Редкие и креативные (сайт Executive.ru, февраль 2008)
Редкие и креативные (сайт Executive.ru, февраль 2008)
Татьяна Остроумова, Любовь Столярова, Наталья Новикова, Александра Сычева
Кадровый вопрос сегодня стал болезненным во многих отраслях, но особенно мучителен он для рекламных компаний. Можем успокоить специалистов этой отрасли – в 2008 году рост их зарплат продолжится, ибо нехватка профессионалов буквально «выкручивает» бюджеты работодателей. О том, кто почем, и о других тенденциях на кадровом рынке рекламной индустрии рассказывает статья на E-xecutive.
2008 год станет еще одним годом кадрового дефицита для рекламной индустрии. Сегодня в этой отрасли буквально идет охота за кадрами, причем работодатели нуждаются не только в высококвалифицированных сотрудниках, но и в молодых специалистах без опыта работы. Рынок профессионалов «просвечен» практически по именам. Любая информация о том, что тот или иной специалист собирается менять место работы, распространяется моментально.
Основной причиной кадрового голода является именно отсутствие достаточно компетентных сотрудников. Рынок развивается гораздо быстрее, чем появляются специалисты для него: они просто не успевают вслед за требованиями и объемами его роста.
Часть кадровой проблемы рекламного бизнеса – узкая специализация компетенций, конкретность знаний и навыков. Профессионалами в рекламе не просто «не рождаются», но и не становятся вне этой сферы. Современная система подготовки рекламных специалистов не успевает за объемами и постоянно растущими требованиями рынка рекламы, поэтому пока решить проблему подготовки квалифицированных кадров способны только сами работодатели.
Несколько иную сторону проблемы освещает Евгения Гоголева, руководитель группы в отделе FMCG & Infrastructure «3R Recruitment Company»: «Зачастую в рекламные агентства идут «набраться опыта». В данном случае кандидаты изначально рассматривают агентство как промежуточный этап в своей карьере, позволяющий в последствии перейти на сторону клиента. В качестве причины подобного подхода можно назвать специфику работы в агентстве, а именно, тот факт, что данная работа носит проектный характер. Для начинающего специалиста это отличная возможность ознакомиться с разного рода проектами и спецификой клиентов из различных сфер бизнеса. Однако лишь 15-20% процентов кандидатов устраивает специфика проектной работы в долгосрочной перспективе. Такие сотрудники работают в рекламных агентствах по 5-6 лет и дорастают до позиции Senior Account Manager и выше, в зависимости от структуры компании. Однако потом все равно переходят на руководящие позиции in-house. Привлекательность работы на стороне клиента 100% опрошенных кандидатов объясняют желанием видеть результаты своей работы».
Сложившаяся ситуация в 2007 году спровоцировала резкий рост зарплат в рекламном бизнесе, который продолжится и в этом году. Пытаясь удержать ценные кадры и нанять лучших специалистов, компании вынуждены постоянно повышать вознаграждение и формировать более выгодные, чем у конкурентов, компенсационные пакеты. Сдержать эту тенденцию могут «договоренности между ведущими агентствами по уровням зарплат для специалистов», - утверждает Елена Серова, HR-менеджер рекламного агентства MindShare.
В прошлом году рост зарплат, по данным рекрутингового агентства «Штаты.ru» и портала MediaJOBS.ru, для различных категорий рекламных специалистов составил от 14 до 33%. По оценке Елены Серовой, эта цифра составила «в среднем на 20% (разброс от 15% до 50%). Сильнее всего выросли зарплаты медиапланнеров всех уровней и узкоспециализированных исследователей». Оплата труда генерального или исполнительного директора колеблется от $5 тыс. до $20 тыс. в месяц. Зарплата топ-менеджмента составляет $4500-$9000. Старшие менеджеры получают $2500-$4000 в месяц. Среднее звено – от $1200 до $2700. И, наконец, младший персонал получает $800-$1200.
Что касается компенсационного пакета, то, по данным агентства «Штаты.ru», годовые и квартальные премии в размере 100% месячного дохода получают сегодня почти 100% топ-менеджеров и сотрудников среднего звена. Многие крупные рекламные агентства оплачивают услугу добровольного медицинского страхования для своих сотрудников и для членов семьи топ-менеджеров. На компенсацию питания могут рассчитывать около 40% сотрудников любого уровня. Участие в корпоративных мероприятиях работодатели предусматривают для 90% служащих. Оплачивать членство в спортивных клубах компании готовы сегодня для 76% топ-менеджеров и 35% руководителей групп, ведущих специалистов и работников среднего звена. Пользоваться корпоративными автомобилями и телефонами могут в основном топ-менеджеры – 83% и 96%, соответственно.
