Как обучить 1000 человек одновременно? (газета "Элитный персонал" №48 (536), 11 декабря 2007)
Как обучить 1000 человек одновременно? (газета "Элитный персонал" №48 (536), 11 декабря 2007)
Юлия БЕЛОВИЦКАЯ
Все чаще руководство компаний прибегает к «точечной» подготовке персонала – заказывает подходящие программы бизнес-обучения или языковые курсы под конкретную производственную задачу или проект. Но иногда число обучаемых может достигнуть тысячи человек. Какие нюансы образовательного процесса необходимо учитывать при столь масштабном запросе?
Видеть цель
Сталкиваясь с крупным заказом, образовательные организации в первую очередь пытаются понять: правильно ли сформулирована заказчиком цель обучения и воплотит ли выбранная программа в жизнь стратегические планы клиента. «Когда в компании намечается старт-ап нового проекта, перед руководством встают вопросы «кого учить?» и как учить?», – рассуждает Елена Бритвина, менеджер по маркетингу компании «5-55». – Ответить на них должны три стороны. Во-первых, непосредственный руководитель подразделения, знающий свой персонал и особенности поставленной задачи. Во-вторых, HR-менеджер, определяющий рамки бюджета на обучение и оценивающий эффективность вложения средств в развитие конкретных людей. И, наконец, представители организации-подрядчика выступают в роли арбитров: дают рекомендации по оптимальному построению учебного плана, вносят коррективы как по составу аудитории, так и по набору тренируемых навыков».
Впрочем, на практике сложно рассчитывать на идеальное воплощение этой схемы. «Очень часто приходится сталкиваться с тем, что HR-служба и линейные руководители обладают абсолютно разными представлениями о том, чему учить персонал. Допустим, начальник отдела просит курс тайм-менеджмента на Outlook, а HR-менеджер считает, что достаточно и базового курса, без программного приложения, – рассказывает Глеб Архангельский, генеральный директор компании «Организация времени». – При этом HR-специалист обычно опирается на данные анкетирования и профиль развития сотрудника, в то время как непосредственный руководитель точно знает, каких компетенций не хватает в текущей работе».
С этим мнением соглашается Павел Лелюх, коммерческий директор компании IT Expert, подчеркивая, что при заказе обучения по узкоспециализированным дисциплинам наиболее точно сформулировать задачу способны именно функциональные руководители. Они хорошо разбираются в теме, знают, какие проблемы должны быть решены в ходе обучения, и помимо всего, способны оценить уровень компетентности тренера. «От таких постоянных корпоративных заказчиков, как «Райффайзен Банк», РЖД, «СИБУР», «УРАЛСИБ», РАО ЕЭС, с нами всегда общаются IT-руководители, с которыми легко вести конструктивный диалог о содержании программ и условиях их проведения», – говорит г-н Лелюх. Напротив, для HR-менеджера, как правило, эти вопросы не очевидны, поскольку лежат вне зоны его ответственности. Однако сотрудник отдела обучения и развития персонала может оказать профессиональную помощь в предварительном отборе тренинговых компаний и взять на себя согласование условий обучения с выбранным провайдером. «В «Вымпелкоме» у нас сложилось продуктивное сотрудничество именно с департаментом персонала», – делится опытом Павел Лелюх.
Помощь сотрудников отдела персонала незаменима при проведении обширного анкетирования, например, при организации языковой подготовки, уверен Михаил Горелик, директор Санкт-Петербургского представительства Runov School. Ведь с одной стороны, приходится определять уровень владения английским каждого человека, а с другой – четко обозначать задачи различных подразделений и, соответственно, характер отрабатываемых навыков. «Как правило, без предварительного анкетирования руководство компании формирует задачу очень специализированно и узко, – подчеркивает г-н Горелик. – К нам обратились руководители крупного петербуржского казино с просьбой научить их персонал стандартному набору фраз для обслуживания посетителей. Как потом выяснилось, даже простое общение с иностранными клиентами невозможно без глубокого знания основ языка. Представители школы должны либо убедить заказчика провести методически правильное обучение, либо вовсе не брать заказ, если очевидно, что в ходе обучения цель компании не будет достигнута».
А что на практике?
При организации масштабного обучения на предприятии в комплексе должно быть решено сразу несколько проблем. Во-первых, определена слушательская аудитория. Во-вторых, для каждой специфической группы подобрана соответствующая программа подготовки. В-третьих, учтены территориальные, отраслевые и прочие особенности конкретной компании.
По словам Елены Бритвиной, корпоративные заказы имеют как вертикальную направленность, когда приходится параллельно обучать сотрудников от младшего до высшего звена, так и горизонтальную – когдаготовятся менеджеры одного уровня, но в различных подразделениях. Например, в крупномасштабном обучении для компании МТС по заключению договоров на IT-обслуживание принимали участие менеджеры маркетингового, финансового, технического подразделений, причем как в Москве, так и в десяти региональных центрах. Всего было обучено порядка 900 человек, а на подготовку и проведение проекта ушло 2,5 месяца. «При осуществлении комплексных проектов приходится учитывать ряд сложностей. Во-первых, это территориальная распределенность участников, – отмечает Елена Бритвина. – Во-вторых, руководство хед-офиса, инициирующее столь масштабные проекты, не всегда четко доносит свои идеи до непосредственных участников тренингов, поэтому нередко в первый день занятий люди недоумевают, зачем же на самом деле их собрали. И, в-третьих, порой в программу, написанную для московской аудитории, приходится вносить изменения для прочтения в регионах, что связано с некоторым отставанием в уровне IT-знаний у сотрудников на местах».
