В бизнес-школу за парту? ("The Career Forum online", 18 января 2008)
В бизнес-школу за парту? ("The Career Forum online", 18 января 2008)
Тамара Золотарева
Отечественный рынок труда как никогда динамичен: развиваются новые сферы экономики, появляются новые профессии, и кадры постоянно «перетекают» из одной области деятельности в другую, более интересную, перспективную и высокооплачиваемую. Но сделать это не так-то просто: высокую квалификацию и опыт необходимо подтвердить с помощью документа о втором высшем образовании, повышении квалификации, профессиональной переподготовке или получении бизнес-образования. Все учебные заведения предлагают и краткосрочные, и долгосрочные программы переподготовки. На чем остановить свой выбор, чтобы стать «котируемым» на рынке труда?
Дополнительное — не лишнее
Качественное образование как никогда играет значимую роль в поиске хорошего рабочего места.
«Можно однозначно утверждать, что наличие качественного образования является первопричиной успешного трудоустройства и достойного уровня компенсации», — говорит Надежда Втюрина, консультант по подбору персонала агентства The Russian Connection Group.
Работодателям важны профессиональные знания потенциального сотрудника, и их не слишком волнует то, как они были получены — на тренингах или за счет второго высшего образования.
«Например, налоговая служба обязывает бухгалтеров проходить дополнительное обучение по различным направлениям, и большим числом бухгалтерских сертификатов рекрутера не удивить, — рассказывает Валерий Чемеков, директор по персоналу Группы компаний «Пересвет-Инвест». — Но если человек за свой счет получил дорогостоящее дополнительное образование, чтобы вести международную отчетность – для меня это большой плюс, так как является показателем, что специалист хочет расти по карьерной лестнице и, главное, прилагает к этому серьезные усилия».
Практика показывает, что для позиций начального и среднего уровня наличие сертификатов повышает шанс принятия решения работодателя в его пользу при прочих равных факторах (т.е. при способности выполнять определенную бизнес-функцию). По мнению Надежды Втюриной, работодатель склонен доверять компании, выдающей сертификаты, и может отказаться от глубинного тестирования той сферы знаний, которую подтверждает сертификат. Если же речь идет о более высоких позициях, в первую очередь смотрят на профессиональный опыт, успешность в данной сфере бизнеса, личную совместимость, а наличие сертификатов может отойти на второй план.
В то же время для работодателя наличие разнообразных сертификатов является палкой о двух концах, признается Надежда Втюрина. С одной стороны, оно отражает любознательность кандидата, желание учиться и изучать новые сферы, а с другой — возникает вопрос о цели образования. Что все-таки интереснее такому кандидату: процесс обучения или результат и применение полученных навыков? Приходится применять индивидуальный подход к этим соискателям и более тщательно выяснять, в какой сфере кандидат планирует продолжать свой карьерный путь, получать более полную информацию о сертификатах.
Валерий Чемеков также считает, что в данном случае «бумажка бумажке рознь». К примеру, когда у человека два диплома по не связанным между собой специальностям, это может насторожить рекрутера — о чем человек думал раньше, когда получал ненужное ему образование? Сначала пошел по легкому пути, выбрав «абы какой» институт, и только потом задумался о том, чем он хочет заниматься? Другое дело, если профессионал стремится постоянно совершенствоваться по своей основной специальности, оканчивая курсы повышения квалификации, тренинги и т.п.
«Есть люди, которые «коллекционируют» всевозможные сертификаты. У них в резюме могут быть перечислены десятки тренингов и курсов, — говорит Валерий Чемеков. — Другое дело, если работодатель делает «заказ» на конкретный диплом. Например, если руководитель проекта должен иметь образование в области гражданского строительства, то кандидаты без нужной «бумажки» не рассматриваются, хотя они могут быть прекрасными специалистами».
