Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


"За " и "против" Болонской системы (сайт 2edu.ru)

 

"За " и "против" Болонской системы (сайт 2edu.ru)

 

Владимир Правоторов

 

В чем преимущества двухуровневой системы образования?

Смысл двухуровневого образования состоит в том, что на первом уровне, в бакалавриате, студент получает фундаментальное общее образование, а затем решает, чем будет заниматься дальше. Если он не выходит на рынок труда, где уже может свободно ориентироваться, а продолжает образование, перед ним открывается широкий выбор. Магистратура дает возможность развития профессиональных знаний и навыков на базе бакалаврского образования, причем в самых разных направлениях.
У магистратуры может быть разное предназначение. Поэтому необходимо развивать разные типы магистерских программ. Первый тип – это академическая программа (иногда ее называют Master of Science). Она связана с более узкой специализацией в какой-либо области. Такая программа фактически ориентирована на подготовку научно-педагогических кадров – исследователей, преподавателей, способных идти по научной стезе (другой вопрос, что многие выпускники таких программ не всегда выбирают науку, хотя такая возможность у них точно есть). Типичный пример такой программы в ГУ-ВШЭ – "Математические методы анализа экономики" на факультете экономики.
Но есть и второй тип магистерских программ, которые в некоторых случаях называют Master of Arts. Здесь студентов, прежде всего, готовят к трудоустройству. Это не означает, что им читают только прикладные курсы, но в любом случае дают больше специальных практических навыков. И хотя учеба в университете никогда не заменит подготовку на рабочем месте, выпускники таких магистерских программ быстрее и легче адаптируются на рынке труда.
Магистратура в России изначально рассматривалась как элитное образование для лучших студентов, и в этом случае уместна была только узкая специализация. Но очень скоро, вступая в Болонский процесс, почти все вузы перейдут на схему "четыре плюс два". Магистратура постепенно станет массовой, а значит, она должна более явно реагировать на запросы рынка труда. А сегодня на рынке труда требуется все больше профессионалов с междисциплинарной подготовкой. В ГУ-ВШЭ не первый год разрабатываются проекты межфакультетских магистерских программ, и я полагаю, уже в 2008 году мы их откроем – например, мне представляется перспективным проект совместной программы факультета социологии и факультета государственного и муниципального управления. Еще одна не менее интересная идея – магистерская программа "Управление знаниями", которую собирается предложить факультет менеджмента ГУ-ВШЭ. Пока мы добиваемся того, чтобы реализация магистерских программ происходила хотя бы на межкафедральном уровне.

Каков будет вес дипломов бакалавра и магистра?

Формально бакалавриат является полноценным высшим образованием, но работодатели зачастую не считают его таковым и отдают предпочтение специалистам и магистрам хотя бы потому, что 5 и 6 лет больше, чем 4. Действительно, с арифметикой не поспоришь. В некоторых сферах - например юриспруденции – есть неписаные правила, не позволяющие брать бакалавров на определенные позиции. Кроме того, в случаях, где при приеме на работу строго соблюдаются формальные требования, например на госслужбе, бакалавры пока не имеют права занимать многие управленческие должности.

Что еще способна дать магистратура студентам?

В отличие от пятилетней подготовки, где в течение всего времени обучения практически невозможно сменить специальность (приходится разве что параллельно учиться на двух факультетах), схема "четыре плюс два" позволяет менять направления обучения. Можно четыре года поучиться в одном вузе, два – в другом, перейти с одного факультета на другой внутри одного университета.
Недавно я общался со студентками магистратуры факультета социологии ГУ-ВШЭ, которые окончили бакалавриат в нашем питерском филиале. Они очень довольны, что сменили место обучения. И вопрос не в том, где лучше учат – в Москве или в Питере. Просто теперь они учатся у других преподавателей, в другой академической среде. Каким бы замечательным ни был твой университет, грех не использовать возможность поучиться в другом. Не случайно принцип мобильности студентов лежит в основе всего Болонского процесса.

Кто будет преподавать в магистратуре?

Преподаватели не смогут ничему научить студентов магистратуры, если они не ведут исследования и – по некоторым направлениям – не занимаются практической деятельностью (консультирование, аналитика и проч.). Преподаватель должен быть в теме и в деле, то есть уметь не просто пересказывать учебник, а самостоятельно производить прикладные или теоретические знания.
Среди преподавателей нашей магистратуры немало тех, кого принято называть "практиками". Ведущие российские и международные корпорации открыли в ГУ-ВШЭ свои базовые кафедры, где работают их сотрудники. Они проводят мастер-классы и читают лекции, приглашают студентов для участия в проектах, кого-то из них потом нанимают на постоянной основе. Таким образом, академическая деятельность сочетается с практической работой. И студенты магистратуры хорошо понимают, что такое рынок труда и какие специалисты там нужны, ведь многие из них совмещают учебу с работой.

