Как повернуть реку утекающих мозгов вспять (сайт HRM.ru, 21 декабря 2007)
Как повернуть реку утекающих мозгов вспять (сайт HRM.ru, 21 декабря 2007)
Евгений Власов
Когда я спросил Профессора Кима как российским компаниям выйти из алых вод перегретого кадрового рынка, он сузил область ответа к теме войны за таланты. «Например, вам нужны англоязычные талантливые сотрудники, где их искать? В МГУ? Нет! Поверьте, многие русские люди хотят вернуться на Родину из-за рубежа. Там и нужно их искать. Точно так же, как китайцы возвращаются в Китай, так и русские вернутся. Спонтанное решение, предложенное профессором в духе стратегии Голубого океана может оказаться самым действенным на сегодня. Осталось понять, действительно ли они хотят вернуться.
Что это за стратегия?
Как правило, те, кто собираются открывать новое направление, сегментируют рынок, изучая конкурентов в отдельном сегменте. Так они попадают в алые воды конкуренции. Сегмент – это даже не алый океан, это пруд. Конкурировать и биться в кровь на уже освоенном сегменте рынка уже не актуально. Максимальную прибыль можно получить, инвестируя в Голубые океаны – там, где не прописаны требования и соревнование неактуально
Если ваше предприятие чувствует ценовое давление со стороны конкурентов, значит вы плаваете в алом океане.
Чан Ким приводит пример бизнеса по организации концертов. Почему симфонические оркестры существуют с трудом? Потому, что их классическую музыку не слушает молодежь. Ей нужна динамика и движение, интерактив.
Почему бы вместо престижного зала не арендовать стадион ночью, сократив количество музыкантов со 150 до 40? Игра в этом сегменте рынка по правилам поп-музыки позволяет рассчитывать на большие сборы. Если ценители классики возразят, что в этом случае классика будет опошлена, чем ответить? Ким считает, что музыка – для людей, а не для элиты. Деньги в этом бизнесе тоже надо искать у людей, а не у элиты. Если не привлечь молодежь, то будущего у классики не будет.
Что скажут выпускники МБА или МГУ? Биться! То есть – плавать в алом океане. Но бизнес есть бизнес – если хотите заработать много денег, нужно выплыть в Голубые воды и действовать в интересах клиента. Клиенты ведь не идиоты!
Один из примеров стратегии Голубого океана - подъем Nintendo. Чан Ким посоветовал не зарубаться в конкуренцию с более сильными SONY и Microsoft. В соответствии со стратегией Голубого океана опросили тех, кто не является потребителями Nintendo. Те, кто не играет в сидячие компьтерные игры, были привлечены использованием специально разработанных устройств ввода (манипуляторов). Махать реальным мечом – привлекательней, чем давить на кнопки. Разработчики ограничили цену игровой консоли, и ввели в обиход те игры, в которых дедушка мог обыграть внука – например, гольф или что-то похожее, традиционное.
О стратегии Голубого океана Вселенная бизнеса как два океана – алый и Голубой. Алый океан символизирует известные на сегодняшний день отрасли, границы которых определены, а правила игры всем известны. В алом океане царит конкуренция, по мере ужесточения которой возможностей получения прибыли становится все меньше, а безжалостные соперники режут друг другу глотку, заливая океан алой кровью. Голубой океан – это нетронутые участки рынка, которые дают возможность неограниченного роста и высоких прибылей. Голубой океан – это еще не существующие отрасли, где конкуренция никому не грозит, поскольку правила игры только предстоит сформулировать Всего тридцать лет назад не было и в помине инвестиционных фондов, сотовых телефонов, биотехнологий, домашних видеомагнитофонов, сноубордов, кофеен и др. У нас всегда есть возможность создать новую отрасль, а не зацикливаться на конкурентной борьбе на существующих рынках. Исследования 108 организаций, проведенные авторами, показали, что 86% из них предпочитали развиваться в алых океанах уже сформированного рыночного пространства, и лишь 14% были нацелены на создание Голубых океанов. Однако эти 14% компаний получили 61% суммарной прибыли, а многочисленная армия воинов красного океана – лишь 39%. Главное отличие стратегии Голубого океана в том, что ее приверженцы не стремятся обогнать конкурентов. Инструменты стратегия ставят под сомнение основные предположения, которые исповедуют управляющие очень многих компаний. Как правило, предприятия рассматривают свою отрасль сквозь призму общепринятых стратегических групп (например, автомобили класса люкс, экономичные модели), берут за основу одинаковые цифры и стремятся выделиться в своей стратегической группе. Они также фокусируются на одной и той же группе клиентов; одинаково определяют спектр предлагаемых их отраслью продуктов и услуг; как данность принимают ориентацию на функциональную или эмоциональную привлекательность продукта, принятую в отрасли. Стратегия Голубого океана нацелена на то, чтобы побудить компании вырваться из алого океана конкуренции путем создания для себя такой рыночной ниши, где можно не бояться конкурентов. Большинство компаний тратят очень много сил на битву с конкурентами, плавая в кровавых алых океанах. При этом вокруг необъятные пространства Голубых океанов, свободных от конкуренции и обладающих невероятным потенциалом для роста, куда и надо плыть. Приятно, что авторы не только советуют применить эту стратегию, но и дают ответ на вопрос «как это сделать?». Чан Ким вошел в глобальный рейтинг Thinkers 50 (пятьдесят всемирных мыслителей). Газета The Sunday Times назвала его «наиболее ярким мыслителем в менеджменте». Профессор, заведующий кафедрой стратегии и международного менеджмента бизнес-школы INSEAD (Франция). |