Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Налоговое планирование: оптимизация налога на прибыль

Налоговое планирование: оптимизация налога на прибыль

Скачать в архиве zip Налоговое планирование

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как отложить уплату налога на прибыль

  • Чем рискует Генеральный Директор, создавая «буферную» фирму

  • Как получить выгоду, имея задолженность перед партнерами

  • Почему основные средства лучше покупать по частям

Сейчас компании заинтересованы в максимальном снижении налоговых платежей. Причем весьма популярные ранее незаконные способы (например, обналичка) отступают на задний план. Ведь в судах появляется все больше заведенных на Генеральных Директоров уголовных дел, связанных с незаконным уклонением от уплаты налогов. Однако законодательство позволяет снизить или отсрочить налоговые отчисления на легальных основаниях. Рассмотрим, какие у Вашей компании есть возможности по налогу на прибыль.

Способ 1. Установите в договоре особые условия перехода права собственности

Большинство компаний платит налог на прибыль по методу начисления. В этом случае облагаемая прибыль возникает сразу после перехода права собственности на товары от продавца к покупателю. Оплачены они или нет – не важно. Но такое положение вещей ставит Вашу компанию в довольно невыгодное положение. Ваша бухгалтерия должна будет начислить и заплатить в бюджет налог, несмотря на то что деньги от покупателя не поступили (а могут и вовсе не поступить). В результате из оборота отвлекаются значительные средства. Этого можно избежать. В договор купли-продажи нужно включить условие, в соответствии с которым право собственности на проданные товары переходит от Вашей компании к покупателю только после их оплаты. До этого момента они считаются собственностью фирмы-продавца. А значит, до момента оплаты товаров облагаемой прибыли у Вас не будет, она возникнет лишь после поступления денег от покупателя, следовательно, и налог будет уплачен за счет этих средств. Необходимое условие в договоре может, к примеру, звучать так: «Право собственности на товары, отгруженные продавцом в рамках настоящего договора, переходит к покупателю только после их оплаты последним. До этого момента товары находятся у покупателя на ответственном хранении».

Недостатки. Самый существенный недостаток данного способа возник вследствие письма Президиума ВАС РФ еще в 2005 году. Условия договора должны отражать «фактические отношения сторон и реальные финансово-экономические результаты их деятельности». Это означает, что Ваш покупатель, получив товар, не имеет права им распоряжаться до момента оплаты. Кроме того, он обязан физически отделить этот товар от других ценностей. Ваша же компания должна это проконтролировать. Почему нужно следить за этим? Дело в том, что при недобросовестных действиях покупателя (например, если он распорядился товаром до оплаты) отвечать придется продавцу, то есть Вам. В этой ситуации Ваша компания теряет право на отсрочку по уплате налога. Поэтому, заключая договор купли-продажи, Вам нужно как минимум создать видимость контроля за сохранностью товара. Для этого, во-первых, включите в договор пункт, обязывающий покупателя отделить товары от ценностей, которые ему принадлежат на основании права собственности, а также обеспечить их сохранность. Во-вторых, оформляйте совместно с покупателем акты инвентаризации отгруженных, но не оплаченных ценностей. Периодичность составления таких бумаг законодательство не регламентирует. На мой взгляд, делать это целесообразно в конце каждого отчетного периода по налогу на прибыль (месяца или квартала). Акт инвентаризации обоснует тот факт, что выручка от продажи ценностей, не оплаченных покупателем, не была отражена в налоговом учете.

Другой недостаток этого способа в том, что эти особые условия могут быть невыгодны Вашему партнеру. Ведь до оплаты полученного имущества он не сможет его продать или отгрузить другому покупателю, не нарушив условия договора. В этом случае можно вместо договора купли-продажи заключить договор комиссии или поручения. По нему Вы отдаете товар на реализацию. Результат будет похожим: Ваша фирма получит некоторую отсрочку уплаты налога на прибыль. Заплатите Вы его лишь после того, как Ваш контрагент (в данном случае он будет выступать в роли посредника) передаст право собственности на товар конечному покупателю. Причем посредник получит право распоряжаться поступившим имуществом сразу после его получения (см. также таблицу).

