Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Публичные знания (сайт Begin.ru)

Публичные знания (сайт Begin.ru)

Владимир Правоторов

В этом году в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова открылся новый факультет – Высшая школа государственного администрирования. Идея этого проекта зародилась в 2004 году, то есть на его осуществление ушло менее 3 лет – беспрецедентно малый срок для такого рода кампаний. Однако такая скорость оправдана – слишком остро ощущается сегодня нехватка квалифицированных государственных служащих. О том, кто и чему учится на магистерской программе "Государственное администрирование", рассказывает Владимир Еремин, первый заместитель директора ВШГА МГУ.

- Каких именно специалистов готовит Ваша программа? Насколько такие программы сегодня популярны?

- Мы готовим, прежде всего, менеджеров для государственной службы, а также для работы в крупных государственных компаниях. В течение двух лет наши магистранты изучают блок управленческих дисциплин, экономику, право, финансы, иностранные языки и другие дисциплины. Причем упор делается на практические навыки. Можно сказать, что наша школа является местом не только получения знаний, но и их применения.

Интерес к такому образованию, безусловно, растет. Во-первых, это очень заметно на выставках, где посетители интересуются государственным управлением и подготовкой кадров. Во-вторых, это заметно по тому конкурсу, который мы наблюдаем в учебных заведениях, готовящих специалистов для государственного сектора. Если раньше было достаточно одного образования для работы на государственной службе (менеджмент, юриспруденция, экономика и др.), то сейчас госслужащие стараются учиться постоянно. Они получают по 2-3 образования, не считая иностранных языков, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т.д. К нам приходят служащие не просто с высшим образованием, но и уже с солидным опытом работы, есть кандидаты наук, а также должностные лица, занимающие высокие посты в различных администрациях.

Такое образование для государственного служащего пока не является необходимостью, но государственные органы постепенно сами приходят к этому. Для того, чтобы управлять национальными проектами, федеральными целевыми программами, нужны глубокие управленческие знания и навыки.

Хочу отметить, что в этом году большой интерес к подготовке менеджеров проявили не только органы власти, но и государственные компании и корпорации. Это тоже о чем-то говорит – видимо, процесс формирования государственных корпораций сопровождается подготовкой кадров именно государственного масштаба. Сегодня у нас мало топ-менеджеров такого масштаба, буквально единицы. России нужны такие люди, которые смотрят на вызовы завтрашнего дня и думают, как на них реагировать.

- Расскажите о системе подготовки кадров для государственного управления на Западе.

- Я учился государственному администрированию за границей, во французской Национальной школе администрации. Это признанный лидер в подготовке кадров для государственной службы не только внутри страны, но и для всей Европы. Там такому образованию уделяется очень серьезное внимание, особенно после расширения Европейского союза.

Система подготовки кадров для государственного сектора на Западе очень продумана и просчитана – какой делать набор студентов, сколько специалистов понадобится на выходе и где конкретно. В Национальной школе администрации учится обычно элита, люди с несколькими образованиями, научными степенями, должностями и т.д.

- Насколько Ваше обучение государственному администрированию конкурирует с программами МВА?

- Они близки по своей структуре и духу. Могу сказать, это очень близкие форматы. И мы постарались учебный план нашей магистерской программы максимально сблизить с учебными планами ведущих вузов по подготовке менеджеров для публичного сектора, в первую очередь с планами и программами Национальной школы администрации.

Не думаю, что тут можно говорить о конкуренции. МВА – это образование для частного сектора. Для публичного же сектора скорее надо говорить о программе МРА, стандарт которой в России находится в стадии разработки.

Мы также используем кейс-метод, даем минимум теории (предполагается, что люди знают основные положения экономической теории, маркетинга, финансов), слушатели знают английский язык и изучают французский. Только что, например, у нас прошел большой модуль по управлению рисками, который вели французские эксперты-практики. На следующий год мы планируем намного больше таких модулей, которые бы велись западными преподавателями, причем именно практиками, сотрудниками префектур, судьями, дипломатами и т.д.

Кейсы у нас также актуальные, из практики реальных компаний и органов власти. Например, недавно рассматривался кейс "Корпоративное управление в компаниях с государственным участием".

- Может ли выпускник российского (или западного) МВА работать руководителем в российских государственных структурах? И наоборот

- Да, может, причем они работают и они востребованы. Однако нужно помнить, что в ходе решения тех или иных управленческих вопросов он будет постоянно сталкиваться с позицией государства и с особенностями управления в государственной сфере.

Но все-таки России ближе система, когда руководители могут переходить из бизнеса в госсектор и наоборот. Это, я считаю, хорошо, это приносит опыт частного сектора в государственные структуры. И наоборот, я столкнулся много лет назад с тем, что людям, поработавшим на государственной службе, намного проще устроиться на высокие позиции в бизнесе. Они знают особенности и порядок принятия государственных решений, и прочие нюансы. Часто выпускники программ по государственному управлению могут работать в бизнес-структуре специалистом по связям с государственными органами (GR), что на настоящем этапе является востребованным.

- У программы, предлагаемой ВШГА, есть зарубежные партнеры. Какое участие они принимают в проекте?

- Основной наш стратегический партнер – французская Национальная школа администрации: между нами проходит обмен преподавателями, совместные семинары, видеоконференции, переговоры и т.д. Мы планируем выходить на более тесное сотрудничество – обмен студентами, написание совместных работ, мастер-классы. Кроме того, мы участвуем в Международной и Европейской ассоциациях публичного администрирования, участвуем в дебатах по всем этим проблемам и т.д. Среди иностранных партнеров у нас также Канадская национальная школа публичной администрации, Венская дипломатическая академия, Лондонская школа экономики и политических наук и другие учебные заведения.

- Где проходят стажировки, предусмотренные программой?

- Для того чтобы применить свои профессиональные знания, наши магистранты проходят стажировку в органах власти. Самые лучшие из них в этом году проходили ее в Аппарате Правительства РФ, а именно в Департаментах массовых коммуникаций, культуры и образования, экономики и финансов, отраслевого развития. Кроме того, стажировки проводились в Министерстве экономического развития и торговли РФ, Федеральной службе государственной статистики, ряде государственных организаций и организаций государственно-частного партнерства. Я считаю, что хорошая стажировка даже важнее учебы. Это конкретная работа, по результатам которой принимаются конкретные управленческие решения и можно делать выводы о специалисте.

- Что могут дать слушателям преподаватели-представители частного бизнеса?

- У нас есть преподаватели из частного бизнеса, но их не очень много. Куда больше у нас преподавателей из органов исполнительной власти. По нашему мнению, самый лучший преподаватель – это представитель органов власти, который одновременно является преподавателем. Таких людей мы и стараемся приглашать на нашу программу. Кроме того, есть люди из консалтинговых компаний, и из компаний работающих над госзаказами.

- Дайте прогноз развитию обучения в области госуправления в России.

- Наряду с сохранением программ подготовки бакалавров по государственному и муниципальному управлению, все больше будет внедряться в практику подготовка магистров государственного администрирования, жизнь заставит открыть программы МРА, пусть даже с опозданием по сравнению с мировым опытом. Сегодня очень остро стоит проблема подготовки муниципальных служащих среднего и высшего звена. Все больше будет внедряться в практику дистанционное обучение и целевая подготовка.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

24 мая
«Бизнес Новости»
Предварительная запись
«Клуб руководителей»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Зиг Зиглар, признанный американский специалист в области мотивации, лектор, консультант

Большинство людей, которые терпят неудачу в достижении своей мечты, терпят ее не от недостатка способностей, а от недостатка целеустремленности.

 

Сделать стартовой