Резервы активизации продаж
Резервы активизации продаж
Скачать в архиве
Резервы активизации продаж
Повысить прибыльность операций можно двумя способами: увеличением
продаж и сокращением издержек. Опыт показывает, что есть
возможность повысить эффективность текущих продаж, не прибегая к
масштабным инвестициям, связанным с выпуском нового продукта или
выходом на новые рынки. Другими словами, прежде чем предпринимать
радикальные действия, необходимо ответить на вопрос: "Насколько
хорошо мы делаем то, что делаем сегодня? " Что мы продаем?
Проанализировав портфель продукции или услуг, часто можно
обнаружить, что значительная доля валовой прибыли формируется за
счет небольшого числа продуктов, составляющих не более 20 - 30%
ассортимента компании. Значит, нужно оценить, имеет ли смысл
затрачивать усилия (ресурсы) на продвижение продуктов, которые не
обеспечивают значимого вклада в покрытие общих затрат компании. В
процессе анализа необходимо не только учитывать получаемые
компанией доход и прибыль, но и тщательно оценивать коммерческие
издержки, которые несет компания на операциях с низкоприбыльной
продукцией. Действия менеджмента должны быть направлены на
оптимизацию ассортимента с целью концентрации усилий на
стратегически перспективных, а также прибыльных продуктах и
услугах. Оптимизация ассортимента обычно приводит к росту продаж на
10 - 30%.
Кому мы продаем? Типичная ситуация: у компании более
сотни дилеров, агентов и дистрибьюторов, а 80% ее продаж приходится
на пять крупных оптовых покупателей. Сотрудники компании не в
состоянии уделять достаточно внимания этим ключевым покупателям,
так как ресурсы подразделений сбыта и сервиса заняты обслуживанием
сотен мелких потребителей. Концентрация усилий на ключевых
потребителях также может повысить продажи на 5 - 20%.
Где мы продаем? Дистрибьюторская сеть компании складывалась
стихийно, в некоторых регионах она присутствует и лидирует, а в
некоторых ее нет вообще. С высокой степенью вероятности можно
утверждать, что удастся обнаружить значительное количество регионов,
в которых потенциал спроса явно не соответствует объему операций
компании. Стоит определить наиболее привлекательные для бизнеса
компании регионы и сфокусировать на них свои усилия. Такие меры
позволят увеличить продажи на 10 - 50%.
Насколько оптимальны наши каналы
распределения? Управляемы ли каналы распределения? Имеет ли
руководство компании возможность получать адекватную информацию о
конечных потребителях и их предпочтениях? Насколько продумана
политика взаимодействия с партнерами: условия, взаимные
обязательства и ответственность? Имеет ли смысл работать через
партнеров или более эффективно организовать прямые продажи конечным
потребителям? По результатам анализа каналов распределения можно
будет провести необходимые изменения, которые позволят повысить
объемы продаж и сократить издержки на дистрибьюцию. Оптимизация
каналов распределения может повысить эффективность продаж до 30%.
Как наши потребители узнают о нас? Компания
может использовать все доступные каналы продвижения: прямые
продажи, почтовые рассылки, рекламу в прессе и ТВ, Интернет и т. п.
Эффективность каналов продвижения зависит от особенностей отрасли и
бизнес-модели компании. Необходимо оценить, какие каналы
продвижения позволяют наиболее эффективным образом достать целевых
потребителей. Оптимизация каналов продвижения поможет обеспечить
приток новых клиентов и лояльность существующих, что может привести
к приросту продаж до 20%.
Как мы определяем наши цены? Любимая нашими
соотечественниками стратегия - конкурировать за счет низких цен, не
имея для этого никаких объективных оснований (существенное
превосходство по издержкам, технологии, ноу-хау и т. п. ) , обычно
приводит к печальным результатам. Причем реальная цена, которую
получает компания от клиента, часто отличается от заявленной в
официальном прайс-листе на 40 - 50% в сторону уменьшения.
Необходимо проанализировать процесс ценообразования. Более
тщательная политика ценообразования, а также индивидуальный и
взвешенный подходы к клиентам, как правило, позволяют выявить
значительные резервы. Тем более что увеличение на 1% отпускной цены
может увеличить прибыль компании на 3 - 5%.
Как мы организованы? Стоит обратить внимание на то, чем заняты
сотрудники подразделений маркетинга и сбыта в течение рабочего дня.
После тщательного анализа может обнаружиться, например, что менеджер
по продажам затрачивает значительную часть времени на поиск адресов
потенциальных клиентов, административные вопросы, технические
проблемы с отправкой факсов и другие не основные функции. Следует
также обратить внимание на обеспеченность сотрудников компании
техническими средствами и информационными технологиями. Например,
системами CRM. В результате оптимизации процессов и структуры,
внедрения информационных технологий, а также создания эффективной
системы мотивации персонала компания может существенно повысить
отдачу от каждого вовлеченного в процессы маркетинга и продажи
сотрудника.
Александр Идрисов