Эффективный семинар: в чем секрет успеха? (сайт E-xecutive.ru, 29 октября 2007)
Эффективный семинар: в чем секрет успеха? (сайт E-xecutive.ru, 29 октября 2007)
Сергей Спивак
Не секрет, что на эту тему написано немало профессиональной литературы. Однако при проведении семинаров и тренингов все равно мы сталкиваемся с трудностями и спорными вопросами. О некоторых секретах успешного бизнес-занятия читайте в статье Сергея Спивака.
Первые подобия семинаров и тренингов стали проводиться чуть ли не сто лет назад. Уже тогда необходимость обучения персонала привела к ряду открытий и новаций в профессиональном образовании. Что уж говорить о нашем времени: сегодня семинары и тренинги профессионального роста прочно вошли в нашу жизнь. По сути, тренинг – это едва ли не самый доходчивый способ повышения квалификации. Однако наивно было бы полагать, что провести свой семинар или тренинг может любой мало-мальски грамотный специалист. При организации такого мероприятия всегда есть шанс столкнуться с трудностями и спорными вопросами.
Я провожу свой авторский семинар-тренинг регулярно уже в течение двух лет. За это время у меня накопился немалый организационный опыт и сформировался свой подход к решению стоящих перед семинаром задач. Сегодня я хочу поделиться своим опытом и рассказать о том, как сделать свой семинар максимально эффективным, избежав наиболее распространенных ошибок.
Тот факт, что ведущий семинара в обязательном порядке должен быть отличным специалистом и знатоком своего дела, подразумевается по умолчанию и, надеюсь, не требует доказательств. Но на практике этого зачастую оказывается мало. Чтобы не создавать себе лишних трудностей, нужно хорошо ориентироваться не только в теме семинара, но и в смежных областях.
Важно при этом иметь в голове четкий план семинара. Но этот план – лишь общая канва, на которой не стоит слишком сильно зацикливаться. Грамотный специалист всегда может (и должен) ориентироваться в зависимости от обстановки и, главное, состава участников. Исходя из этих факторов, имеет смысл по ходу семинара корректировать свое выступление так, чтобы оно было максимально интересно и полезно конкретной аудитории.
Стоит хорошо продумать организационные моменты. Грамотно выбранное место проведения семинара – одно из обязательных условий его успеха. Помещение должно быть комфортным и располагающим к занятиям, чтобы никакие посторонние факторы не мешали предмету разговора.
Слушателей нужно рассадить таким образом, чтобы никто не был обделен вниманием ведущего. В конце концов, времена средней школы давно прошли – ни у кого из слушателей нет желания, как в старые добрые времена, болтать на «камчатке» о чем-то своем. Если вдруг теряется контакт с кем-то из участников, его внимание начинает постепенно рассеиваться, он отвлекается – и эффект в результате совсем не тот.
Все участники семинара обязательно должны получить на руки его печатную версию – иногда она выдается в самом начале, иногда – уже после окончания семинара. Однако основной смысл любого семинара – в том, что передается в первую очередь путем непосредственного межличностного общения. И задача ведущего – вложить в головы своих слушателей как можно больше полезной информации. Причем сделать это нужно так, чтобы каждый смог воспользоваться ей при первой же необходимости.
Отсюда вытекает еще один важный принцип, позволяющий добиться максимальной эффективности. Он очень прост: чтобы человек запоминал, он должен думать руками. Что это значит? Прежде всего, то, что любой эффективный семинар должен включать в себя элементы практических занятий. Необходимо, чтобы аудитория усвоила, как полученные знания работают в реальной жизни. Поэтому не сводите свое выступление к теоретической лекции. Один из важнейших секретов успеха семинара кроется как раз в умелом сочетании теории и практики.
Аудиторию разделите на несколько групп в зависимости от конкретной специализации участников семинара. Каждый должен получить на семинаре информацию, которая будет полезна лично ему и применима в работе. Несмотря на разные запросы аудитории, информацию можно и нужно подать таким образом, чтобы каждый вынес что-то для решения своих задач.
Все должно быть максимально доходчиво: так, чтобы даже начинающий смог сориентироваться в материале. Разумеется, такой подход не отменяет того, что эта информация должна быть полезна и опытным специалистам. Напротив, простой и доходчивый стиль изложения поможет также и им лучше усвоить новые знания.
При этом семинар должен не только давать новые полезные сведения, но и систематизировать уже имеющиеся у аудитории навыки. Это довольно существенный момент. Познания, разложенные по полочкам, работают гораздо лучше и эффективнее разрозненных навыков – человек учится использовать их не интуитивно, а осознанно. Систематизация позволяет не только увереннее пользоваться своими умениями, но и лучше понимать принципы и общий смысл своей работы.
Наконец, немаловажный вопрос – это объем материала. У каждого человека есть определенный порог восприятия, сверх которого новые знания будут усваиваться все хуже и хуже. Кроме того, любой семинар ограничен объективными временными рамками. Пытаться втиснуть в них больше материала, чем они могут в себя вместить, – дело неблагодарное. Программу семинара нужно составлять из того расчета, что вся озвученная информация должна быть усвоена по максимуму. А для этого нужно выделить время и на практические работы, и на возможные повторения уже озвученного.
Одним словом, нужно объективно оценивать имеющиеся возможности. Так, например, мне в свое время пришлось расширить свой семинар, который изначально был однодневным, до двух дней, так как вместить весь материал в имеющиеся временные рамки было уже невозможно. В настоящее время информации накопилось еще больше, так что ее уже трудно вместить даже в эти два дня. В связи с этим я принял решение разделить имеющийся материал по тематике на две части, и теперь буду проводить два отдельных семинара. Это позволит лучше усваивать информацию по каждой отдельной теме и, кроме того, распределить потоки слушателей, более заинтересованных прежде всего в каком-то одном тематическом направлении.
Разумеется, каждый конкретный случай индивидуален: невозможно досконально прописать какой-то единый алгоритм, дающий стопроцентную гарантию успеха. Но описанные принципы я считаю основополагающими применительно к своей работе. А в том, что они работают и приносят ощутимый результат, можно убедиться на основании многочисленных положительных откликов моих слушателей и того факта, что часто вслед за сотрудниками какой-то компании, посетившими мой семинар, нередко приходят и их коллеги.