Помимо увеличения размеров стандартных бонусов, работодатели обращают внимание и на другие средства мотивации сотрудников. Так, рекламные компании готовы выдавать кредиты сотрудникам среднего звена и предоставлять свои акции топ-менеджерам. Для рядовых сотрудников один из самых важных элементов компенсационного пакета - обучение.
Однако, возможно, в ближайшее время кадровый дефицит немного снизится. По словам Надежды Ляховской, заместителя директора по маркетингу и рекламе КА «ВИЗАВИ Консалт», «можно прогнозировать приток на рынок труда специалистов из компаний, специализирующихся на ТВ-рекламе. Это связано с ужесточением государственной регламентации на рекламу на ТВ и, как следствие, повышением цен на рекламу, ведущим за собой снижение доходов менеджеров в этой области».
Рекламисты vs работодатели
По данным экспертов агентства «Штаты.ru», распределение спроса и предложения на рынке труда рекламистов осенью 2007 года (gross, без учета компенсаций) выглядит следующим образом. Первым руководителям компаний предлагается заработная плата $5 тыс. – $18 тыс., тогда как пожелания соискателей варьируются от $10 тыс. до $20 тыс. Директора по направлениям могут получать от работодателя от $2500 до $9000, при том что их ожидания составляют $3500 – $10 тыс.. Руководителям групп, ведущим и старшим менеджерам компании готовы платить от $4500 до $6000, при запросах в $3000-$5000. Зарплатные ожидания работников среднего звена составляют от $1500 до $3000, тогда как компании предлагают $1200-$2700. Младшие служащие могут рассчитывать на $800-$1200. Здесь их запросы почти совпадают с реальной оплатой, которая составляет от $600 до $1300.
Интересна корреляция параметров требований и условий работодателей с ожиданиями соискателей вакантных мест в рекламной отрасли. Если полное совпадение параметров предложения/ожидания принять за 100%, то картина выглядит следующим образом. Для топ-менеджеров наблюдается соответствие на уровне 95%, для руководителей подразделений и ведущих специалистов – 87%, по отношению к специалистам среднего звена взаимосвязь определяется в 37%, а для младших сотрудников и ассистентов – 64%. При этом надо отметить, что 56% закрываемых рекрутинговыми агентствами вакансий рекламной сферы – это специалисты среднего звена.
Стоит также обратить внимание на то, что «у западных игроков есть безусловное преимущество при выборе талантливых кандидатов с хорошим опытом работы. Это влечет за собой неравномерность и неоднородность рынка: кандидаты стремятся работать в стабильных известных компаниях и не спешат переходить в российские молодые компании, не «раскрученные» на рынке, многие из которых ждет будущее «компаний-однодневок», - говорит Надежда Ляховская.
Как показывают исследования, частота, с которой молодые специалисты рекламного бизнеса – как на стороне агентства, так и на стороне клиента – переходят из одного рекламного агентства в другое, становится критической. Так, выяснилось, что менеджеры по продажам меняют место работы в среднем раз в два года. А специалисты отделов рекламы, маркетинга и PR редко задерживаются в компании дольше, чем на полтора года. Если несколько лет назад основным критерием перехода был интересный клиент, больший бюджет, увеличение объема работы, поиск творческой составляющей, то в последнее время превалирует денежный критерий.
Однако не стоит сбрасывать со счетов и «корпоративные» особенности работы. Как рассказывает Надежда Ляховская, «достаточно тяжелый труд специалистов, как правило, ненормированный рабочий день, непрозрачные системы оплата труда, неясный, не прописанный функционал, плохая структурированность, нестабильность - все это способствует тому, что специалисты, работающие в рекламной индустрии, довольно часто меняют места работы. И чем меньше компания, тем меньше срок работы в ней».
Самые-самые
Профессионалы рекламной индустрии не раз отмечали, что бюджеты на рекламу растут, а количество профессионалов в рекламных агентствах, способных качественно обслуживать эти бюджеты, почти не меняется. Среди наиболее востребованных специалистов на рынке рекламы верхние строчки в списке «Топ-10» с большим отрывом заняли директора и менеджеры по работе с клиентами, медиа-директора и медиапланнеры, PR-менеджеры в агентствах маркетинговых коммуникаций и арт-директора в креативных агентствах. Также, добавляет Надежда Ляховская, «есть проблема и с нехваткой специалистов, отвечающих за креатив, то есть людей творческих, которые являются «неповторимым» лицом компании и во многом способствуют ее популярности на рынке». Рекламным агентствам все более интересны профессионалы, специализирующиеся в наиболее динамичных сегментах рынка (FMCG, автомобильном, beauty). Массовый спрос на сотрудников среднего звена, имеющих за плечами не только соответствующее образование, но и опыт работы от трех лет, лучше и в российских, и в сетевых рекламных агентствах с клиентами, профильными для работодателя. Качество предоставляемых рекламным агентством услуг напрямую зависит как от подготовки рекламных специалистов, так и от приобретенных профессиональных навыков.