Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Негатив работает на позитив (сайт TopCareer.ru)

Негатив работает на позитив (сайт TopCareer.ru)

"Что вам меньше всего нравилось на предыдущих местах работы?" Ответ на подобный вопрос дает возможность менеджеру по персоналу проанализировать совместимость запросов соискателя и тех условий, в которых он окажется, приняв предложение работодателя. А соискатель, вспомнив неудобства, мешающие выполнению его функциональных обязанностей в предыдущих компаниях, сможет обезопасить себя от аналогичной ситуации в будущем.

Зачем нужно ворошить прошлое?

Составляя резюме, соискатели, как правило, не упоминают о причинах увольнения с предыдущего места работы и в лучшем случае указывают пожелания к новому месту работы в «Дополнительных сведениях», поэтому рекрутерам до интервью остается только догадываться о подлинных мотивах, побудивших кандидата начать поиск работы. Лишь некоторые претенденты, уверенные в своей востребованности, уточняют в сопроводительном письме к резюме те обстоятельства, по которым им пришлось расстаться с предыдущим работодателем. Тем самым они хотят сэкономить время, заранее оградив себя от лишних звонков и ненужных собеседований.

По мнению Ирины Павловой, консультанта группы продаж и маркетинга кадрового агентства AVANTA Personnel, вопрос «Что Вам меньше всего нравилось на предыдущих местах работы?» задают на собеседовании, во-первых, для того чтобы понять уровень лояльности кандидата к предыдущим работодателям, а во-вторых, для выявления ключевых мотивационных факторов. Елена Малинина, консультант кадрового агентства «ВИЗАВИ Консалт», замечает, что такая формулировка является одним из вариантов вопроса о причинах увольнения, который задается в первую очередь для выяснения приоритетов соискателя при поиске новой работы. Однако именно этот вариант в большинстве случаев является несколько неожиданным для большинства кандидатов, что позволяет работодателю сделать предположения о некоторых личностных особенностях соискателей.

 «Сейчас, когда так много литературы о карьере, когда ни один деловой и глянцевый журнал не обходятся без обзора темы "Как пройти собеседование", соискатели продолжают делать ошибки, – говорит Кира Буренина, главный редактор журнала "Лиза". – Некоторые стремятся обозначить вескую причину своего ухода, которая представила бы их как серьезных людей. Другие доверительно рассказывают о плохом начальстве, неудачном коллективе, даже неправильном, на их взгляд, пути развития компании». С этой точкой зрения соглашается и Ирина Павлова: «Как правило, встречаются два типа соискателей: те, которые на собеседовании "вываливают" на голову интервьюера весь негатив, и значительно реже те, кто провел тщательный анализ и дает объективную характеристику того, чему он научился, преодолевая те или иные трудности». Любая информация негативного характера о прошлом кандидата может выдать конфликтный и вспыльчивый нрав и отрицательно сказаться на его репутации. Поэтому на собеседовании нужно стремиться фокусировать внимание работодателя на положительных фактах из вашей трудовой биографии и высоком профессионализме.

И соискателю полезно, и работодателю приятно

В ситуации кадрового голода работодателям важно не только найти квалифицированных специалистов, но и предложить им такую мотивационную схему, которая позволит надолго удержать их в штате. Мария Васильева, главный эксперт отдела по работе с персоналом ММВБ, считает, что вопрос о причинах недовольства предыдущим местом работы позволяет:

понять мотивации кандидата при принятии решения о смене компании;

определить ожидания соискателя от будущего места работы;

выявить моменты, которые, вероятно, будут негативно восприниматься потенциальным сотрудником в новой компании.

Из ответа на этот вопрос рекрутеры могут также узнать и неформальные предпочтения кандидата. Например, если соискатель сказал, что устал каждый день приходить на работу в строгом костюме, значит, для него немаловажно отсутствие в компании строгого дресс-кода. «Анализируя ответ, мы должны четко понять, получится ли у кандидата вписаться в нашу корпоративную культуру, что положительного он может дать компании, – считает эксперт. – Несомненно, это позволяет увидеть со стороны и некоторые внутренние проблемы организации и наметить пути их решения».

Перед тем как идти на собеседование, соискателям необходимо провести анализ не только негативных факторов, но и отметить для себя основные положительные моменты на предыдущем месте работы. Это позволит определиться со своими ожиданиями, составить некий образ «идеального» работодателя, выделив список ключевых оценочных критериев. Виталий Федорченко, эксперт по подбору персонала «Русской Кадровой Ассоциации», полагает, что соискатель должен иметь продуманный ответ на вопрос: «Чем я хочу заниматься в ближайшее время на работе и на каких условиях?» Например, «для успешных продаж мне необходим стул, стол, телефон и компьютер. Оплаченный компанией мобильный будет плюсом, а возможность самостоятельно планировать свой рабочий день позволит максимально эффективно осуществлять продажи клиентам. Это наиболее эффективные условия для реализации намеченного коммерческим директором плана, которые позволят полностью реализовать мои знания и опыт». Соответственно, рекрутеру уже не имеет смысла говорить о бесплатном питании в офисе, поскольку этот факт никак не заинтересует подобного кандидата, а вот жесткий график работы может даже отпугнуть.

