Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Диалог по закону спонтанности (газета об образовании и карьере Careerforum.ru)

Диалог по закону спонтанности (газета об образовании и карьере Careerforum.ru)

 

26 июня при информационной поддержке The Career Forum прошла открытая социодрама на тему «Диалог директора по персоналу и первого лица компании». Провел ее Роман Золотовицкий, организационный консультант, сертифицированный социодраматург и директор Морено-Института Москва-Гейдельберг.

Участники — первые лица компаний и HR−директора — на четыре часа стали одновременно драматургами, режиссерами, актерами и зрителями в одном лице и окунулись в игру, в которой все решает спонтанность, создавая для каждого игрока свою уникальную и неповторимую сценическую картину. Диалог неспроста стал главной темой мероприятия. «Любая организация — это всегда встреча нескольких разных людей, нескольких разных реальностей, и это постоянный диалог, — говорит Роман Золотовицкий. — Генеральные же директора и руководители HR−департаментов были выбраны участниками нашего социодраматического диалога не столько потому, что это моя специализация и не потому, что они — постоянные читатели газеты The Career Forum. Дело в том, что именно взаимоотношение генерального руководства и службы персонала имеет особую значимость — эти люди задают главный тон работе всего персонала, что, в свою очередь, влияет на клиентов и общее настроение в компании. Однако далеко не всегда двум людям, даже очень хорошо знакомым, удается понять друг друга до конца, залезть «в шкуру» собеседника и проникнуть в его реальность, прочувствовать положение, в котором он находится. А без этого партнеры часто не могут принять важнейших решений».

Зачастую функциональный руководитель, хорошо знающий свой предмет и умело руководящий своей службой, не может добиться от первого лица необходимых мер, убедить его в том, что внедрение именно этих мер принесет прибыль бизнесу. И вроде бы все понимают и все болеют за общее дело, но смотрят на одни и те же факты разными глазами и, говоря социодраматическим сленгом, из разных реальностей. «Работа HR−специалистов очень многофункциональна, требует многосторонности, — утверждает Золотовицкий. — При этом нельзя забывать, что люди — это все−таки намного больше, чем предмет деятельности (в отличие от многих других служб — финансовой, маркетинговой и т.д.)». Деятельность службы персонала невозможно формализовать — все постоянно меняется: люди, настрой, атмосфера в коллективе, общественное мнение и слухи, меняется производительность индивидуальная и групповая, постоянно меняются отношения, смысл и содержание деловых ролей.

«Меняется сама реальность вместе со взглядами на нее. Очень компетентное и конструктивное предложение, которое вчера все принимали на ура, сегодня может быть с негодованием отвергнуто из−за изменившейся лояльности автора предложения». Участники прошедшей социодрамы смогли увидеть проблемы, возникающие в управлении людьми, о существовании которых они раньше не задумывались, услышали о реальных задачах, проблемах и запросах своих оппонентов и пришли к своему пониманию того, что может и не может служба персонала, а что — возможно сделать лишь совместными усилиями HR−департамента и генерального руководства.

Юлия Демченко, HR-директор 3M Russia: Было очень интересно и необычно. Считаю, что это хороший способ улучшения взаимодействия между HR и бизнесом.

Сергей Максюта, генеральный директор ООО «КАМИС-Приправы»:

Если есть проблемы в деловой (организационной) коммуникации между первым лицом и HR−директором, то, возможно, второй просто не нужен организации. Не уверен, что метод социодрамы применим в качестве решения прямых разногласий между этими персонами. Скорее, социодрама — реальный инструмент «просвещенного» руководителя (полагаю, именно он будет инициатором включения специалиста в решение конфликта/организационных разногласий) по выстраиванию взаимодействия, корректировке зон ответственности, согласованию ожиданий и результатов. Не принципиально, на мой взгляд, будет ли эта работа проведена с HR−директором или с кем−либо из ближайшего окружения первого лица.