При выборе формы дополнительного обучения необходимо прежде всего ориентироваться на цели, которые планировалось достичь с помощью данного обучения. Долгосрочное обучение (например высшее образование) дает в основном базовые теоретические знания, а краткосрочное (например профессиональная переподготовка) больше нацелено на практически значимые навыки для выполнения определенной работы. Стоит помнить, что краткосрочные программы не дают систематизированных знаний, а долгосрочные слишком объемны и не всегда полностью соответствуют профилю работы специалиста.
МВА — не всегда преимущество
Одним из наиболее популярных направлений повышения образования является программа МВА. Форматы реализации программ МВА весьма разнообразны —Executive МВА, mini-MBA, стандартные программы, индивидуальные с набором курсов по выбору, комбинации стандартных форм обучения и интернет-технологий, специализированные мастерские учебные программы «Master of Arts» и т.д. Разнятся и формы обучения: дневная, вечерняя, модульная (заочная), дистанционная. Чтобы определиться с форматом, будущему слушателю важно иметь точное представление о том, зачем ему нужна бизнес-степень: получить новые знания, ускорить карьерный рост, зарабатывать больше коллег, завязать знакомства в деловой среде и т.п. Например, можно выбрать образование, способствующее росту в нынешней компании, а можно найти школу, выпускникам которых отдается предпочтение при отборе персонала на рынке труда.
«При выборе бизнес-школы, программы и формы обучения следует исходить из согласования задач потен- циального слушателя и возможностей программы, — рассказывает Владимир Фальцман, д.э.н., профессор, декан Рос- сийско-немецкой высшей школы управления АНХ при Правительстве РФ. — К примеру, наша программа МВА преследует цель экономической подготовки руководителей высшего и среднего звена. Слушатель получает систему знаний в области экономики и управления фирмой и определенные компетенции (анализ финансовой устойчивости предприятия, управле- ние проектами и продажами, формирование управленческих команд и др.). Естественно, к нам приходят учиться те, кого интересуют данные знания и навыки. А при выборе программ разного формата следует обращать внимание на престиж бизнес-школы, учитывать ее опыт на рынке бизнес-образования, возможность выбирать специализацию по интересующему направлению. Также нужно учитывать стоимость обучения, имея в виду, что монопольно высокие цены не всегда гарантируют высокое качество.
Наличие диплома MBA у будущего сотрудника в большинстве случаев приветствуется компаниями, поскольку отражает амбициозность кандидата, его комплексный подход к своей карьере. Особенно обращается внимание на роль и положение бизнес-школы в рейтинге (в настоящий момент в более выгодном положении находятся обладатели западного MBA). Однако иногда школа может занимать скромные позиции в общем рейтинге, но иметь высокие показатели по отдельным дисциплинам (например маркетинг, стратегическое управление и т.д.) — и рекрутеры об этом знают и отдают предпочтение таким образовательным учреждениям.
«Но есть случаи, когда российские компании жестко отрицательно реагируют на наличие MBA, так как бытует мнение, что западные стандарты ведения бизнеса несовместимы с российской почвой», — комментирует Надежда Втюрина.
Валерий Чемеков признает, что не обратит внимание на наличие у соискателя диплома МВА, если знания делового администрирования на данной вакантной должности не важны. Однако иногда в компаниях вдруг начинают продвигаться на управленческих должностях специалисты с бизнес-образованием. При этом руководство вроде бы не формулирует явного требования к соискателям о наличии диплома МВА, но для службы подбора персонала это сигнал, что такие кандидаты предпочтительнее, они окажутся здесь в своей среде.
Для окончательного выбора будущего места учебы помимо изучения сайтов различных бизнес-школ стоит провести более глубокую работу: посоветоваться с коллегами и знакомыми, посетить занятия отобранных школ и поговорить со студентами, нелишне пообщаться с агентами по найму кадров.
Еще гуру менеджмента Питер Друкер подчеркивал, что в современном бизнесе «знания устаревают каждые десять минут». Поэтому успешными могут быть только те, кто постоянно обновляет свой профессиональный багаж. Правда, подходить к этому надо с особым расчетом, дабы, потратив огромное количество денег и времени, не «обрасти» знаниями, неприменимыми на практике.