в Австралии. 


Бизнес можно строить по правилам, а можно - ломая все правила. 76-летний миллиардер и медиа-магнат Руперт Мердок создал свои. Родившись в известной австралийской семье, он получил самое аристократическое воспитание, но в своих печатных СМИ целые полосы отводит под фривольные фотографии. Потому что Мердок считает, что успехом своего бизнеса он обязан четким представлениям о предпочтениях публики, каковыми, по его мнению, являются скандалы, секс и спорт. Мердок с состоянием 9 млрд. долларов занимает 73 позицию списка «Форбс».

Через News Corporation и не только Мердок владеет более чем 700 компаниями, в том числе кинокомпанией Twentieth Century Fox, британской телекомпанией Sky News, американской телекомпанией Fox Broadcasting Network, National Geographic Channel, бейсбольной командой Los Angeles Dodgers, газетами The Sun, The Times, New York Post, издательством HarperCollins. В России его империи принадлежат радиостанции «Наше радио», «Ультра», а также крупнейшая компания наружной рекламы News Outdoor Russia.

Фамилия Мердоков - одна из старейших и уважаемых в Австралии. Она ведет начало от шотландского торговца скобяными изделиями из города Стерлинг, чей родившийся в 1818 году сын Джим миссионером отправился в Австралию. Его сын Уолтер за услуги перед Британской короной был награжден рыцарским титулом. И, кстати, дожил до преклонного возраста - 96 лет. Дедушка Руперта Мердока Патрик приходится сэру Уолтеру старшим братом и сам был крупным религиозным деятелем в Австралии.

Почти пятьдесят лет в бизнесе – это многое значит. «Руперт хочет править миром, и, похоже, он это делает», - так однажды сказал исполнительный директор компании «Viacom» Самнер Редстоун.

Кейт Руперт Мердок прокладывал исторический путь своей глобальной медиа-империи, одерживая блестящие победы над врагами, внимательно запоминая жизненные уроки и даже жертвуя семейным счастьем (два брака Мердока закончились разводом). С самого начала это был человек, нарушающий правила, ведущий войну с использованием любых необходимых средств и, как правило, одерживающий победу. Его крупнейшие конкуренты все являются продуктами мегаслияний, тогда как News Corp. была построена в результате серии покупок более мелких компаний и создания новых предприятий.

Свою империю Мердок построил без каких-то революционных инноваций или «ноу-хау» в подборе нужных людей. В отличие от многих других менеджеров Руперт по старинке предпочитает все контролировать сам. Он может сам позвонить журналисту, работающему над статьей, чтобы объяснить, как и что писать. Неудивительно, что Руперт плохо сходится с людьми и почти никто не может работать рядом с ним долго. Тем не менее, к огромной News Corporation, которая в 1979 году объединила почти все его активы, он относится как к семейному бизнесу. Правда, по этому поводу работавший с ним Ричард Сирби заметил, что «в других корпорациях совет директоров собирается, чтобы вырабатывать и принимать решения. В News Corporation единственная цель таких собраний - единогласное одобрение решений Руперта». При этом Мердок обладает поразительной работоспособностью и может спать по три часа в сутки. Зато и «гуляет» он с размахом. Например, может выложить $49 млн. на аукционе за понравившуюся картину Ван Гога.

«Три «С» Руперта Мердока

Кейт Руперт Мердок появился на свет 11 марта 1931 года в пригороде австралийского Мельбурна. Его отец сэр Кейт Мердок начинал журналистскую карьеру еще до Первой мировой войны, потом служил советником премьер-министра Австралии Билли Хьюза и к моменту рождения сына стал самым влиятельным газетчиком страны, редактируя мельбурнские газеты Herald и Weekly Times. Мать Руперта Элизабет (в девичестве Грин) также происходила из австралийского высшего общества.