Способ 2. Создайте «буферную» фирму

Снизить налог Вам поможет создание компании с льготным режимом налогообложения (например, перешедшей на упрощенную систему). Напомню, что такие компании не платят налог на прибыль, НДС, ЕСН, налог на имущество. Если часть прибыли будет переведена на счета фирмы, перешедшей на упрощенную систему налогообложения (УСН), это позволит снизить налоги в рамках двух компаний (назовем это холдингом).

Расчетный пример

В отчетном году компания А, занятая розничной торговлей, продала товаров на 5,9 млн руб. (в том числе НДС – 900 тыс. руб.). Их себестоимость составила 2 млн руб. При покупке товаров фирма уплатила НДС поставщикам в сумме 360 тыс. руб.

Вариант 1. Компания А работает по обычной системе налогообложения. В этом случае сумма налога на прибыль составит 600 000 руб. (5 900 000 – 900 000 – 2 000 000) х 20%.

Вариант 2. Реализация товаров идет через фирму на УСН – компанию В (платит налог с выручки по ставке 6%). Товар ей был продан по цене 2,596 млн руб. (в том числе НДС – 396 тыс. руб.). В дальнейшем фирма перепродала товар за 5,9 млн руб. Сумма налога на прибыль, уплаченная компанией А, составит 40 000 руб. (2 596 000 – 396 000 – 2 000 000) х 20%. Фирма В заплатит лишь 6% с выручки. Сумма налога у нее будет равна 354 000 руб. (5 900 000 руб. х 6%). Таким образом, общая сумма платежей двух фирм составит 394 000 руб. (40 000 + 354 000). Это на 206 000 руб. (600 000 – 394 000) меньше, чем в первом варианте.

Недостатки. Подобная схема может привлечь внимание налоговиков. Они захотят доказать тот факт, что компания на УСН создана с единственной целью – уклонения от налогов. Если им это удастся, то не исключен вариант, что на Вас заведут уголовное дело. Это возможно, если налоги будут недоплачены в крупном или особо крупном размере. Чтобы оградить Вас от уголовного преследования, Вашему юристу нужно соблюсти ряд условий. Во-первых, у двух фирм должны быть разные и невзаимосвязанные учредители, а также руководители. Во-вторых, компания-«упрощенец» должна вести реальную хозяйственную деятельность и быть территориально обособленной от основной фирмы. Оговорюсь, что не все фирмы вправе использовать УСН. Категории компаний, которые не вправе перейти на него, перечислены в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Кроме того, УСН можно применять лишь до тех пор, пока доходы фирмы не превысят 15 млн руб. Эта сумма дополнительно корректируется (увеличивается) на индекс-дефлятор, ежегодно публикуемый Правительством РФ. Поэтому участник холдинга, работающий на УСН, должен постоянно контролировать свою выручку и другие доходные поступления, чтобы не превысить лимит. В-третьих, цены, по которым фирма получает товары от основной компании, не должны разительно отличаться от рыночных цен на такую же продукцию с аналогичными условиями поставки, например по количеству и срокам оплаты.

Как обосновать низкие цены

На основании ст. 40 НК РФ Вы вправе снижать цену в случае:

  • сезонных и иных колебаний потребительского спроса на товары (работы, услуги);

  • потери товарами качества или иных потребительских свойств;

  • истечения (приближения даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

  • продвижения на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

  • реализации опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

По материалам автора статьи

Способ 3. Не торопитесь выплачивать долги

Практически у любой компании есть дебиторская и кредиторская задолженности. Они не могут вечно числиться на балансе. После окончания срока исковой давности (он составляет три года) задолженности должны быть списаны. При этом суммы не погашенных Вашей компанией долгов придется включить во внереализационные доходы и заплатить с них налог на прибыль. Однако есть возможность подобные долги не списывать, а оставить до лучших времен. То есть Вы можете добиться того, чтобы срок исковой давности прервался и начал отсчитываться вновь. Для этого Вам нужно предпринять действия, которые свидетельствуют о том, что Вы признали свой долг. Их налоговики перечислили в письме УФНС по г. Москве от 17.04.2007 №20-12/036354. К ним, например, относят:

  • частичное погашение долга (на любую сумму);

  • уплату процентов (или пени) за просрочку;

  • обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;

  • оформление акта сверки задолженностей, то есть письменное признание их наличия;

  • соглашение о реструктуризации долга;

  • заявление о зачете взаимных требований.

