Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Без инженеров ( журнал Эксперт online, 17 июля 2008 )

Без инженеров ( журнал Эксперт online, 17 июля 2008 )

Немецкая экономика испытывает серьезный дефицит инженеров, а также программистов и математиков. Согласно исследованию, проведенному компанией Deutsche Bank Research, в настоящее время в Германии имеется 43 тысячи свободных позиций для инженеров, на которые невозможно найти претендентов.

Сергей Сумленный, собственный корреспондент журнала «Эксперт» во Франкфурте-на-Майне.

В будущем положение может только ухудшиться: уже сегодня на 10 инженеров, выходящих на пенсию, приходится лишь 9 инженеров, оканчивающих вуз. «Дефицит высококвалифицированных технических специалистов – это серьезная и долгосрочная проблема, угрожающая немецкой экономике», – сказал «Эксперту Online» автор исследования, экономист Deutsche Bank Research Томас Майер. Причина сокращения числа инженеров – в резкой потере интереса к этой специальности, наблюдавшейся в 90−е годы. Если в 1989 году специальность инженера, программиста или математика выбирал 41% поступающих в вузы немцев, то в 1997 году их доля упала до 31%. В последние два-три года последствия этого спада особенно отчетливо сказываются на немецкой экономике. Спрос на инженеров превосходит все мыслимые пределы: компании ищут инженеров в 14 раз чаще, чем юристов, и в 30 раз чаще, чем экономистов.

Спад интереса немецкой молодежи к техническим специальностям не единственная причина дефицита инженеров. По мнению главного экономиста Deutsche Bank Research Норберта Вальтера, значительная доля ответственности за дефицит инженеров лежит на принципах устройства немецкой экономики. «В Германии отсутствует культура повышения квалификации, – сказал «Эксперту Online» Норберт Вальтер. – Немецкая экономика страдает от структурных проблем, а их при нынешнем восприятии ситуации со стороны политиков и населения не так легко исправить. Для исправления понадобятся действительно драматические, очень болезненные события». Сложности с организацией переобучения инженеров накладываются на неспособность интенсифицировать труд работающих инженеров. До сих пор немецкая трудовая неделя остается одной из самых коротких в мире: ежегодно средний немец работает менее 1500 часов в год, в т. ч. благодаря исключительно длинным отпускам, что на 300 часов меньше, чем средний показатель по США, и на 900 часов меньше, чем средний показатель Южной Кореи. Увеличение рабочего времени существующих инженеров всего на 1 час в неделю дало бы эффект, сравнимый с наймом на полную ставку 20 тысяч инженеров. Однако такие шаги практически невозможны из-за чрезвычайно консервативного немецкого трудового законодательства. «Я не думаю, что для молодых людей было бы проблематично работать по 50 часов в неделю. Такая интенсивность труда не скажется ни на здоровье, ни на способности находить свободное время для встреч с друзьями. Однако политик, высказывающий такую идею, превращается чуть ли не во врага конституции», – с горечью констатирует Норберт Вальтер.

Сомнительно выглядит и идея интенсификации работы инженеров с помощью более активного задействования работы инженеров-женщин. «Женщины-инженеры действительно работают меньше мужчин-инженеров, – признает Томас Майер. – Однако надо учитывать, что женщины-инженеры обычно представляют строительные специальности, они работают в архитектурных бюро, а строительный сектор переживает в данное время в Германии спад. Так что низкая занятость женщин-инженеров объясняется этим спадом, и интенсифицировать их работу не представляется возможным». Резервы вывода безработных на рынок труда также давно исчерпаны. «Те сотрудники, которые были безработными несколько лет, уже вряд ли могут работать по специальности. А других безработных инженеров практически нет», – сказала «Эксперту Online» пресс-секретарь гессенской региональной дирекции федеральной службы занятости Германии Ангела Кёт.

В сложившейся ситуации многие политики видят выход для немецкой экономики в привлечении высококвалифицированных мигрантов. Но пока эта программа не может похвастаться успехами. Согласно данным министерства внутренних дел, в позапрошлом году ей воспользовались лишь 456 иностранцев, а в прошлом году по программе привлечения высококвалифицированных иностранцев в Германию приехало 466 человек. Это совершенно смешные цифры на фоне потребностей немецкой экономики. По мнению Томаса Майера, причина такого провала немецкой миграционной политики – в фундаментальном непонимании происходящего. «Миграция – это не кран, который можно произвольно открывать и закрывать», – сказал «Эксперту Online» Томас Майер. – Международный опыт говорит о том, что подавляющее большинство иностранцев, занимающих позиции квалифицированных технических специалистов, приезжают в страны еще студентами, получают специальность и только потом остаются работать. Этот подход нетипичен для Германии, рассчитывающей привлекать готовых специалистов. Однако проблема заключается в том, что относительная привлекательность Германии по сравнению с другими странами Запада для готовых квалифицированных специалистов достаточно низка».