«Поработав во многих компаниях из разных отраслей деятельности, я четко поняла, что мне не нравится в некоторых организациях, – рассказывает Ирина Васюкова, руководитель службы по развитию персонала ГК «Ньютон». – И теперь, действуя по принципу «от противного», я могу точно сказать, что мне нравится, и какой должна быть компания, в которой мне захочется работать». Однако зачастую бывает не так просто четко сформулировать свои желания. Обычно это происходит в тех случаях, когда соискатели находятся на некотором «трудовом» распутье, с одной стороны, не видя никаких перспектив на текущем месте работы, а с другой – не зная, куда хотелось бы пойти. Если в течение длительного времени человек не может определиться со своими желаниями и устремлениями, ему стоит обратиться за профессиональной помощью.

Где она, последняя капля?

«Причина смены работы для каждого кандидата индивидуальна, – полагает Влада Фоминых, руководитель отделения по подбору персонала Kelly Services CIS (г. Пермь). – Для одного это негативная обстановка в коллективе, для другого – неподходящее расположение компании или излишне эмоциональный руководитель, создающий совершено непрогнозируемые условия работы». Как правило, одна причина редко влияет на принятие окончательного решения о поиске нового места, но совокупность негативных факторов рано или поздно все равно приведет к увольнению. Елена Малинина считает, что на решение об уходе с работы в большинстве случаев оказывают влияние такие характеристики, как социальный статус, должность и возраст кандидата. «Всегда очень странно слышать от топ-менеджера разговоры о том, что офис находится далеко от дома или дресс-код в компании не устраивает, – продолжает эксперт. – Для большинства офисных работников среднего звена старше 35 лет формальные параметры, связанные с организацией рабочего времени и пространства, являются наиболее значимыми. А только начинающие свою карьеру амбициозные и целеустремленные специалисты во главу угла ставят именно рабочие моменты, позволяющие или, наоборот, мешающие им реализовывать свой профессиональный потенциал и добиваться намеченных целей».

Виталий Федорченко указывает наиболее значимые факторы, влияющие на переход линейных сотрудников и руководителей среднего звена с одного места работы на другое:

бытовые условия труда

Плохое качество ремонта в офисе, отсутствие современной оргтехники, низкая степень комфортности рабочего места, высокий уровень шума в офисе, его удаленность от дома – все это может стать причиной увольнения сотрудника.

дисциплинарные условия и социально-психологический климат в коллективе

Юлиана Ляхова, управляющий партнер компании Action Space Training Group, считает, что даже если человека устраивает компания, должность и выполняемые обязанности, то его могут подтолкнуть к увольнению интриги в коллективе.

компенсационный пакет

«Когда основной причиной, по которой вы решили сменить работу, становится уровень оплаты труда, постарайтесь проанализировать, что вы можете предложить вашему будущему работодателю», – рекомендует Инна Гуляева, ведущий эксперт департамента корпоративной политики ГК «Дружба».

прозрачность поставленных целей и схемы оплаты труда

Если основной причиной недовольства послужило отсутствие профессионального развития, то на собеседовании прежде всего необходимо уточнить, поощряется ли в компании обучение сотрудников, каковы возможные карьерные пути «по горизонтали». Проектная работа – еще один способ быстро и эффективно повысить свой профессиональный уровень.

Топ-менеджеры могут принять решение об увольнении в связи с такими обстоятельствами, как отсутствие взаимопонимания между коллегами и вышестоящим руководством или владельцами бизнеса, недостаточное делегирование полномочий для исполнения топами своих обязанностей, непрозрачная схема дальнейшего карьерного развития.

Многие рекрутеры полагают, что на собеседовании обязательно стоит задавать вопросы о тех «мелочах», которые могут омрачить рабочий процесс. Однако не нужно спрашивать об этом на первых минутах встречи. Сначала лучше поговорить о содержании работы, функциональных обязанностях и задачах. И только потом, когда кандидат и работодатель придут к взаимному согласию, можно спрашивать о рабочем графике, регулярности выплаты и перспективах роста зарплаты, об атмосфере в коллективе, корпоративной культуре, степени самостоятельности и возможностях профессионального и карьерного роста. Ведь существует вероятность, что ваша кандидатура настолько заинтересует работодателя, что он согласится пойти на уступки.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Генри Форд старший

Спрашивать: "Кто должен быть боссом?" - все равно, что спрашивать: "Кто должен быть тенором в этом квартете?" Конечно, тот, кто может петь тенором.

 

Сделать стартовой