Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Корпоративные тренинги: секреты эффективности
Евгений Новиков

Корпоративные тренинги: секреты эффективности

корпоратив«Учиться, учиться и ещё раз учиться», – завещал известный исторический персонаж. Это напутствие любой компании, стремящейся идти в ногу со временем и побеждать в конкурентной борьбе, следовало бы взять в качестве девиза. Действительно, учиться никогда не поздно. «Но как, кого и чему учить?» – этот вопрос мучает многих руководителей. Не каждая фирма может позволить себе собственный учебный центр, или, как сейчас модно говорить, корпоративный университет, в котором все сотрудники компании могли бы проходить профильную подготовку. Для большинства компаний разумнее и дешевле передать обучение сотрудников на аутсорсинг.

Однако рынок всевозможных видов консалтинга и курсов повышения квалификации за последние годы настолько вырос, что многие руководители компаний не только не знают, какое агентство выбрать, но даже не могут определиться, что для их компании больше подходит: корпоративные тренинги или обучение сотрудников во внешних учебных центрах? Выбор осложняется ещё и тем, что сами сотрудники часто настроены по отношению к разнообразным предложениям курсов и тренингов весьма скептически: они рассматривают их не как потенциальный рост своих навыков и дополнительную строчку в резюме, а как ежедневно приходящий в почтовый ящик десятками сообщений спам.

В направлении сотрудников на открытое обучение есть свои плюсы. Например, обучаясь совместно с представителями других компаний, ваш сотрудник может перенимать у них ценный опыт, а на различных коллективных выездах на природу может даже выведать у разомлевшего от водки конкурента какие-то коммерческие тайны. Кроме того, некоторые люди в силу характера в окружении знакомых чувствуют себя скованно и, боясь ударить лицом в грязь перед своими коллегами, не могут до конца раскрепоститься. В этом случае усвоение новых моделей поведения даётся им хуже, чем в компании чужих людей (при открытом обучении).

Несмотря на это, корпоративные тренинги имеют ряд неоспоримых преимуществ перед открытым обучением. Почти все специалисты сходятся во мнении, что разовые, «точечные» тренинги позволяют экономить время (особенно если проводятся в вашем помещении и сотрудникам не приходится ехать в другую часть города).

Тренинг может быть адаптирован к специфике деятельности именно вашей компании, что гораздо сложнее сделать на курсах «для всех». Корпоративный тренинг легче, нежели открытую учебную программу, разработать в соответствии с тремя правилами: «своевременно, исчерпывающе, индивидуально» («just in time», «just enough», «just for me»).

Кроме того, сотрудники смогут смело задавать тренеру интересующие их вопросы, тогда как при открытом обучении случается так, что какой-то одной компании тренер уделяет больше внимания, чем остальным.

Немаловажным является также то обстоятельство, что корпоративный тренинг, рассчитанный на группу от 10 человек, как правило существенно дешевле, чем открытый тренинг для того же количества участников. И, наконец, очень существенно, что хороший тренинг (даже не обязательно тимбилдинговый) помогает сплотить команду.

Мнение специалиста


Павел Серов, управляющий продуктами имущественного страхования страховой компании «РЕСО-Гарантия»:

«Я бы выделил несколько функций корпоративных тренингов:

1) приобретение дополнительных знаний и навыков;

2) работа с проблемными местами и их коррекция;

3) укрепление связей внутри коллектива и формирование организационного поведения сотрудников;

4) мотивационная функция.

Можно выделить и другие функции, но остановлюсь на этих.

Первая функция, по сути, научительная: повышение навыков и умений. Заказ тренингов оправдан, если у компании мало менеджеров среднего и высшего звена и много специалистов. В этом случае время менеджера получается очень дорогим.

Вторая функция всегда оправдана, но заказывать тренинг стоит лишь после анализа слабых мест и проблем, которые испытывают сотрудники в работе.

Третьей функцией тренинга я бы выделил формирование организационного поведения и укрепления горизонтальных и вертикальных связей внутри коллектива и разных отделов. Это можно рассматривать как часть процесса формирования команды, что, в конечном счете, снижает транзакционные издержки при работе. Если в компании вообще задаются вопросом построения команды, то проведение тренингов можно считать оправданным.