По подсчетам Майера, 98% иностранных высококвалифицированных специалистов, работающих в США, приехали в страну еще в качестве студентов. Получив образование, эти мигранты добились временного разрешения на работу, и только затем – постоянного разрешения. Между тем эта модель, прекрасно работающая в США, имеет мало шансов для развития в Германии – в том числе потому, что образование в немецких вузах, в отличие от американских, практически бесплатно (лишь в некоторых федеральных землях образование стоит 500 евро в семестр), а стало быть, немецкие миграционные власти весьма негативно смотрят на иностранных студентов, подозревая в них желающих воспользоваться достижениями немецкой социальной экономики. Такие взгляды, оказывающиеся в конечном итоге губительными для немецкой экономики, вызывают сильнейшее раздражение Норберта Вальтера. «Немцы полагают, что они могут вести политику, при которой они делают только то, что выгодно им, и это же будут делать все остальные. Немцы полагают, что они могут приглашать рабочую силу на короткий срок, а потом, когда она больше не нужна, могут выставить этих людей за дверь – крайне наивное представление. Однако если вы занимаете откровенную позицию по вопросам миграции трудовых ресурсов, как, например, я – если вы говорите о том, какое количество страстно желающих получить образование иностранцев могла бы принять Германия – то вы начинаете получать письма, в которых вам сообщают, что вы не имеете права дышать немецким воздухом. В последний раз я получил такое письмо от одной монахини».

Тем не менее немецкое правительство продолжает делать ставку именно на привлечение готовых квалифицированных специалистов, а не на создание условий для обучения иностранцев с целью их последующего использования в экономике страны. Только вчера федеральное правительство снизило планку для выдачи бессрочных трудовых разрешений для иностранцев. Если ранее иностранец мог сразу же получить бессрочное разрешение на работу, если его немецкий работодатель платил ему более 84 тысяч евро в год (что в 3,5 раза превышает средний уровень немецкой зарплаты), то теперь иностранец может рассчитывать на немедленное получение бессрочной рабочей визы уже начиная с зарплаты в 63 тысячи евро в год.

По мнению Томаса Майера, такие меры не могут кардинальным образом переломить ситуацию. Единственным работающим механизмом нормализации числа технических специалистов может стать только естественный рост интереса к профессии инженера, вызванный повышением зарплат в отрасли. Уже сегодня зарплаты инженеров в Германии растут в среднем на 20% быстрее, чем зарплаты в других отраслях, что привлекает в технические вузы новых абитуриентов. Проблема заключается лишь в том, что в данном случае рынок получит новых специалистов не раньше чем через 5–6 лет. Пока новая волна молодежи, выбравшей сегодня профессию инженера, не выйдет на рынок, промышленность Германии будет вынуждена жить с дефицитом рабочей силы. Впрочем, некоторые компании готовы осуществлять планирование в области подготовки рабочей силы и на большие, чем 5–6 лет, сроки. Так, немецкий концерн Siemens выступил с инициативой приобщения детей к техническим знаниям еще в детском саду. Концерн, специализирующийся на коммуникационных, транспортных и медицинских технологиях, распространяет в детских садах Германии специальные игровые наборы стоимостью в 500 евро. Каждый такой набор содержит ряд игрушек, позволяющих производить простейшие технические эксперименты и должен, по мнению руководства концерна, приучать детей к мысли о том, что технические опыты могут быть интересными. Аналогичные программы осуществляются и другими немецкими концернами. Концерн ThyssenKrupp поддерживает работу летних лагерей для детей, посещающих младшие классы, – в таких лагерях детей знакомят с основами инженерного дела. Объединение металлургических компаний Sdwestmetall уже выделило более 1 млн евро на проект создания технологических уголков в 90 детских садах Германии. Еще 1,5 млн евро на подобные цели выделил фонд Telekomstiftung, финансируемый компанией Deutsche Telekom.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джон Харви-Джонс

Бизнес — это часто что-то вроде убийства люби детей, чтобы твои другие дети добились успеха.

 

Сделать стартовой