"Этическое поле" рекрутинга (сайт HR-Journal.ru)
«Этическое поле» рекрутинга. Интервью с В.А.Щукиным. (HR-Journal)
Управление персоналом»: Виктор Алексеевич, прежде всего разрешите вас поздравить с избранием на пост президента Ассоциации консультантов по подбору персонала! Расскажите, пожалуйста, какова миссия АКПП?
– В конце ноября в медиа-клубе АКПП «Территория персонала» мы провели презентацию развернутой Программы развития Ассоциации до 2010 г. Девять лет назад мы определили для себя миссию АКПП как «содействие формированию цивилизованного рынка кадровых услуг». Сейчас все более убеждаемся в том, насколько точно была выбрана нами эта заветная цель. В разговорах – не только с представителями кадровых агентств, но и с директорами по персоналу, журналистами, юристами – все сходятся во мнении, что это очень емкое понятие и здесь есть место для приложения усилий всем участникам кадрового рынка.
Из миссии вытекают принципы, в которые мы закладываем наше понимание того, что такое цивилизованный рынок. И здесь вопрос номер один – профессионализм рекрутеров. Номер два – это стандарты и принципы деятельности, помогающие в достижении нашей миссии. Следующее – исключение недобросовестной конкуренции, прозрачность бизнеса, формирование ценовой политики. Ассоциация должна быть еще интереснее и полезнее для ее членов. По исследованиям 2005 г., усредненные по сообществу АКПП итоги развития агентств выше, чем в среднем по рынку.
«Управление персоналом»: А можно ли выделить основные задачи Ассоциации?
– Задач, требующих решения, очень много. Если же говорить о главных задачах АКПП до 2010 г., то их в настоящий момент пять. Первая – Ассоциация заявляет о том, что она хотела бы стать флагманом рынка кадровых услуг в России. Таковым она является и сейчас, но все же мы хотели бы большего. Вторая задача – стать коллективным лидером, который объединял бы не менее 50 % участников рынка кадровых услуг. Эта цель достаточно амбициозна, но, думаю, вполне достижима. Агентства Ассоциации быстрее развиваются, и их число постоянно растет. Третья задача – увеличение числа плейсментов. То их количество, которое сейчас осуществляется в России кадровыми агентствами, крайне мало по сравнению с их числом в развитых странах. Поэтому мы поставили задачу увеличить эту цифру к 2010 г. в пять раз. Четвертая задача – увеличение доли или объема рекрутингового рынка. Рост объема кадровых услуг происходит ежегодно, но не так динамично, как нам хотелось бы. И мы должны, кроме естественного развития объемов кадровой индустрии, озаботиться целенаправленным его развитием. Отсюда вытекает потребность в реализации еще одной главной задачи, которая важна не только для агентств, но и для служб персонала: мы намерены бороться за то, чтобы увеличился объем кадрового рынка России в целом, в том числе объем бюджетов, которые выделяются на подбор и развитие персонала. В последние годы остро встал вопрос дефицита профессиональных кадров, наблюдается тенденция к усложнению заказов, все дороже становятся профессиональные специалисты, требуются большие усилия и затраты на удержание ценных специалистов. В то же время даже в крупных компаниях бюджетная политика в части, касающейся персонала, далеко не всегда поспевает за новыми реалиями кадрового рынка.
«Управление персоналом»: Да, это все очень серьезно. Но насколько это осуществимо?
– Для того чтобы решить указанные задачи, а также разрешить внутренние проблемы сообщества кадровых агентств, мы намерены провести весьма существенные изменения в деятельности АКПП, осуществить системный подход, в рамках которого в ближайшие пять лет провести целый ряд взаимосвязанных шагов и мероприятий в направлении цивилизации рынка кадровых услуг. В отличие от существовавшей ранее стихийности в развитии кадровой индустрии сегодня мы ставим как бы задачу консалтинга и управления позитивными изменениями на рынке кадровых услуг. А это уже принципиально иной подход. И даже если из того, что намечено в Программе, кое-что нам не удастся осуществить в полном объеме, поскольку не все здесь зависит только от нас, тем не менее само движение в направлении достижения конкретных показателей и совершенствования деятельности АКПП даст значительный эффект.
В частности, мы и раньше знали, что для многих кадровых агентств интересна тема построения единого информационного пространства – сообщества кадровых агентств. А может быть, и не только данного сообщества, но и сообщества HR-служб. До настоящего момента в основном это был лишь красивый лозунг. Сегодня мы намерены в рамках реализации нашей Программы осуществить разработку концепции информационного пространства и приступить к ее реализации. В частности, один из таких механизмов – создание исследовательского центра АКПП.
«Управление персоналом»: Вы затронули тему привлечения в ряды Ассоциации новых членов. Но мы не раз слышали скептическое мнение ведущих игроков кадрового рынка относительно вхождения в Ассоциацию в плане целесообразности и эффективности этого шага. Что дает кадровым агентствам членство в Ассоциации?
– Проблема здесь, конечно же, есть. как сделать членство в Ассоциации интересным и полезным для кадровых агентств – это базовый вопрос? Например, есть какая-то идея. Мы выявляем, кого это интересует, кто это считает важным для АКПП, для агентства, кто хотел бы принимать в этом участие. Сразу виден спектр компаний, на которые можно опереться. Если заинтересованных агентств нет, то, может быть, та или иная задумка не столь и важна. И тогда мы уже дополнительно оцениваем, стоит ли подключать исполнительную дирекцию АКПП к тем или иным делам. Таким образом мы получаем инструмент для выявления и интересов, и приоритетов в деятельности.