Влияние на мальчика родители делили почти поровну. Отец всегда стремился сделать из Руперта журналиста и дельца. Мать прививала сыну аристократические манеры и хороший вкус. Надо отдать должное Мердоку - он воспринял родительские уроки более чем творчески. Отец приходил в уныние, наблюдая за его журналистскими потугами, и не предполагал, что сын станет одним из крупнейших медиа-магнатов мира. С привитым матерью хорошим вкусом Руперт потом любил размещать на третьей странице своих газет (на которую взгляд читателя падает как только он откроет первую полосу) фотографии полуобнаженных женщин.

Руперт учился в школе Джилонге, посещал школу верховой езды и регулярно ходил в пресвитерианскую церковь. Хорошо обстояло дело у юного Мердока и с деловым чутьем. Он ловил распространенных в Австралии диких кроликов и продавал их шкурки. Аристократическое воспитание сказывалось в том, что заработанные деньги Руперт часто ставил на скачках. В 18 лет Мердока отправили учиться в Уорсестерский колледж Оксфордского университета. В это время он с удовольствием изучал труды Ленина и даже держал его бюст у себя на столе. Впоследствии он признавал, что Владимир Ильич был для него тогда, пожалуй, самым большим авторитетом. Что не мешало ему регулярно летать во Францию и проигрываться в тамошних казино. Однако увлечение большевистскими идеями закончилось вместе с учебой. Когда, уже в наши дни, его издательство печатало книгу Михаила Горбачева, Мердок заметил с возмущением: «Он же до сих пор коммунист!»

В 1952 году умер отец Мердока. Руперт успевает получить в Оксфорде степень магистра гуманитарных наук и возвращается в Австралию. В наследство ему досталась газета Adelaide News. В своем завещании отец писал, что Руперт получает «хорошую возможность прожить полезную, бескорыстную и насыщенную жизнь, занимаясь газетным и радиовещательным бизнесом, и в конце концов занять ответственный пост на этом поприще». Это вполне соответствовало желаниям самого Руперта. Поэтому, когда вскорости после смерти отца он получил предложение от конкурирующего издателя продать газету, Мердок опубликовал это письмо с предложением на первой полосе Adelaide News. Это выходило за рамки деловой этики, но зато прибавило популярности его газете и задало тон всей будущей политике Мердока.

За несколько последующих лет Руперт купил сиднейские газеты Sydney afternoon paper и The Daily Mirror, небольшую звукозаписывающую компанию Festival Records, а чуть позже - свою первую телекомпанию в австралийском штате Новый Южный Уэльс. В 1964 году он сильно укрепил свое положение, купив самую респектабельную австралийскую газету The Australian, этакую австралийскую «Таймс». Несмотря на любовь к «желтизне», за респектабельностью издания Руперт стал следить даже лучше прежнего владельца - он получил в свои руки самое влиятельное политическое издание в Австралии.

В руководстве остальными своими изданиями, радиостанциями и телеканалами Мердок продолжал придерживаться выработанного им правила «трех «С». Суть его в следующем: читателей и зрителей интересуют прежде всего скандалы, секс и спорт. На обвинения в непристойности он любил повторять: «Я даю публике то, что она хочет». И пока Мердока обвиняли в вопиющем отсутствии вкуса, тиражи его изданий продолжали расти. А он покупал новые газеты, чтобы и их превратить в таблоиды.

С размахом Мердока ему скоро стало скучно в слабозаселенной Австралии. Поэтому, когда в 1968 году его знакомый по Оксфорду поделился с Рупертом информацией о продаже популярной лондонской газеты News of the World, он немедленно начал переговоры. На газету к тому моменту уже претендовал британский газетный магнат Роберт Максвелл. И Мердоку пришлось пойти на хитрость. Речь шла о продаже 40% акций, остальные были распылены среди мелких акционеров. Играя на этом, Мердок пообещал ограничиться должностью гендиректора и не вмешиваться в редакционную политику. Когда же сделка была заключена, за полгода он консолидировал контрольный пакет акций и сменил главного редактора. А когда ему напомнили об обещании, он парировал: «Я не для того ехал сюда из Австралии, чтобы ни во что не вмешиваться». Через несколько лет тираж газеты составил уже 4.5 млн. экземпляров.

