Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Белый верх, черный низ (сайт HRM.ru 25 сентября 2007)

Белый верх, черный низ (Кадровый менеджмент)

 

 

Татьяна Николаева
 

«Белый верх, черный низ, – начальница клиентской службы Российских железных дорог обращается к подчиненным, – и Настеньке передайте: никаких голых пупков!» Завтра грядет проверка. Начальственную даму понять можно: открытые пупки действительно не вписываются ни в один дресс-код, если конечно речь не идет о дресс-коде стрип-клуба. С другой стороны, что как ни рамки внешних «кодов» способно «запаковать» человека изнутри, лишив всяких шансов на энтузиазм потенциально инициативного сотрудника.

«Белая блуза, ежедневно свежая и выглаженная строгая юбка темно-синего цвета, алый шейный платок. Платок закалывается булавкой. Обувь – темно серого, коричневого, черного или бежевого цветов, закрытая, на невысоком каблуке, без ярких элементов. Прическа…» - выдержка из корпоративного кодекса одного из московских банков регламентирует внешний вид сотрудника, тщательно обобщая детали и прописывая «возможные» и «невозможные» варианты. Обязательны – корпоративная галстучная прищепка, фирменный шарф (шейный платок), указанное цветовое сочетание. Кодекс печется об имидже. Подобных ему документов сегодня придумано – не перечесть. В арсенале абсолютного большинства компаний сегодня имеется как минимум один, а иногда – 3-4 документа, «законодательно» регулирующий поведение и внешний вид сотрудников: от кончиков ногтей до глубин сердца.

По одежке

«Максимально допустимая длина маникюра сотрудницы зала…» - с таких слов начинается регламент, предписывающий операционисткам все того же московского банка идеальное состояние рук: удобный для службы и лепый для глаза маникюр. Инструкция детализирует: цвет лака – естественный, натуральный, либо отсутствие оного. Длина: не более 2 мм от края ногтевой пластины. Аккуратная обработка, само собой – чистота, отсутствие вызывающих украшений (стразы и т.д.)

Столь пристальное внимание руководства компании к пальцам, обслуживающего напрямую клиентов персонала, вполне объяснимо. Еще Антон Павлович Чехов сказал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В переложении на коммерческий лад очевидно: особо прекрасно должно быть в каждом сотруднике то, что непосредственно контактирует с внешней средой. Клиентами, контрагентами. Контактирует и – значит – может служить раздражающим либо напротив, «ласкающим», позитивным сигналом.

– Наши девушки нравятся посетителям, – немного фривольная формулировка Арсения Агеева, директора по персоналу самарской сети ресторанов «Майн-хофф», заключает на деле лишь уважительное отношение к холодновато-корректным, по-балетному прямым, гладко причесанным хостесс. – Такая строгость внушает клиентам доверие: они видят, что пришли в заведение «не просто так». Серьезность намерений, которую презентуют подчиненные Агееву девушки, – дело хорошее, однако не всем заведениям нужна и к лицу. Многие выбирают прямо противоположную стратегию. Например, известный московский ресторатор Аркадий Новиков в недавнем интервью журналу Vogue признался, что как-то уволил одну из официанток именно потому, что слишком была строга: держалась холодно и чопорно, а «ведь посетителю должно быть приятно. …Он не к доктору на прием пришел». Впрочем, «расслабленность» или «библиотечная строгость», – это всего лишь вариации. Две различающиеся тактики, каждая из которых – верна она или не верна – укладывается во все то же понятие: дресс-код. Рамки контроля.

– Корпоративные цвета и единообразный имидж – системообразующий элемент в построении общего дела – Светлана Готовченко, консультант и тим-билд-тренер, считает, что если люди одеты «как бог на душу положит», в рабочем пространстве команды возможен хаос. Все начинается с мелких деталей. Какое, казалось бы, отношение к делу имеет одежда? А вот. Разница в цвете, фактуре и форме; в стилях, дороговизне – все это вносит изначальную сумятицу. Как сумятицу вносят в процесс подготовки документов разбросанные по столу карандаши.

Чтобы эффективно работать, утверждает Готовченко, изначально в уме должен быть абсолютный порядок. Внешнее – следствие внутреннего, и с тем же успехом, наоборот. Для поддержания «мозгового» порядка необходимо первоначальное упорядочение среды. Все предельно понятно.

– Дресс-код, это не только порядок в одежде, но еще и способность определить себя «по корпоративному признаку». В конце концов, это просто удобно. Всякая «вольность» же способна в том числе спровоцировать или обострить «белый шум»: выраженные и невыраженные вербально противоречия в коллективе. Богатые vs бедные. Франты и кокетки vs серые мышки. Некрасивые vs красавцы. В такой ситуации обязательно найдется место зависти.

Готовченко подводит неутешительный для «вольнодумцев» итог:

– Конечно, есть вещи, которые вне зависимости от того, как одет человек, способны спровоцировать противоречия. Дорогой бриллиант на пальце начальницы (а хуже, если подчиненной). «Незаслуженно длинные» ноги глупой коллеги. Откровенное стремление «бантами и прищепками» удивлять. Все это способно вывести из равновесия эмоционально-зависимых от оценок коллег. Работодателя же, стремящегося причесать всех под одну гребенку, понять можно. Введение дресс-контроля потенциально возможные вопросы «встреч по одежке» априори снимаются.

Служебный роман

В отдельных, не столь, впрочем, редких случаях, компанейские инструкции идут дальше бантов и пряжек.

– В нашей компании контролируются, в том числе, личные отношения – Наталья Н., специалист депозитарного отдела одной из инвестиционных компаний рассказывает о служебном романе на условиях анонимности. – Одно время я встречалась со своим сотрудником, мужчиной из соседнего отдела, публично, однако, мы нашу связь вообще никак не проявляли. Романтические отношения между сотрудниками у нас категорически не приветствуются. Даже если речь идет о серьезном романе. Даже если о браке. Одному из влюбленных придется уволиться.

Регламенты, популярно объясняющие персоналу «как быть и с кем жить» отнюдь не новость в корпоративном мире. Подробность их, периодически зашкаливающая (отсылающая к американским аннотациям бытовых приборов из разряда «осторожно, микроволновая печь не подходит для сушки домашних животных») грань разумного, - вариативна. Однако, всякий раз столкновение с бумагой, выставляющей рамки, повод задуматься: а готовы ли вы их принимать? Почему? Какую смысловую нагрузку несет присутствующая в вашей реальности «свобода»? Что такого необыкновенного дает вам организация, за возможность участия в которой, вы готовы столь щедро – принципом «право имею» - заплатить.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Шарль де Голль

Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов.

 

Сделать стартовой