Апгрейд для топов (газета "Элитный персонал" №42 (530), 30 октября 2007)
Апгрейд для топов (газета "Элитный персонал" №42 (530), 30 октября 2007)
Юлия БЕЛОВИЦКАЯ
Российский рынок программ образования для руководителей постоянно пополняется новыми предложениями, причем спектр новинок достаточно широк: от специализированных программ МВА и второго высшего до узконаправленных тренингов. Как правило, ответ учебных центров на растущие потребности бизнеса в управленцах определенного профиля следует довольно быстро. Однако на создание актуальных курсов необходимо некоторое время, да и связка «работодатель - учебный центр» находится еще в стадии становления.
Программы МВА: внимание специализациям
Пик популярности классической дженералистской программы МВА, по-видимому, уже остался в прошлом. Сегодня знания по общему менеджменту, маркетингу, финансам, управлению персоналом принято дополнять расширенными возможностями глубже изучить одну из выбранных областей. Нередко поступление на специализированную МВА – единственная возможность получить квалификацию по новым профессиям, уже утвердившимся на рынке, но еще не зафиксированным в перечнях первого и второго высшего образования. И это вполне естественно, ведь разработать двухлетнюю программу проще, чем пятилетнюю. Сложнее найти профессионалов-практиков, способных наполнить программы современным содержанием и реальными примерами из жизни компаний.
«К созданию программы МВА в сфере медиаменеджмента мы приступили в апреле этого года, – рассказывает Тамара Рыжикова, руководитель учебно-методического отдела Международной школы бизнеса при Финансовой академии. – С предложением о ее создании к нам обратился Евгений Абов, вице-президент Гильдии издателей периодической печати. Разработали перечень специализированных дисциплин, добавили базовую составляющую программ МВА, переработали стандартные программы, включив в них специфические темы, пригласили сотрудников и членов ГИПП в качестве преподавателей. И вот уже в сентябре первая группа из 20 слушателей начала обучение». В Москве довольно много издательских домов и медиахолдингов, возглавляемых успешными управленцами. Ряды этих сложных сообществ регулярно пополняются талантливыми выпускниками журфаков из вузов всего СНГ. Казалось бы, проблем с кадрами в отрасли нет. «Как мы выяснили по запросам абитуриентов, основным пробелом в знаниях менеджеров медиабизнеса является отсутствие системного подхода к управлению финансами в этой сфере, а также незнание отраслевой специфики налогообложения, бухучета, маркетинга. Ведь большинство управленцев медийного бизнеса «доросли» до своих позиций «снизу», либо пришли «со стороны». Получить профильное образование им попросту негде», – резюмирует Тамара Рыжикова.
Аналогичная ситуация складывается в таких областях, как международные финансы, международный банковский менеджмент, финансы и инвестиции, внешнеэкономическая деятельность, выставочно-коммуникационный менеджмент. Создание программ МВА по этим направлениям решает проблему подготовки управленцев, обладающих заданным набором компетенций. Такой подход позволяет развить у топ-менеджера именно те навыки, которые ему пригодятся в практической работе. «Гораздо эффективнее сосредоточиться на развитии ряда ключевых компетенций, – утверждает Владимир Фальцман, научный руководитель российско-немецкой программы МВА АНХ. – Для своих слушателей мы выделяем такие приоритетные направления, как, например, управление инвестиционными и инновационными проектами, в том числе оценка их экономической и социальной эффективности; управление персоналом и формирование управленческих команд; разработка ценовой политики фирмы; создание снабженческо-сбытовых сетей, в том числе международных».
Второе высшее: классика востребована
С развитием экономики в последнее время ряд профессий оказались гораздо более востребованными, чем это было, скажем, еще десять лет назад. Учебные заведения, готовившие раньше лишь специалистов с дипломами первого высшего образования, активно включились в разработку программ postgraduate, причем, в форматах, удобных для работающих студентов, – вечернем, модульном, в режиме экстерната.
Как отмечает Наталья Булыгина, декан международного коммерческого факультета ВАВТ, либерализация внешнеэкономической деятельности в России дала возможность каждой фирме самостоятельно выходить на международный рынок. Соответственно, очень многие организации столкнулись с проблемой обучения грамотных экономистов-международников. Ведь зачастую на этих должностях оказывались люди без специальной подготовки в сфере международной торговой деятельности. «Студенты программ второго высшего образования – это, как правило, люди с техническим или гуманитарным образованием. Они имеют значительный личный опыт практической работы, но не обладают базовыми экономическими знаниями для эффективной реализации своих проектов и быстрого продвижения по служебной лестнице», – рассказывает она.
