Мало денег? Это болезнь (газета "Элитный персонал" №1 (539), 8 января 2008)
Мало денег? Это болезнь (газета "Элитный персонал" №1 (539), 8 января 2008)
Екатерина САВОСТЬЯНОВА
Никто не посмеет упрекнуть вас в отсутствии компетентности, трудолюбия или нехватке трудового энтузиазма. Вы работаете усерднее, чем большинство ваших коллег, с годами вы накопили поистине уникальный профессиональный опыт и охотно делитесь им. Лишь один пункт не дает вам вырваться в лидеры рейтинга блестящих профессионалов - финансовый. В силу неких причин, на протяжении всей своей карьеры вы всегда получаете немножко меньше других.
Публицист Барбара Стэннинг решила разобраться в причинах этого явления и пришла к выводу, что ничего загадочного тут нет. Просто вы больны. Да-да! По мнению мисс Стэннинг, имя этой болезни «хроническое недоплачивание». И именно борьбе с этим недугом посвящена ее книга «Как преодолеть недоплачивание».
«Хронические недополучатели» не обделены ни талантами, ни жизненными силами. Народ это, в большинстве своем умный, образованный, изобретательный, только вот жизнь их протекает по старинной поговорке – «от зарплаты до зарплаты».
Сразу оговоримся, что к недополучателям нельзя отнести убежденных альтруистов: тех, кто из идейных соображений выбрал в жизни стезю, приносящую больше моральных дивидендов, нежели финансовых (учителя, например, или соцработники). Хотите узнать, относитесь ли вы к данной категории и каким образом можно разорвать замкнутый круг? Барбра Стэннинг выявила 5 основных признаков людей, страдающих досадным недугом.
1. Недополучатели всегда просят за свои услуги меньше, чем они того стоят. Никто не обижает и не притесняет этих людей: они сами недооценивают свой труд, что находит самое непосредственное отражение в зарплатной ведомости. «Они отдают свои знания, время, навыки, опыт бесплатно или по бросовым ценам», - пишет Барбара.
Выход: Взгляните правде в глаза. Оцените без ложной скромности свою работу и сравните ее с работой окружающих. Если те, кто бежит с вами в профессиональной гонке «нос к носу», зарабатывает больше, вы и подавно имеете на это право.
2. Недополучатели не любят рисковать. Настоящий успех всегда сопряжен с известным риском – какую бы сферу деятельности вы для себя ни выбрали. Только риск этот – тщательно просчитанный. Успешные люди не боятся соглашаться на работу, для которой не чувствуют себя достаточно квалифицированными, переходить в компанию (пусть даже расположенную в другом городе), где пригодятся их таланты или где затеваются новые интересные проекты. А недополучатели стараются держаться в стороне от подобных вызовов судьбы. «Беда в том, что они боятся перемен», - пишет Стэннинг.
Выход: Покиньте свою уютную раковину. Психологи называют ее зоной комфорта. А лучше – расширьте ее рамки. «Не бойтесь выбрать неправильный путь, - настаивает автор. – Чаще всего, именно самый неудобный и опасный путь ведет к вершине».
3. Недополучатели не умеют концентрироваться. Они перескакивают с одного дела на другое, откладывают выполнение важных заданий, хватаются сразу за несколько заданий, отвлекаются и суетятся, уделяя слишком много внимания мелочам. Вся эта суматоха делает практически невозможным достижение финансовых целей, которые вы поставили перед собой.
Выход: Для начала убедиться, что у вас действительно есть эти цели. Если нет – четко определить их для себя. И с этого момента постоянно сверять с ними свою ежедневную деятельность.
4. Недополучатели не хотят углубляться в финансовые вопросы. Существует известная поговорка: «Деньги любят только тех, кто сам их любит». Возможно, все дело в том, что вы не любите деньги – искренне, по-настоящему. Недополучатели, как правило, имеют весьма смутное представление о своих расходах (а порой, и доходах). Они не рассчитывают бюджета семьи на месяц или год, не подсчитывают своих трат в истекший период и, естественно, не делают из этого никаких выводов. Как только речь заходит о финансах, они начинают скучать или нервничать, стремятся переменить тему, что полностью сводит на нет их способность совершать разумные финансовые выборы.
Выход: перестаньте перекладывать ответственность за свою финансовую жизнь на других и начните сами принимать решение. После нескольких поучительных проб и ошибок вы обязательно научитесь более разумно обращаться с деньгами.
5. Недополучатели ставят интересы других людей выше собственных. Что поделать: мир несправедлив, и лучшие из нас не всегда получают достойную материальную компенсацию за свои труды. Тот, кто получает меньше других, очень часто имеет похвальную привычку забывать о собственных нуждах ради помощи ближнему. Это весьма похвально, но также является одним из лучших способов испортить собственную карьеру.
