Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


С днем рождения, российский рекрутмент! (газета The Careerforum online, 18 сентября 2007)

С днем рождения, российский рекрутмент! (газета о карьере и образовании Careerforum.ru) 

 

Галина Козорезова

 

В мире


Если обратиться к истории возникновения услуги, то еще в XIV веке в Германии появилась первая частная служба трудоустройства. Ближе к нашим дням в США в конце 40−х годов прошлого века появились первые агентства. После II мировой войны с ростом промышленности вырос спрос на профессионалов. Услуги по рекрутменту и Executive Search возникли как сопутствующие клиентские сервисы в консалтинговых компаниях Big6. Одной из первых компаний, занимающихся Executive Search, была компания Boyden, основанная в 1946 году в США. В том же году была создана и компания Kelly Services, штаб−квартира которой находится в г. Трой, штат Мичиган. В 1948 году в штате Висконсин, в городе Милуоки была организована еще одна компания, занимающая лидирующие позиции в отрасли, — Manpower. В нашей же стране все обстоит совершенно иначе. Первые агентства появились в современной России только в конце 1980−х годов.

Точка отсчета
20 сентября 1991 года в газете «Известия» вышла статья Василия Захарько «Охота за головами», фактически положившая начало развитию в России профессии рекрутера. Спустя 10 лет после этого события Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) выступила инициатором учреждения Дня Рекрутера — 20 сентября. В праздновании первого Дня Рекрутера в 2001 году приняли участие около 50 агентств в 40 городах России, Беларуси, Украины, Казахстана.

В 1995 году на собрании руководителей ряда ведущих московских агентств была выдвинута идея создания профессиональной организации рекрутеров, и уже в январе следующего года была проведена 1−я конференция будущей Ассоциации, собравшая руководителей уже 50 кадровых компаний. На второй конференции в апреле 1995 года была учреждена Ассоциация и приняты основополагающие документы, сформулированы цели, задачи, миссия.

«Сегодня АКПП — это уже более 100 агентств по всей России, 9 медиа−клубов «Территория персонала», и один медиаклуб был организован на днях в Украине. Поэтому «Территория персонала» приобрела международный статус», — рассказывает Юна Скобликова, президент Ассоциации и генеральный директор рекрутинговой компании Green Street.

В структуре АКПП зарегистрировано 7 тематических секций и 12 комиссий и рабочих групп. Действует Учебный центр, свой интернет−портал www.apsc.ru, форум рекрутеров www.forum.KaDozor.ru. Ежегодно проводится по два форума профессионалов по подбору персонала: «Московская кадровая весна» в апреле и «Неделя Рекрутера» в сентябре. В этом году «Неделя Рекрутера» включает в себя семинар по повышению конкурентоспособности кадрового бизнеса, 3 профессиональные конференции, празднование Дня Рекрутера и спортивный праздник с участием команд многих кадровых агентств.

Карьерный план
Сегодня уже можно смело говорить о профессиональном и корпоративном рекрутменте. Для профессиональных (иначе — внешних) рекрутеров возможны самые разные карьерные перспективы.

Практически во всех агентствах структура выстроена по образу консалтинговых фирм, где нижней ступенью иерархии является позиция стажера, затем — консультанта (младшего и старшего), далее — менеджера по работе с клиентами, руководителя практики (руководителя департамента или директора) и партнера.

Карьера рекрутера без опыта работы начинается с позиции ресечера. Он еще не занимается непосредственным общением с клиентами, а отвечает за проведение аналитической работы, пополнение базы, координацию встреч и телефонные контакты. Через некоторое время талантливого специалиста ждет повышение до позиции младшего консультанта, совмещающего часть обязанностей ресечера с закрытием небольших позиций, а затем и консультанта, самостоятельно выполняющего серьезные заказы. Знания и опыт, необходимые для такого роста, могут быть получены как в процессе работы, так и во время внутренних и внешних тренингов.

«В среднем подобное перемещение по карьерной лестнице занимает от 1,5 до 2 лет, — констатирует Ольгa Литвинова, старший консультанта департамента HR хедхантинговой компании Cornerstone. — Конечно, в дальнейшем профессионализм может оттачиваться в течение долгого времени, а самосовершенствование — никогда не прекращаться. В крупной рекрутинговой компании имеет смысл стремиться к позиции ведущего консультанта или партнера, но такой рост может занять от 5 лет».

Ежедневная самостоятельная работа молодого специалиста приводит к его быстрому профессиональному росту, а затем и росту доходов. Рынок кадровых услуг относится к быстрорастущим, а значит, на нем можно заработать денег. «Так, молодые сотрудники уже по истечении 2 лет в профессии могут зарабатывать до 2 тысяч долларов в месяц, — поясняет Каролина Панферова, директор по развитию бизнеса Lyte Recruitment Services. — Такой доход значительно превышает показатели молодого специалиста с 2−летним опытом работы на другом рынке». Впрочем, зарплатные условия, предлагаемые рекрутеру, очень индивидуальны. У разных агентств может быть совершенно несхожая политика расчета компенсации.

Самым распространенным является сочетание фиксированной части и бонуса за выполненные заказы. При этом фиксированная часть чаще всего значительно меньше — это объясняется тем, что в рекрутменте работа ориентирована именно на результат. «Хедхантер среднего уровня с опытом работы имеет совокупный доход от 1,5 до 3 тысяч долларов в месяц, — рассказывает Ольга Литвинова. — Знание английского языка, крайне необходимое даже на начальных позициях, увеличивает размер оклада.