Переквалификация в рамках программ второго высшего образования, длящихся в среднем 3-3,5 года, дает достаточно прочную профессиональную основу. Во всяком случае, преобладающее число топ-менеджеров предпочитает такой режим обучения популярной МВА. Считается, что здесь даются более глубокие знания в предметной области, а времени достаточно для того, чтобы их не просто освоить, но и закрепить новую тему. Кроме того, академическая система образования, сколько бы ее не ругали за «теоретичность», сильна многолетними традициями преподавания.
Тренинги: коротко и эффективно
Самой сжатой и узконаправленной формой подготовки кадров традиционно считаются тренинговые программы, длящиеся от одного до пяти дней. Безусловно, единичный тренинг по отработке специфичного навыка, оторванный от целостной системы корпоративного обучения, не способен принести ощутимых результатов. Поэтому наибольший эффект от сотрудничества с тренинговыми компаниями все-таки получают именно те организации, где подготовка сотрудников и руководства осуществляется на постоянной основе и ориентирована на достижение основных целей бизнеса. Оказывается, что просто выбрать стандартный тренинг по подходящей теме уже недостаточно, важно адаптировать предлагаемый материал к потребностям конкретной компании.
По словам Глеба Архангельского, генерального директора компании «Организация времени», еще два года назад крупные корпоративные клиенты довольствовались тренингами по тайм-менеджменту для сотрудников офиса, скорректированными под задачи определенной отрасли. Новейшей тенденцией он называет требования заказчиков к еще более узконаправленной адаптации тренингов. Так, компании «Северсталь» и «Вимм-Билль-Данн» решили расширить традиционную «беловоротничковую» аудиторию тренингов по тайм-менеджменту и теперь прививают навыки ТМ так называемым «синим воротничкам» – мастерам и начальникам цехов, которые проводят большую часть рабочего дня непосредственно на производстве и реже пользуются компьютером. «Напротив, для представителей верхних эшелонов компаний специфика подготовки в сфере тайм-менеджмента заключается в обязательной компьютеризации на базе Outlook или Lotus Notes. Программа дополняется блоками по контролю поручений, работе с секретариатом и выстраиванию корпоративных стандартов управления временем. Таким образом, тренинги для первых лиц компаний – генеральных директоров, собственников бизнеса, менеджеров высшего звена – постепенно заняли отдельную нишу среди предлагаемых тренинговых программ», – подчеркивает Глеб Архангельский.
Обучение на опыте
Вместе с узкой специализацией, характерной как для длительных, так и для краткосрочных программ, в практику учебных заведений все основательнее входят интерактивные методы преподавания, такие как деловая игра, мозговой штурм, подготовка презентации и индивидуального проекта. «На программе МВА специализированным дисциплинам отводится около 25% времени, за которое слушателям предстоит максимально погрузиться в свою профессию. Для взрослой аудитории – это, прежде всего, возможность пообщаться с профессионалами в своей области, обменяться опытом в ходе деловых игр и разбора кейсов, а затем подтвердить наработанную квалификацию, защищая аттестационный проект по теме, близкой к его основной сфере деятельности», – убежден Владимир Фальцман.
Как считает Тамара Рыжикова, на специализированных программах многие предметы читаются бизнес-практиками, поэтому слушатели получают самую актуальную информацию по ведению бизнеса в выбранном секторе экономики. «Как правило, на программах МВА со специализацией собираются менеджеры, уже занимающие достаточно высокие позиции в своих компаниях. Задача учебного заведения состоит в том, чтобы систематизировать опыт слушателей, обеспечить им возможность поделиться собственными наработками, и в то же время дать теоретические и дополнительные практические знания, полезные для дальнейшей работы», – говорит она.
Одной из существенных компетенций, необходимых современным менеджерам, Наталья Булыгина называет знание иностранного языка. И если теоретические основы профессии можно хотя бы частично освоить самостоятельно или с помощью дистанционных методов обучения, то наработать свободное владение иностранным языком удается лишь при интенсивной очной подготовке. В ВАВТ слушатели вечернего отделения, как правило, занимаются четыре раза в неделю, при этом два дня отводятся на языковые занятия. «В учебных планах академии отводится примерно равное количество часов как для дисциплин специализации, так и для изучения иностранного языка. Такой подход позволяет готовить квалифицированных специалистов, востребованных в России и за ее пределами», – подводит итог Наталья Булыгина.
Таким образом, сегодня несложно найти программу postgraduate-обучения, получить квалификацию МВА или отработать выбранный навык на тренинге. Наконец-то современный рынок бизнес-обучения «дорос» до стадии, когда уже можно уверенно говорить о клиентоориентированном подходе. При этом, выбирая ту или иную программу, стоит внимательно следить за любыми обновлениями, появляющимися в линейке продуктов ведущих учебных заведений. Вполне может оказаться, что еще в прошлом семестре возможность обучения по желаемой профессии казалась маловероятной, а уже с нового учебного года все места на новую программу заняты более проворными студентами.