Насколько трудно поступить в магистратуру?

В большинстве вузов в магистратуре очень мало студентов. У нас же в этом году только на "бесплатные" места на первый курс магистратуры будет набрано 577 человек. Рано или поздно на федеральном уровне будут приняты решения о необходимости масштабной подготовки магистров в ведущих вузах, и к этому времени наши программы будут в значительной степени обкатаны.
ГУ-ВШЭ возникла в 1992 году как школа подготовки магистров. Я считаю, что одна из составляющих миссии нашего университета – привлекать в магистратуру выпускников других вузов, которые не в полной мере удовлетворены полученным образованием или хотят расширить свои знания. Другой вопрос, что в последние несколько лет мы не акцентировали на этом внимание, поскольку появились другие задачи, подросли свои выпускники бакалавриата. Теперь же мы считаем необходимым набирать больше студентов из других вузов, в том числе на "бесплатные" места.
В ближайшие годы будет расти спрос на двухлетнее магистерское образование в хороших вузах, и, развивая университет, мы не можем не учитывать эту тенденцию. Набирая студентов из других вузов, других регионов, ГУ-ВШЭ осваивает рынки, в том числе региональные. Кроме того, выпускники других вузов – это "свежая кровь". Если они учились в хорошем вузе, то принесут с собой определенные академические традиции и наверняка положительно повлияют на качество подготовки в ГУ-ВШЭ. Во всем мире развитие мобильности побуждает университеты постоянно повышать планку.

Какие требования Болонского соглашения для национальных систем образования трудно внедрить в России, а какие – легко?

Структурные изменения в системе образования, предусмотренные Болонским соглашением, внедрить несложно, и ведущие российские вузы уже это сделали или вполне могут сделать в течение ближайших лет. А вот содержательные элементы Болонского процесса, связанные с качеством образования, вызывают трудности. Процесс реформирования всей высшей школы, конечно, не ограничится ближайшими тремя годами.
Например, один из основных элементов Болонского процесса – переход к модульной системе обучения и к оценке при помощи кредитных (зачетных) единиц. И то и другое ввести несложно. В любом вузе можно присвоить каждому курсу определенное число кредитов, основываясь на трудоемкости или каких-то других показателях, и учесть это при конструировании учебного плана.
Вопрос только в том, зачем это нужно. В европейских университетах зачетные единицы являются инструментом построения индивидуальных учебных планов, в которых предусмотрены большие возможности выбора. Студент выбирает курсы из большого перечня и в результате должен набрать определенное число кредитов. Конечно, сохраняются и обязательные курсы, но свобода очень большая. Смысл кредитной системы на внутривузовском уровне в том, чтобы "обслуживать" эту свободу выбора.
Но даже в ведущих российских университетах есть и будут проблемы с расширением элективной части программ. Большинство коллег не готовы предоставить студентам широкую свободу – они искренне считают, что студент должен выполнить большую обязательную программу, что без этого он не станет настоящим профессионалом. Преподаватели также опасаются, что в ситуации выбора студенты пойдут по пути наименьшего сопротивления и предпочтут более легкие курсы. Пока даже в тех российских вузах, где вводится кредитная система, содержание программ в этом отношении не сильно меняется.
Двигаясь по болонскому пути, Высшая школа экономики сталкивается с теми же обстоятельствами, что и другие российские вузы. Но мы идем вместе с другими ведущими вузами чуть быстрее. В ближайшие годы наши студенты получат больше возможностей для выбора курсов в рамках университета и учебной программы. Смогут выбирать из большего спектра программ, переходить с одной программы на другую, менять направление обучения. Мы будем засчитывать курсы, прослушанные в зарубежных университетах, и количество студентов, продолжающих обучение в Европе, с каждым годом будет расти. Так что к 2010 году большинство наших студентов смогут воспользоваться возможностями, которые заложены в Болонском процессе, и многое для этого делается уже сегодня.

 
При перепечатке материала ссылка на проект EXAMEN компании Begin Group обязательна.

 

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

15 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Марк Твен

Тщательнее всего следует проверять правильность суждений, которые кажутся нам очевидными.

 

Сделать стартовой