Выход: Определить приоритеты. Попытаться найти разумный баланс между помощью другим и собственными интересами, научиться иногда действовать вопреки своим принципам – зато на благо собственных финансов. Если подобная установка вам претит, не меняйте ничего, оставайтесь таким, какой вы есть. А деньги – приложатся!
Электроды для лидера
Что делает человека лидером? Гены, правильное воспитание, жизненная ситуация? Профессор Университета штата Аризона Пьер Балтазар считает, что все дело – в электричестве.
В скором будущем доктор Балтазар намеревается открыть школу лидеров, а пока занимается сбором материала. Обследование в его лаборатории прошли уже 120 человек (50 светил науки местного масштаба, 20 студентов и 50 кадетов Военной академии Уэст-Пойнт). Профессор считает, что когда в его распоряжении будут данные 500 испытуемых, он сможет составить «карту мозга» лидера и выяснить, что происходит в головах людей, чье призвание - руководить другими.
Исследование состоит из двух частей: сканирования мозга методом электроэнцефалограммы и психологических тестов. Мистер Балтазар утверждает, что уже первые 50 сканирований дали ему возможность предположить, что ярко выраженные лидеры используют свой мозг иначе, чем прочие люди. Среди тех, к чьим черепным коробкам уже присоединяли электроды в лаборатории Балтазара – бывший ректор Аризонского университета, а также одноногий альпинист, недавно штурмовавший Эверест. Ученый надеется найти связь между результатами ЭЭГ и психологическими тестами и, составив «карту мозга», научиться делать из людей лидеров.
Доброе слово – источник дофамина
Пьер Балтазар – один из многих, кто заглядывает сегодня в святая святых человеческого организма в интересах бизнеса. Рост интереса к подобным исследованиям обусловлен как прорывом в области технологии, так и тем, что в последнее время мы гораздо больше узнали о том, как деятельность мозга влияет на характер, личность и поведение человека. Исследователи уже применяли данные неврологии в таких областях, как экономика, финансы, маркетинг. Скажем, ученые из Стенфордского университета и Массачусетского технологического института с помощью функционального магнитного резонанса (один из видов исследования мозга) пытались определить, какие части нашего мозга ответственны за выбор покупок. А в Институте Гэллопа не так давно завершено серьезное исследование механизмов действия похвал и поощрения. После целого ряда опытов и экспериментов ученые пришли к выводу, что похвала способствует выработке гормона дофамина, ответственного за чувство радости. Отныне менеджеры будут говорить подчиненным приятные слова не просто так, а руководствуясь данными науки.
Чем большее количество людей подключается к подобным исследованиям, тем труднее становится отделить науку от сенсации. Крупный невролог Майкл Газзанига, пионер по изучению разницы деятельности левого и правого полушарий мозга, говорит, что его исследование было в свое время слишком упрощено в угоду жаждущей быстрых результатов публике – а соответственно, и использовано неправильно. По ощущениям эксперта, такая же судьба грозит и нынешним научным проектам, призванным поставить неврологию на службу большому бизнесу.
Тренинги Балтазара
Проект мистера Балтазара – один из самых громких в этой области. Ведь он намерен не только составить «карту мозга». В планах профессора – «тренировка мозгов» будущих руководителей. Согласно его теории, если заставить мозг любого человека повторять ту же модель поведения, то он впоследствии непременно начнет проявлять лидерские задатки. Как заставить? С помощью все того же электричества. Только на сей раз электрические импульсы будут не записывать, а посылать в мозг желающих обрести власть. Со временем мыслительный аппарат научится действовать по нужному шаблону – и его обладатель сможет повелевать целыми народами.
Звучит немножко зловеще, не так ли? Успокоим читателя: большинство экспертов относятся к исследованиям Балтазара с большой долей скептицизма. Ведь до сих пор неясно: то ли мозг сложившегося лидера посылает определенные импульсы, то ли, наоборот, именно эти импульсы способствуют тому, что человек становится лидером.
Даже люди, принимающие непосредственное участие в проекте «тренировки мозгов», не склонны ждать от него сенсаций. Разработчик психологических тестов Дэвид Уолдман, в общем и целом поддерживающий идеи Балтазара, с сомнением говорит: «Способность к лидерству – вещь сложная, многофакторная, не всегда поддающаяся описанию. Разумеется, результаты наших исследований будут полезны для представителей бизнеса – но лишь в некоторых отношениях. Например, с их помощью менеджеры разных уровней могут научиться быть более внимательными к окружающим».
Впрочем, эту науку можно постичь и без электродов, сканирований и составления «карт мозга».