Обучение для сотрудников Сбербанка РФ по новому стандарту в области предоставления IT-сервисов – ISO-20000 – проводила компания IT Expert. «На рынке не существовало подходящей программы подготовки в этом направлении, поэтому мы разработали кастомизированную программу специально для СБ РФ. Уже обучили сотни человек в Москве и регионах», – рассказывает Павел Лелюх. Обычная учебная группа состоит из 15-20 человек. Поэтому региональные клиенты заинтересованы в проведении тренингов на месте, с выездом столичного тренера в регион. «Начиная с 2005 года резко увеличилось число региональных заказов на корпоративное обучение, многие из которых. поступают из бывших республик СНГ, в частности Украины и Казахстана», – отмечает г-н Лелюх.
По свидетельству Глеба Архангельского, порядка 80% заказов, поступающих в компанию «Организация времени», как раз составляют проекты параллельной подготовки «топов» и менеджеров среднего звена. Ситуации, когда на тренинге встречаются представители разных подразделений, редки, однако дают свои плюсы. Так в компании «Комстар» представители технической службы и коммерческого отдела обучались тайм-менеджменту совместно, что позволило устранить множество нестыковок по времени, возникавших ранее в производственном процессе. «При разработке программы для PricewaterhouseCoopers мы учитывали профессиональную специфику аудиторов: проектность работы, частые командировки, делегирование полномочий ассистентам, – говорит Глеб Архангельский. – В общей сложности было обучено 8 потоков по 5 групп в каждом. Для подобных проектов проводится мощная предварительная диагностика, в программу включаются типичные производственные кейсы. Конечно же, такое обучение стоит дороже стандартного тренинга».
Для языковой школы разработка и профессиональная адаптация программы на 150 человек – крупный проект. Так, Runov School продолжает сотрудничать со строительной компанией «Мостоотряд № 19». Основным направлением работы стало обучение общей структуре английского языка, поскольку в ходе анкетирования выяснилось, что большинство специалистов и так неплохо владеют специализированной терминологией, но не умеют использовать ее в разговорной и письменной речи.
Современные тенденции
По наблюдениям Глеба Архангельского, сегодня все чаще поступают заказы не только от крупного, но и от среднего бизнеса. Причем эти клиенты не так требовательны к кастомизации программ, потому что стараются овладеть базовыми навыками. В сфере языковой подготовки Михаил Горелик также отмечает стремление компаний в первую очередь подтянуть общий уровень владения английским языком всех сотрудников, нежели углубленное изучение профессиональных терминов.
По мнению Елены Бритвиной, корпоративные заказчики становятся более требовательными, лучше разбираются в назначении и методологии бизнес-тренингов. «Руководители начали понимать, что для успешного проведения проекта, в первую очередь, необходимо обучить рабочую группу проекта, чтобы ее участкники говорили на одном языке и понимали общую задачу», – говорит она. Для более детальной «заточки» программы под нужды заказчика компания предлагает принципиально новые подходы к обучению. Например, новый продукт – практический семинар Workshop, когда участники тренинга не просто учатся новому навыку, а совместно вырабатывают план дальнейших действий на предприятии. Тогда обучение становится логичной частью бизнес-процесса.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Как воплотить в жизнь инновационный проект?
Владимир Зинов, декан факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ:
Если у компании возникает потребность в создании и продвижении нового продукта; организации сбыта новых продуктов или технологий; приобретении и освоении нового технического оборудования; или производственном проектировании выпуска новой продукции - значит, потребуются менеджеры, знакомые с внедрением в жизнь инновационных проектов. Однако для того, чтобы начать обучение в ФИТБ АНХ на программах повышения квалификации или на программе МВА, нужно иметь в разработке реальный проект. Наиболее эффективным обучение получается в том случае, когда обучается группа сотрудников, работающих над реализацией проекта.
Так, мы обучали сотрудников технопарка «Идея»; выполняли крупный корпоративный заказ для «Уралсвязьинвеста» по обучению менеджеров работе в новых технологических условиях. Иногда обучается по несколько человек от институтов, создающих внутреннею инфраструктуру инновационной деятельности, то есть службу коммерциализации. Международный научно-технический центр регулярно 2-3 раза в год обучает у нас менеджеров проектов из разных стран СНГ. Стабильно растет число заказов на курсы повышения квалификации из регионов, интересующихся инновационными путями развития. Однако вся совокупность корпоративных заказов на факультете пока не превышает 20% от общего числа. Дело в том, что в развитии инновационной деятельности заинтересован, прежде всего, тот бизнес, где высока конкуренция и одновременно значителны темпы научно-технического прогресса. Таким образом, ориентация наших программ на запросы корпоративных клиентов из различных сфер бизнеса - главное направление нашего развития.