В 2003 г. в Екатеринбурге и в Москве проводилась сессия стратегического планирования, и каждый из участников высказывал мнение, зачем нужна ассоциация. Когда разговариваешь с отдельными участниками, получаешь, как правило, всего лишь несколько аргументов. А когда мы собрали все это вместе, то открылась широкая гамма интересов кадровых агентств. Например, знание того, каким образом работают аналогичные структуры в других регионах, на зарубежных рынках, какие существуют ассоциации, какие прослеживаются тенденции в мире, что нас ожидает через какой-то период времени. Но мы пока такой интерес, к сожалению, далеко не полностью удовлетворяем.
По нашей оценке (возможно, она несколько завышена), по профессионализму в работе, по технологической готовности мы уже достаточно близки к западным коллегам. А вот что касается интереса по использованию таких современных кадровых направлений, как лизинг персонала, временный персонал, специализация агентств – это в целом в России пока еще только зарождающиеся направления. Направления, которые в ряде случаев сдерживаются российским законодательством, и участие в этом законодательном процессе – также одна из задач Ассоциации консультантов по подбору персонала. В том числе – чтобы поднимать значение и влияние АКПП.
Многие из кадровых агентств заинтересованы в новых связях, контактах. Участие в деятельности АКПП помогает установить подобное сотрудничество, причем не только в вопросах подбора персонала, но нередко и значительно шире – вплоть до стратегического партнерства или создания совместных бизнесов.
«Управление персоналом»: Что еще предполагается сделать для повышения престижа Ассоциации?
– Очевидно, что рост авторитета общественной организации – это не быстрый процесс, если только это не политическая интрига и не PR-акция. Для кого-то престижно быть в АКПП, а кто-то считает, что в настоящий момент это уже непрестижно. Поэтому, чтобы повысить престижность АКПП, мы как один из способов обновления предлагаем идею изменения облика, организационной структуры АКПП, чтобы участие в ней было интересно как начинающим, небольшим кадровым агентствам, так и крупным кадровым компаниям.
Возникает вопрос: как преодолеть противоречие между интересами крупных кадровых компаний и мелких кадровых агентств? Одна из идей – это введение продуманной стратификации, оригинальных статусов, разных критериев оценки деятельности кадровых компаний и агентств. Но – такой стратификации, которая ни в коем случае не приводила бы к дискриминации начинающих или небольших агентств – членов АКПП. Ведь агентство может быть небольшим, работать с узким кругом клиентов, но работать с прекрасным качеством, с высоким профессионализмом. Ведь для заказчиков в целом не столь важен размер кадровых агентств, сколько их умение качественно и своевременно решать задачи клиента. Более того, некоторые из агентств по ряду причин – например, кадровое агентство в рамках консалтинговой фирмы – даже не ставят перед собой задачу стать структурами национального масштаба.
Если нам удастся найти эту формулу разрешения, что непросто, то мы расширим понимание членства в АКПП и ее возможности. Но главное – понять интерес кадровых агентств, причем не только членов АКПП. А чтобы это сделать, нужно больше общаться, причем глаза в глаза. Вот почему АКПП открывает новую страницу своей истории, не только ставя на повестку дня вопрос работы с членами АКПП, но и расширяя границы своего влияния на сообщество кадровых агентств России и стран СНГ, а также на процессы, происходящие, например, в HR-среде. Только при этом условии скептические отзывы станут более позитивными.
«Управление персоналом»: Когда речь заходит о кадровых агентствах, часто встают этические вопросы взаимоотношений с клиентами, с кандидатами. Насколько создание единого информационного поля поможет решать эти проблемы членам Ассоциации?
– Кодекс взаимоотношений основных участников рынка, принятый на последней конференции АКПП, – это тема отдельного разговора, который мы уже ведем на страницах самых разных изданий. Тем более что преобладающее число участников дискуссии о Кодексе взаимоотношений оценивают его в целом положительно и считают, что эту работу непременно нужно проводить. Но есть и другие аспекты вопросов этики взаимоотношений с клиентами и кандидатами.
АКПП с момента своего создания в 1996 г. не раз пыталась подступиться к проблеме так называемых «черных» списков. Они негласно существуют и сейчас, но пока это поле не будет общим, оно неполноценно и не имеет большого смысла. И главный здесь вопрос – идти ли в этом направлении или нет в принципе. И второе: если идти, то как?
То, что идти и целесообразно, и необходимо, показывают проведенные нами дискуссии, встречи, среди участников которых после обсуждения аргументов сторон преобладает мнение, что стоит идти путем насыщения рынка подобной информацией. Однако мы категорически отказываемся от такого понятия и названия, как «черные» списки. Мы предлагаем сформировать в Москве единый «профессиональный информационный массив» (ПИМ), например на базе сайта АКПП, где может сосредотачиваться информация, которой хотели бы поделиться со своими коллегами кадровые агентства, компании-работодатели, а возможно, и соискатели.
Источник: http://www.top-personal.ru/