Кроме того, рекрутеры обеспечиваются компенсационным пакетом, включающим оплату мобильного телефона и представительских расходов». При всем этом работа многих современных рекрутерских компаний в своей работе мало отличается от того, как агентства работали более 12 лет назад, считает Екатерина Кашубская−Кимпеляйнен, партнер Amrop Hever Group, которая пришла в рекрутинг в 1994 году. «Хотя два существенных отличия, конечно, есть: рынок клиентов и кандидатов вырос во много раз, а также существенно вырос профессионализм тех и других», — добавляет она.

Тренды
«Хорошим изменением на рынке я считаю тот факт, что рекрутмент перестал быть исключительно женской профессией, — делится своими наблюдениями Каролина Панферова. — Не могу пока сказать, что сейчас у нас соотношение мужчин и женщин 50 на 50, но мы близки к этой цифре!» На рынке рекрутмента ужесточается конкуренция: многие агентства вышли на высокопрофессиональный уровень; кроме того, появились эффективные интернет−ресурсы по подбору кандидатов. Конкуренция усиливается и за счет дефицита квалифицированных кандидатов. Хедхантеры вынуждены использовать все новые методы поиска, влекущие за собой увеличение финансовых и временных затрат.

«Структура услуг рекрутинговой компании усложняется: это не только подбор сотрудника на позицию, но и проработка каждого кандидата, составление комментария, личное знакомство с ним, сбор рекомендаций, — отмечает Ольга Литвинова. — Как эксперты мы должны знать всех ключевых специалистов каждый отрасли, чтобы увеличить скорость подбора, сохраняя при этом его качество. Профессионализм и быстродействие в условиях жесткой конкуренции — вот главная задача всех хедхантинговых компаний на сегодняшний день». В этом могут помочь постоянное совершенствование навыков, дополнительное образование, семинары и тренинги, грамотное составление электронной базы данных для высокой скорости работы.

Развитие собственных служб по подбору внутри компаний и качественные Интернет-порталы по поиску работы приводят к тому, что в агентства отдают все более сложные позиции. Конечно, это влияет на труд рекрутера и ему становится сложнее работать. Но, с другой стороны, в профессии остаются только те люди, которые хотят стать настоящими профессионалами−консультантами на рынке. «Такими консультантами, которые с лету могут вам описать структуру рынка и индустрии, которые ориентируются в компенсациях на этом рынке, а также в соответствии профессиональных знаний, навыков и опыта — компенсационному пакету. Вот кого действительно можно назвать профессиональным рекрутером сейчас. И если ваш рекрутинговый партнер не такой, то вас обманывают», — предостерегает Каролина Панферова.

Рынок России переживает бурный рост во многих отраслях экономики. Неблагоприятная для этого демографическая ситуация, старение населения и другие факторы позволяют прогнозировать острый дефицит персонала всех уровней в ближайшие годы. «Это приведет к бурному развитию нашей отрасли. И конкуренция здесь будет не брендов, а качества работы», — заключает Юна Скобликова.

Что нас ожидает в ближайшем будущем? Профессиональные рекрутинговые агентства также будут более щепетильно подходить к оценке той работы, которую предлагают им компании. «Уже сейчас агентства перестала устраивать ситуация, когда компания привлекает к работе над одной позицией четыре-пять агентств, ситуация, когда к финишной прямой прибегает только один, остальные работают себе в «минус», — делится Каролина Панферова. — Это влияет на рентабельность агентства». И чтобы удержаться на плаву, некоторые из них держат свою рентабельность за счет более дешевого, и как следствие менее профессионального штата, меньше вкладывают средств в обучение и развитие персонала и корпоративную культуру. Агентства будут и далее стремиться к получению «эсклюзива» в своей работе, и к работе не по факту оказания услуг, а по предоплате.

Модно? Престижно?
«Я бы не назвала профессию рекрутера модной или престижной, — рассуждает Екатерина Кашубская−Кимпеляйнен. — Это очень полезная и почти во все времена востребованная профессия. Это профессия, которой нигде не учат, но которой легко обучиться, так как не нужны какие−то особые таланты. Чтобы стать мастером, нужно всего лишь, чтобы она очень нравилась и хотелось достигать все лучших и лучших результатов».

15 лет рынку рекрутмента в России — это большой срок. Но работать в рекрутменте стало престижно и интересно только последние пять лет. Рынок достиг такого состояния, когда рекрутинговые агентства стали реальными постоянными партнерами компаний в поиске хорошего персонала. И если раньше HR−менеджерам приходилось доказывать своему менеджменту необходимость привлечения посредника по поиску, то сейчас практически все компании имеют бюджет для работы с рекрутинговыми агентствами. Степень доверия компаний к агентствам значительно выросла, вырос и профессионализм агентств.

В таких условиях и работа рекрутера стала более привлекательной и престижной. Кроме этого люди, которые ищут работу или пока еще не ищут, а думают о своей карьере, стремятся поддерживать знакомства с рекрутерами−консультантами. «Загляните на сайт www.linkedin.com. У рекрутеров и консультантов наибольшее количество связей в цепочке! Ну а для своих знакомых и друзей, а также их друзей и знакомых ты становишься просто суперпопулярной персоной», — подытоживает Каролина Панферова.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

19 апреля
«Бизнес Новости»
Предварительная запись
«Клуб руководителей»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Ф. Котлер

Клиент не зависит от нашего существования. Это мы полностью зависим от него.

 

Сделать стартовой