Медицинские кадры в цене ("The Career Forum online", 8 ноября 2007)
Медицинские кадры в цене ("The Career Forum online", 8 ноября 2007)
Производители лекарств, товаров медицинского назначения и медицинской техники активно открывают свои представительства в столице и регионах. Возросшая требовательность отечественных потребителей фармпродукции к ее качеству заставляет компании этого сектора уделять особое внимание персоналу.
Значительная часть сотрудников, работающих в сфере фармацевтики, пришли в этот бизнес 5-10 лет назад. Это бывшие врачи, фармацевты, научные работники (в числе которых не только медики, но и химики, биологи и т.п.), которые в свое время из государственных структур перешли в коммерческие. Также немало среди сегодняшних «зубров» фармацевтического сектора тех, кто был принят на работу в первые представительства западных фирм только благодаря хорошему знанию иностранного языка. Сегодня рынок испытывает ощутимый кадровый голод, потому что профессионалов для быстрорастущего фармацевтического сегмента явно не хватает. Требуются менеджеры по закупкам, провизоры и фармацевты для сетей аптек, специалисты по контролю качества и сертификации, менеджеры складов и логистики и многие другие.
Так, по данным компании «Мэнпауэр», в 2006 году особым спросом пользовались медицинские представители (63%), региональные менеджеры (12%), продакт-менеджеры (10%), супервайзеры (5%), специалисты медицинских отделов (5%). Несмотря на дефицит кадров, современный рынок предъявляет довольно жесткие требования к уровню образования и профессиональной подготовки фармспециалистов.
Юрий Ефросинин, коммерческий директор, Kelly Services CIS Центральная Россия, утверждает, что самыми востребован- ными позициями на сегодня являются медицинский представитель, региональный менеджер, менеджер по продукту, монитор клинических исследований. При этом наблюдается довольно большой разброс зарплат, предлагаемых работодателями по этим специальностям. Зарплаты российских фирм ближе к нижней границе диапазона, в то время как западные компании готовы платить за хорошую работу по высшему разряду. В целом за последние пару лет зарплаты в этом сегменте выросли на 40-50%.
Медицинский представитель
Медицинский представитель может зарабатывать от $800 до 1750. Он обязательно должен иметь связанное с медициной высшее образование либо значительный опыт работы в медицинской или фармацевтической областях. Это необходимо, чтобы представитель мог найти общий язык со своими клиентами — врачами и фармацевтами.
— Бывают случаи, когда компания готова рассматривать кандидатуры людей со средним специальным образованием, но это скорее исключение. Такие люди зарабатывают около $800, — рассказывает Юрий Ефросинин. — Знание английского языка, как правило, на данные позиции не требуется, но даже если некоторые компании и предъявляют соискателям такое требование, то на заработной плате работника это не сказывается.
Если врач готов стать медицинским представителем в фармакологической компании, то после нескольких предварительных интервью с кандидатом, подтверждающих его желание и способности к продажам, компании готовы его принять. За новичком закрепляется коучер (коллега или руководитель), который обучает его технике визита, ведения переговоров, решения сложных ситуаций.
Александра Тюрина, менеджер по рекрутменту компании Abbott, признает, что в отдел продаж принимаются специалисты (например врачи) без опыта работы в торговле. Для таких сотрудников компания проводит специальные тренинги, где они приобретают базовые навыки продаж. Практические знания новички получают в процессе работы в паре с опытным продавцом, и только со временем он из категории «младший представитель» может перейти в категорию «старший представитель». Обычно это происходит через два года.
— Что касается компаний, выпускающих и продающих медоборудование, то им необходим врач с опытом работы медицинским представителем, чтобы было достаточно только обучить его новому продукту и схеме работы с ним. Высокие требования объясняются тем, что в обязанности такого специалиста входит не только продажа, но и консультирование по использованию оборудования. Иногда фирмы принимают людей без опыта, которых обучают старшие коллеги и руководитель, затем его ставят на наиболее легкое направление.
Как правило, сотрудникам на этой должности предлагают неплохой социальный пакет: медицинскую страховку, страхование жизни, оплату питания, мобильного телефона, служебный автомобиль или оплату использования личного и общественного транспорта.
Региональный менеджер
Региональному менеджеру предлагают заработную плату от $2000 до 3500. Его зарплата напрямую зависит от зоны ответственности: если она распространяется только на Москву, то обычно составляет около $2300. Если территория деятельности регионального менеджера шире, то оклад повышается. Среди обязательных требований помимо обязательного высшего образования (желательно медицинского или фармацевтического) — опыт аналогичной работы от двух лет, опыт набора, управления командой медицинских представителей.
— Есть компании, которые готовы предложить кандидату больше $4000 при условии, что он имеет аналогичный опыт работы в одной из фирм-конкурентов. Знание английского языка на данную позицию не является обязательным требованием, но желательным, так как это необходимо для дальнейшего роста в западной компании, где нередко к тому же проводятся в Европе различные тренинги для клиентов и работников, — говорит Юрий Ефросинин.
Кстати, в большинстве западных компаний предъявляются особые требования к владению английским языком.
— В нашей компании вся документация и отчетность ведется на английском языке. К нам часто приезжают представители фирмы из Европы, проводят совместные заседания. Поэтому английский язык в нашей компании обязателен для всех специалистов, кроме сотрудников отдела продаж, — рассказывает Александра Тюрина.
Менеджер по продукту
Доходы менеджера по продукту составляют от $ 2000 до 4500.
Преимуществом для соискателя при наличии высшего медицинского или фармацевтического образования являются второе высшее или курсы повышения квалификации в области маркетинга. Для этой должности хорошее знание английского языка и опыт аналогичной работы не менее 1-1,5 лет (желательно в западной компании), как правило, являются обязательными требованиями. Однако Юрий Ефросинин отмечает, что на рынке труда очень мало менеджеров по продукту с высшим медицинским образованием и все чаще встречаются кандидаты, у которых есть аналогичный опыт работы, но высшее образование далеко от медицины: лингвистика, экономика и т.д.
Еще более высокие требования предъявляются к профессии монитор клинических исследований, для которого желательны окончание ординатуры и аспирантуры по медицинскому или фармацевтическому направлению и опыт аналогичной работы от двух лет. Кроме того монитор постоянно проводит переговоры на английском языке, поэтому он должен владеть им свободно и в совершенстве знать спецтерминологию.
Перспективы
Сегодня рекрутеры фармрынка с большим трудом заполняют имеющиеся вакансии.
— Мы ощущаем значительный дефицит профессиональных кадров при том, что готовы предложить хорошую зарплату достойным специалистам, — признает Александра Тюрина. — Но в Москве наблюдается такая тенденция: соискатели имеют завышенные зарплатные ожидания, не соответствующие их опыту и профессионализму. Они требуют более $2000 через год-полтора работы. Кроме того часто люди и свои личные качества оценивают неадекватно. По моему мнению, в ближайшем будущем рекрутеров фармацевтического рынка ждут еще более тяжелые времена, пока через 3-5 лет не появится новое поколение опытных профессионалов.
По прогнозам специалистов рынка труда, в ближайшие годы сохранится высокий спрос на персонал всех категорий. Поэтому любой амбициозный сотрудник, желающий попробовать себя в этой отрасли, имеет реальные шансы на быстрый карьерный рост и достойное материальное вознаграждение.