По механике предположу два сценария. «Превентивный» — передаем коллегам (порознь!) практику «проживания» различных ролей на открытых тренингах с элементами содиодрамы. Прошедшие тренинг побывали в разных позициях и располагают объективно возросшими способностями достигать конструктивного сотрудничества. «Авральный» — проводим корпоративный тренинг с участниками наиболее острых противоречий. Результат двояк — или решаем проблемы, или «разбегаемся». И то, и другое одинаково продуктивно. В любом случае Социодраматические тренинги концентрируют личностно−временные процессы, позволяя в короткий срок обострить/обнажить ситуацию, превратить ее в предмет, имеющий разные грани, и дать возможность ее «повертеть», как забавную безделушку — и так, и вот так… Прикольная штуковина!

Карина Страшненко, менеджер по подбору персонала Unilever: Я думаю, что метод социодрамы может быть эффективно применен в случае возникновения коммуникативных проблем в группе людей, так как он позволяет чувствовать собеседника, а не просто вести диалог с точки зрения логики. В частном случае HR−менеджера и генерального директора этот метод также имеет право на существование, как и в любом другом коммуникационном конфликте, вызванном личностным несовпадением. Если говорить о профессиональном «конфликте», то его разрешение в большей степени зависит от профессионализма обеих сторон и вряд ли может решаться методом социодрамы.

Сергей Голунов, менеджер по подбору персонала Dirol Cadbury LLC: Метод социодрамы достаточно эффективен для решения коммуникативных задач — главное, чтобы и генеральный директор изначально понимал роль HR−отдела в компании. В случае, который был рассмотрен на социодраме, генеральный директор, он же владелец бизнеса, не мог сформулировать для себя место и роль службы по работе с персоналом в принципе, поэтому построить эффективный диалог было сложно на этой стадии взаимоотношений. Имеет смысл применять этот метод во взаимодействии различных структурных подразделений компании, поскольку он достаточно универсален. В качестве примера, который было бы интересно рассмотреть, я бы привел взаимодействие линейных менеджеров и менеджера по подбору персонала.

Елена Королева, HR-директор UPS (RUSSIA): Социодрама, на мой взгляд, эффективна так же, как психодрама — за счет того, что она дает возможность взглянуть на свою собственную роль в ситуации со стороны, увидеть, как, принимая действующие стандарты и представления, играют эту роль твои коллеги. Полезно сделать выводы из своих наблюдений, поменять что−то в своем повседневном поведении. Я думаю, что этот метод приемлем в реальных конфликтных ситуациях, которые и должны лечь в основу сценария. Он должен быть особенно эффективен в той ситуации, когда стороны действительно хотят прийти к единству мнений и настроены конструктивно. С другой стороны, если стороны не настроены конструктивно, это достаточно быстро выяснится в процессе развития действия. Ситуация импровизированной игры стрессовая, поэтому могут открыться достаточно неожиданные стороны личности «актеров».

В результате проведенного мероприятия я получила, прежде всего, подтверждение того, что проблемы, волнующие меня как специалиста в области управления персоналом, действительно существуют и являются общими для всех без исключения. Основная проблема взаимодействия первого лица компании и HR -то проблема коммуникации, достижения того, чтобы видение задач и проблем компании было единым. Только тогда возможна эффективная работа HR для обеспечения выполнения целей, которые ставит руководитель организации. Единство видения целей вырабатывается путем мучительного диалога, в котором тон сознательно должен задавать руководитель компании, а искать ключи к единению — HR. Постановка задач — дело руководителя; организация грамотной коммуникации — неотъемлемый профессиональный навык качественного специалиста в области управления персоналом.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

15 января 2017 года
«Бизнес Новости»
Предварительная запись
«Клуб руководителей»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

А. Линкольн

Если бы у меня было восемь часов, чтобы срубить дерево, я бы потратил шесть часов на заточку топора.

 

Сделать стартовой