Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Психологический смысл кризиса

Психологический смысл кризиса

Скачать в архиве zip Психологический смысл кризиса

Не секрет, что успех управленческой деятельности в любом ее виде, и в особенности в антикризисном управлении, напрямую зависит от личных качеств управленца. В соответствии с этим принципом была построена программа психологического тестирования, включенная в краткосрочные "семинары по подготовке специалистов по антикризисному управлению". Эта программа была разработана на заре деятельности ФСФО России (тогда — ФУДНб) в 1993-94 гг. Руководил авторским коллективом психологов МГУ доктор психологических наук профессор Тахир Базаров.

Однако и сама по себе деятельность антикризисного управляющего оказывает довольно сильное влияние на личность самого антикризисного управляющего.

В качестве основных характеристик процесса антикризисного управления сами управленцы называли прежде всего многопрофильность управляющего, нестандартность складывающихся ситуаций, стрессогенность и цейтнот в режиме работы, ответственность и решительность, принципиальность и стремление к компромиссу, порядочность и умение соблюдать закон.

У большей части антикризисных управляющих такая деятельность составляет основную статью дохода, следовательно, можно говорить о полной, стопроцентной включенности профессионала в свою деятельность. Профессионал, погруженный в специфическую социальную среду со специфическими отношениями, будет стремиться действовать в соответствии с требованиями этой среды, при этом его личностные особенности с высокой долей вероятности также будут адаптироваться "под деятельность".

Какие же требования выдвигает антикризисное управление к профессионалу-управленцу?

Во-первых, это умение приспосабливаться к изменяющейся ситуации.

Сюда входит аспекты мыслительный (умение изменять какие-то принятые ранее решения в соответствии с изменениями ситуации) и эмоциональный (способ реакции на возможность таких изменений). Согласно результатам исследования особенностей личности антикризисного управляющего в начале карьеры и через несколько лет, у профессионального антикризисного управляющего вырабатывается специфическое отношение к изменяющейся, часто противоречивой информации — это одновременно философское отношение к действительности и понимание того, что и "эти изменения не последние", и "будут новые вводные", и "так и положено в такой профессии".

Во-вторых, это необходимость общения с разными людьми. Любой антикризисный управляющий в силу особенностей своей деятельности встречается с такими социальными позициями:

  • с кредиторами — их надо убедить в собственной значимости, в правильности своего плана работы с предприятием, в собственных умениях довести запланированное до конца;

  • с должниками предприятия — их надо убедить выплатить долги либо договориться другими способами;

  • с администрацией — в любом случае необходимо сохранять более или менее хорошие отношения — очень часто антикризисные управляющие вынуждены отдавать на баланс города или области объекты, относящиеся к социальной сфере;

  • с чиновниками различных рангов — представителями проверяющих органов, органов исполнительной власти и т.д. — слишком часто с ними приходится согласовывать то или иное мероприятие, особенно при работе на большом предприятии.

  • с персоналом предприятия, находящего в кризисном состоянии, — необходимо убеждать его в правильности намеченных преобразований, в необходимости перемен, наконец, завоевывать доверие к собственной личности;

  • с собственной командой — обычно проблемы возникают редко, но и они случаются, и в этом случае особенно важно распознать возможный конфликт в самом зародыше, с тем, чтобы не потерять ценного проверенного сотрудника.

Тем не менее, необходимость постоянного включения в разнообразное общение неизбежно способствует выработке таких качеств как самоконтроль и толерантность, проявляющихся в большей терпимости по отношению к разным людям и их профессиональным и личным взглядам.

Наконец, в подавляющем большинстве ситуаций антикризисный управляющий должен самостоятельно принимать ответственные решения, зная о возможной ответственности за их последствия. Эта необходимость способствует развитию таких личностных черт как решительность, а также ориентация на независимость в решениях.

Вышеуказанные личностные изменения проверены статистически.

Всему этому достаточно сложно научиться в процессе каких-либо тренингов, поскольку реальная жизнь намного шире. В реальной жизни зачастую возникают совершенно особые ситуации, характерные только для данного профессионала.

Такого рода личностные изменения характерны в той или иной степени для многих видов управленческой деятельности. Однако антикризисное управление характеризуется повышенной стрессогенностью, нехваткой времени, средств и прочих ресурсов, а также высокой значимостью принимаемых решений. Эти особенности профессии лишь усиливают воздействие данной деятельности на личность профессионала.

Опыт антикризисной деятельности обладает еще и тем достоинством, что по своему даже раннему опыту человек сможет сделать вывод о собственном профессиональном росте в данной сфере. Постоянные испытания могут либо надолго отвратить человека от желания занимать этой деятельностью, либо способствовать его профессиональному росту и обогащать бесценными навыками и знаниями багаж личного опыта антикризисного управляющего.

Самым трудным в своей профессии антикризисные управляющие, как правило, называют анализ ситуации, то есть умение правильно увидеть проблему, оценить имеющиеся ресурсы, выбрать верную антикризисную стратегию работы на предприятии. В качестве же пожеланий начинающему антикризисному управляющему наиболее частый ответ — обучение и опыт. То есть сами антикризисные управляющие в качестве основного тренинга для себя и коллег признают прежде всего личный опыт.

Проблема большинства существующих обучающих программ по антикризисному управлению — нехватка реального опыта действующих арбитражный управляющих, знаний о существующих реалиях и возможностях, о преимуществах и недостатках того или иного решения — то есть самого главного для успешной профессионализации — личного опыта. Для восполнения такого пробела в середине 90-х гг. была разработана игра "Стратегия и тактика антикризисного управления" (СТАУ), в которой на примере реального предприятия предлагалось попробовать себя в роли действующего антикризисного управляющего. Кроме того, у игроков была реальная возможность попробовать свои силы в качестве кредиторов, преследующих собственные интересы.

Опыт проведения данной игры показал, что для более содержательной работы, даже в таком специализированном действе, необходимо участие реально действующих антикризисных управляющих. Их участие позволяло другим участникам подтверждать или опровергать собственные, часто ошибочные представления о возможном развитии ситуации.

Конечно, игровые процедуры не могут в полной мере воспроизвести опыт антикризисного управления, хотя бы потому, что в реальной ситуации очень сильна личная вовлеченность действующих лиц в происходящие события. Тем не менее, в игровых процедурах такого рода имеется хорошая возможность хотя бы "на пальцах" отрепетировать те или иные решения и их последствия, отработать навыки командной и индивидуальной работы, получить внешнюю оценку собственных действий.

Если говорить о дальнейшем развитии обучающих программ, то в сфере антикризисного управления, скорее всего, будут востребованы те учебные процедуры, которые воспроизводят прежде всего эмоционально-личностную сторону антикризисного управления — личную заинтересованность, стрессогенность, цейтнот, необходимость ведения переговоров и индивидуальных выступлений, разрешения кадровых конфликтов и финансовых проблем.

Антикризисное управление в России развивается по своим собственным законам, и программам подготовки и переподготовки специалистов в данной области суждено пережить качественные изменения, если авторы их заинтересованы в соответствии учебных программ реальной действительности, с которой придется столкнуться действующим управленцам.

Михаил Кирсанов




Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Поль Бурже

Верить — значит отказываться понимать.

 

Сделать стартовой