Поясню, что я имею в виду под мотивационной функцией. В теории управления персоналом описан знаменитый опыт, суть которого в следующем. Исследователи изучали влияние освещённости помещения, цвета стен и т.п. факторов на производительность труда работающих в помещении людей. В результате опыта действительно произошло резкое краткосрочное увеличение производительности, но не из-за какого-то определённого цвета стен, а потому, что рабочие подумали: «Наше руководство о нас начинает заботиться». Так вот когда руководитель предприятия посылает своих сотрудников на корпоративные тренинги, происходит нечто подобное: сотрудники расценивают это как знак внимания и заботы со стороны руководства. Однако эффект от этой функции тренингов измерить крайне трудно, поэтому я считаю, что только лишь ради этого заказывать тренинг непозволительно дорого».


Часто тренинг воспринимается сотрудниками как дополнительный отдых: как поездка на шашлыки (если тренинг происходит на природе) или поход по магазинам и ресторанам (если тренинг в другом городе или за границей). Для них участие в тренинге является чем-то вроде обязательной прививки от гриппа. Заболеешь или не заболеешь – непонятно, но всех велено уколоть.

В связи с этим задачей руководителя является не только подобрать нужный для его компании тренинг, но и сделать так, чтобы он принёс пользу, а не был пустой тратой денег.

Тренинговые компании часто сталкиваются с ситуацией, когда люди не хотят учиться. Методы их разрешения есть. Первое, что нужно сделать руководителю компании в такой ситуации, – сообщить о ней тренеру. Опытный тренер сможет посоветовать какие-либо меры до тренинга и построит его таким образом, что пробудит в ваших сотрудниках азарт к учёбе (например, с помощью игр), покажет, что необходимость в обучении есть.

 Есть и более жёсткие способы заставить людей учиться. Например, поощрять по завершении тренинга за применение полученных на нём навыков и наказывать (штрафовать) за их неиспользование. Можно даже устроить экзамен, где полученным сотрудником баллам будут соответствовать штрафы и бонусы. Придумать систему оценок не так сложно, если при планировании тренинга пользоваться принятым в международной практике принципом описания целей корпоративного тренинга, который получил название «принципа SMART». Эта аббревиатура состоит из первых букв английских слов: Specific – конкретные, Measurable – измеримые, Achievable – достижимые, Realistic – реалистичные и Time-bound – с указанием срока.

Кроме того, многие тренеры рекомендуют руководителям заставлять участников хотя бы частично оплачивать тренинги из своего кармана. В этом случае сотрудники учатся гораздо быстрее и эффективнее. Зная эту закономерность, многие консультанты не работают бесплатно даже со своими друзьями: не потому, что жадные, а потому, что люди всегда ценят больше то, за что заплатили.

В некоторых компаниях в качестве дополнительного метода мотивации к обучению (а также в качестве перестраховки на случай ухода сотрудника) практикуется договор. Суть его в том, что если человек после обучения работает меньше какого-то срока (например, одного года), то он выплачивает половину стоимости (или всю) своего обучения.

Тем не менее, существует множество более мягких методов заставлять людей учиться. Главное – чтобы сотрудник чётко представлял себе связь между прохождением тренинга и повышением зарплаты, профессиональным и карьерным ростом, дополнительной строчкой в резюме, в конце концов… Разумеется, руководителю следует подавать своим подчинённым положительный пример, вплоть до того, чтобы самому присутствовать на тренингах, потому что если руководитель не разбирается в каких-то вопросах, то у его подчинённого не будет стимула научиться разбираться в них: все равно его никто не сможет покритиковать.

И опять же – следует успокоить руководителей, что грамотный тренер всегда найдёт нужные подходы к обучающимся, чтобы пробудить в них тягу к новым знаниям и навыкам.

Евгений Новиков



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Фенимор Купер

Достаточно сгнить одной доске, чтобы большой корабль пошел ко дну.

 

Сделать стартовой