После прерывания срока исковой давности он будет исчисляться заново. Причем время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывают.

Расчетный пример

В учете компании числится задолженность перед поставщиком в сумме 400 тыс. руб. Она возникла в 2006 году. Срок исковой давности по ней заканчивается в феврале 2009 года. Облагаемая прибыль компании за I квартал 2009 года составила 300 тыс. руб. (без учета задолженности).

Вариант 1. Компания списала задолженность в феврале 2009 года. Облагаемая прибыль фирмы составит 700 000 руб. (300 000 + 400 000). Сумма налога на прибыль за I квартал 2009 года будет равна 140 000 руб. (700 000 руб. х 20%).

Вариант 2. В январе 2009 года компания перечислила поставщику в погашение долга 5 тыс. руб. В результате срок исковой давности стал отсчитываться вновь. Он истекает лишь в январе 2012 года. В этой ситуации облагаемая прибыль компании (300 000 руб.) не изменится. Сумма налога на прибыль, которую надо будет перечислить в бюджет, составит 60 000 руб. (300 000 руб. х 20%).

Второй вариант связан с выходом Постановления Президиума ВАС РФ от 15.07.2008 №3596/08. В нем указано, что порядок списания долгов строго регламентирован правилами бухгалтерского учета (в налоговом учете они попросту не установлены). По бухгалтерским правилам, «…суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации». Как подчеркнул суд, если эти правила не соблюдены (по каким причинам – не важно), нет и оснований для списания долга. А значит, чтобы не списывать долги, достаточно нарушить правила учета (например, не выпустить соответствующий приказ).

Недостатки. Налоговики могут не согласиться с тем, как Вы прервали срок течения исковой давности. Однако, учитывая упомянутое постановление, они вряд ли выиграют спор в суде.

Способ 4. Покупайте имущество по частям

Основные средства (а это наиболее дорогостоящее имущество фирмы) должны амортизироваться. Это означает, что их стоимость будет включена в налоговые затраты фирмы в течение довольно долгого периода (в среднем от трех до пяти лет). Исключение составляют только те средства, стоимость единицы которых не превышает 20 тыс. руб. Расходы на покупку такого имущества списывают единовременно. В результате можно воспользоваться еще одним способом налоговой оптимизации. Так, один предмет может быть куплен по частям. Например, покупая компьютер, Вы можете приобрести отдельно системный блок и отдельно монитор. Их общая стоимость может и превысить установленный предел, но цена каждой из частей будет находиться в рамках двадцатитысячного лимита. Если каждую часть Вы учтете отдельно, то она может быть включена в расходы сразу (то есть без длительного процесса амортизации).

Недостатки. Такие действия Вашей компании могут привлечь внимание налоговой службы. Она может сослаться на определение основного средства и настаивать на том, что два подобных объекта (системный блок и монитор) должны быть учтены как одно основное средство. Но если у одного объекта есть несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный объект. Следовательно, применяя этот способ оптимизации, Вам нужно установить для системного блока и монитора разные сроки службы (например, с разницей в год). Ваша бухгалтерия вправе это сделать самостоятельно. Также лучше купить их у разных поставщиков или у одного, но с разрывом во времени, то есть с оформлением отдельных документов на каждый объект.

Владимир Верещака | Главный редактор.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

И. В. Гете

Средь малых действуя, мельчаешь. А среди больших и сам растешь.

 

Сделать стартовой