Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Будущее за программами, предлагающими сплав менеджерских навыков и лидерства (сайт begin.ru)

Будущее за программами, предлагающими сплав менеджерских навыков и лидерства (сайт begin.ru)

 

Владимир Правоторов

 

Интервью с Александром Пасекуновым, международным бизнес-тренером, руководителем российского представительства тренинговой компании Wilson Learning.

Каковы основные тенденции в образовательных программах для руководителей?

По оценкам компании Wilson Learning, самые востребованные услуги сегодня связаны с обучением навыкам менеджмента. Чем более высокая позиция у человека, тем отчетливее он осознает необходимость точечных, грамотных инструментов управления компанией. До середины 1990-х годов во всем мире делался акцент на развитии лидерских качеств. Лидерство стало вытеснять конкретные управленческие навыки. А ведь это не одно и то же. Основной акцент в лидерстве делается на развитии мотивации, а само по себе лидерство напрямую конкретных бизнес-результатов не дает. Бизнес-результаты дает грамотный менеджмент. Только объединение и сочетание лидерства и менеджмента может привести к успеху.

Насколько применимы западные теории, методики и подходы к бизнес-образованию в России?

На основе анализа российской действительности я пытался сопоставить, насколько западные подходы в менеджменте применимы в российской практике. Я подготовил книгу «Искусство быть начальником», которая посвящена практическим аспектам менеджмента, то есть насколько приемы западного менеджмента работают здесь и что нужно делать, чтобы они работали лучше.

Например, вопрос делегирования. Это притча во языцех – все кому не лень говорят, что необходимо делегировать, разделять полномочия и т.д. В большинстве случаев об этом просто говорят, но никто ничего не делает. Кроме того, делегирование часто вызывает отторжение как у руководителей, так и у тех, кому делегируют. Это происходит потому, что зачастую под делегированием понимается следующая ситуация: «Мне как руководителю стало тяжело справляться со всем объемом работы. Я вижу, что Сидоров ничего не делает, пожалуй, я делегирую ему первое, второе, третье…» Это ни в коем случае не делегирование, это – перекладывание обязанностей на другие плечи. Делегирование к обязанностям имеет опосредованное отношение. Делегирование – это в первую очередь развитие подчиненных. Я делегирую не когда мне тяжело, а когда я вижу, что Сидоров вырос до такого уровня, что если я ему не предложу новое направление (участок работы), то он просто перегорит на месте. Я как его наставник просто обязан создать ему новую «траекторию полета».

Другой пример. В российской действительности управленческий термин «задача» воспринимается по-особому. Когда я прошу человека сформулировать что-то в виде приказа или в виде задачи, многие затрудняются найти разницу. Иногда они считают, что задача – это более вежливая форма приказа или более конкретная форма приказа. Это не так. Приказ и задача различаются своей направленностью. Приказ ориентирован на достижение какого-либо результата любой ценой. Во главе угла – результат. При задаче имеется в виду не только результат, но и включенность самого подчиненного. Например, надо как-то оформить, формализовать результаты исследования. Можно сказать подчиненному: «В течение недели ты должен оформить результаты исследования в виде статьи». Либо: «Вот как ты думаешь, чтобы результаты этих исследований не потерялись, что нам необходимо сделать?» Мы слушаем его ответы и подводим его самого к тому, что это надо сделать в форме статьи или в какой-то еще форме.

Часто мне возражают: «Да зачем это все? Зачем возиться, терять время, если можно просто сказать: оформи через неделю». Вопрос в том, что мы хотим. Если просто эти бумаги – используйте приказ. Если мы хотим включить мышление подчиненного, нужно ставить задачу.

Делегирование – это лидерские навыки или управленческие?

Делегирование лежит на стыке лидерства и менеджмента. Лидерство – это сильнейший козырь в руках управленца для мотивации персонала. А менеджмент проявляется в технологии осуществления делегирования. Многие наши руководители знают основную терминологию, но не всегда знают, как правильно делать.

Какие навыки сегодня необходимо развивать российским руководителям?

Есть много различных сфер в управлении, где возникают моменты, которые вообще не используются или очень мало используются сегодня в российских компаниях. Это вопросы нематериальной мотивации, обучения и развития подчиненных на рабочем месте, вопросы управления временем, как лучше проверить результаты исполнения, как создать команду.

Кстати, если говорить о командообразовании, то популярные сегодня веревочные курсы работают по следующей аналогии: если человек здоровый, то массаж ситуации не ухудшит, а если есть признаки болезни, то массаж не принесет никакой пользы, напротив, может только ухудшить ситуацию. Соответственно, если члены коллектива плохо коммуницируют друг с другом, если есть какие-то межличностные напряжения, то я очень сомневаюсь, что веревочный курс кардинальным образом изменит ситуацию. Здесь нужны куда более серьезные интервенции, возможно с приглашением третьей стороны.

Что сегодня более эффективно для российского менеджера – МВА или ряд краткосрочных тренингов?

Есть несколько вариантов решения этого вопроса, все зависит от конкретного человека. В целом же, тому, кто только начинает свою управленческую деятельность и хочет как можно скорее набраться и практических, и теоретических знаний, трудно придумать что-то лучше МВА. Если человек уже имеет практический опыт и у него уже неплохо получается, но есть необходимость в приобретении новых, более совершенных умений, то лучше всего будет структурированная система тренингов. И, наконец, если по итогам годовой оценки руководитель выделяет для подчиненного конкретные области, которые необходимо изменить или улучшить, то необходимо искать какие-то точечные тренинговые программы.

Как Вы оцениваете качество российских программ МВА?

У меня есть возможность сравнить то, что происходит и в России, и за рубежом. Наверное, по-настоящему российские программы МВА будут признаваться тогда, когда на них начнут массово поступать абитуриенты из разных стран. Это будет означать качественно новый уровень. Если же люди записываются, потому что им удобно вечером ездить сюда учиться, да и программа стоит недорого, то это пока только отдаленно напоминает МВА. К сожалению, за рубежом пока еще названия каких-либо российских бизнес-школ не звучат так часто, как хотелось бы.

Каким Вы видите ближайшее будущее образования для руководителей в России?

Я прогнозирую поворот к осознанию значимости человеческого фактора, мотивации персонала, грамотного управления персоналом. Западные компании давно к этому пришли, настала очередь российских. Наш рынок растет – за последние годы в разы увеличился объем предложений тренинговых и консалтинговых компаний. К сожалению, пока много «однодневок», но есть и флагманы, которые работают на рынке уже более 10 лет.





Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Магдалена Самозванец

Люди часто не знают, что делать с временем, но оно-то знает, что делать с людьми.

 

Сделать стартовой