В 1969 году он купил еще одну лондонскую газету - The Sun, в которой сразу же стало действовать все то же правило «трех «С» и целая страница была отведена под обнаженную натуру. В 1971 году убыточная «Сан» показала прибыль, а скоро ее ежедневная читательская аудитория достигла 10 млн. человек.
Сам Руперт описывал бизнес как «серию взаимосвязанных войн» - и он вел эти войны одновременно на всех континентах. В 1976 году Мердок купил одну из старейших американских газет The New York Post и решил для поднятия интереса к изданию начать с введения своих фирменных «девочек с третьей страницы». Но на этот раз против высказалась жена Анна, пригрозив ему разводом. Мердок сохранил консервативный настрой газеты и смог даже еще больше укрепить ее связи с республиканцами, которые с тех пор никогда не забывают об интересах самого Мердока.

Буквально потрясла всю Англию покупка лондонской The Times. На вершине национального протеста забастовали даже печатники и журналисты. Спасла финансовые вложения Мердока Маргарет Тэтчер. Верная своему принципу «Деньги не имеют национальности», она поддержала магната. В знак благодарности Мердок не стал менять редакционную политику «Таймс», а после отставки Тэтчер организовал роскошное издание ее мемуаров.
Следующим шагом вселенской экспансии Мердока стала покупка в 1985 году кинокомпании XXth Century и телекомпании Fox, которые он слил в концерн XXth Century Fox. Специально под этот проект Мердок даже поменял австралийское гражданство на американское - чтобы ни в коем случае не прозвучало обвинение в захвате американского телевидения иностранцами. На пост главы этой компании Руперт пригласил известного менеджера в киноиндустрии Барри Диллера. Все шло прекрасно 8 лет. Fox Television Stations быстро развивалась, фильмы XXth Century Fox регулярно получали «Оскаров», появилась система спутникового телевещания Fox Broadcasting. В кинокомпании снимались сериалы «Секретные файлы», «Скорая помощь», «Симпсоны». Благодаря хорошему управлению вложенные средства окупилась всего через 4 года. Но однажды Барри потребовал долю участия в капитале XXth Century Fox. Руперт был взбешен и прокричал Диллеру: «Вон отсюда! В моей компании может быть только один хозяин!»

В 1996 году Мердок решил потеснить в эфире само CNN и запустил новостной канал Fox News. Правда, построен он был на совсем других принципах, чем CNN. Фактически Fox News стал первым в истории США государственным телеканалом. В отличие от CNN Мердок не ставил целью донести до зрителя незамутненную правду. Наоборот, американцам предлагали лишь то, что одобрили бы правящие круги. Уже в 2000 году убытки Fox равнялись всего $30 млн., а рейтинг почти догнал рейтинг CNN. Влияние Fox News на зрителей было потрясающим. Проведенные во время захвата Ирака социологические опросы показали, что почти все зрители канала уверены: большинство стран мира полностью поддержали агрессию и в Ираке действительно нашли оружие массового поражения.

Как рассказал Руперт Мердок на конференции в США, посвященной роли СМИ в экономике, британский премьер-министр Тони Блэр поделился с ним в частном разговоре тем, как его «поразила ненависть по отношению к США» в недавних репортажах Би-би-си в связи с ураганом «Катрина». «Откровенность» в разговоре с медиа-магнатом вполне понятна, если учесть, что Би-би-си - единственное крупное СМИ в Великобритании, не подконтрольное Мердоку.

Источники:

http://www.finiz.ru
http://www.atrus.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Генри Форд старший

Спрашивать: "Кто должен быть боссом?" - все равно, что спрашивать: "Кто должен быть тенором в этом квартете?" Конечно, тот, кто может петь тенором.

 

Сделать стартовой