Мерки для баланса
Количество показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, исчисляется десятками, если не сотнями. Отслеживать весь этот набор трудно и, как выясняется, не так уж и нужно. Чтобы разобраться, какими ориентирами руководствуются российские компании в оценке своей деятельности, редакция журнала «Секрет фирмы» совместно с Ассоциацией менеджеров провела опрос финансовых директоров предприятий различных отраслей.
Цель совместного исследования заключалась в том, чтобы определить, какие оценочные коэффициенты наиболее важны для отечественных компаний и от чего зависит их выбор. Мы исходили из того, что все финансовые показатели делятся на несколько основных групп. Это операционные показатели по выручке, прибылям и затратам, показатели управления активами, а также показатели, характеризующие ликвидность, структуру капитала и способность предприятия обслуживать долг. Коэффициентов много, но это не означает их постоянное использование компаниями в своей работе. В первую очередь потому, что подсчет и анализ коэффициентов – сложная организационная процедура. Во-первых, компания должна четко представлять себе, что и как она хочет анализировать: общее финансовое состояние, производительность труда, ценовую политику и что-то еще, и с какой степенью оперативности. Очевидно: чем выше оперативность, тем проще должны быть расчеты. Сколько людей компания может «бросить» на эти расчеты и достаточно ли у них квалификации? Наконец, насколько хорошо поставлен процесс сбора, накопления и обработки информации? Чем хуже у компании обстоят дела с первичными данными, тем проще должна быть методика и тем меньше показателей реально удается мониторить.
Большинство наших респондентов сообщили, что на систематическую подготовку развернутых сводок у них нет ни времени, ни людей. Поэтому они предпочитают ориентироваться на несколько ключевых показателей, дающих наилучшее представление о бизнесе, зато контролируют их более или менее регулярно. Мы спросили менеджеров, как часто они оценивают те или иные финансовые коэффициенты: раз в год, квартал, месяц или же чаще. Оказалось, что около 70% наших респондентов отслеживают их с периодичностью от одного раза в месяц до одного раза в квартал. Четверть опрошенных компаний сообщили, что производят оценку своих финансов чаще одного раза в месяц.
А какие показатели считать самыми важными – прибыльность, выручку, качество управления активами или что-то другое –- зависит, прежде всего, от требований акционеров и от стратегии развития. Кроме того, наш опрос предприятий самых разных отраслей показал, что в каждой сфере используются свои комбинации ключевых показателей.
Воля собственника – закон
Называя факторы, определяющие выбор комбинации коэффициентов, респонденты были практически единодушны: решающую роль играют стратегия развития предприятия и требования акционеров (часто это одно и то же), а также отраслевая специфика и рыночная конъюнктура.
Как это выглядит на практике? Допустим, собственники предприятия собираются продать свой бизнес. Тогда на первый план выходят показатели капитализации. Значит, менеджменту предприятия нужно в первую очередь приводить в порядок активы и сворачивать инвестиционные программы.
Или другая ситуация: акционеры заинтересованы в максимальном росте операционной доходности и сокращении текущих издержек. В этом случае во главу угла ставятся показатели прибыльности.
Наконец, когда компания нацелена на увеличение доли на рынке, менеджмент в первую очередь форсирует продажи, обычно в ущерб оборачиваемости дебиторской задолженности и текущей прибыльности. Наибольшее значение при этом имеют показатели по продажам и маркетинговым бюджетам.
Сергей Сапотницкий, заместитель директора по финансам компании «Донской табак»: «Сейчас наша компания занимается строительством нового завода, и это наша ключевая задача на ближайшие два года. Поэтому для „Донского табака” главным критерием является прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизационных отчислений EBITDA, которая показывает, сколько средств у нас остается для инвестиционной деятельности. Также мы тщательно следим за показателями обслуживания долга и структуры капитала, потому что строительство нового завода финансируется как собственными средствами, так и займами: кредитами и облигационным займом, который мы разместили в позапрошлом году».
Станислав Митрофанов, финансовый директор компании мобильной связи «Билайн-Самара» считает, что набор коэффициентов меняется в зависимости от этапа развития компании: «На начальной стадии для нас главным ориентиром являлась отдача от капиталовложений, а доходность была не столь важна. Но когда компания достигла зрелости, на передний план вышли доходность, структура капитала и рентабельность активов (отдача на заемные и собственные средства, на акционерный капитал). На приоритетность коэффициентов влияет и состояние рынка, на котором мы работаем. Сейчас, например, рынок услуг мобильной связи в нашем регионе переживает период насыщения, поэтому самым важным является анализ выручки. Когда рынок услуг насытится, мы сделаем упор на внедрение дополнительных услуг и соответствующий анализ эффективности затрат, отношения текущих доходов к затратам».
Отраслевые особенности
По сводным данным нашего опроса, наиболее популярными являются различные показатели для оценки абсолютной и относительной прибыли, выручки, а также показатели, характеризующие соотношение заемных и собственных средств и абсолютную ликвидность. Но это усредненный «джентльменский набор», который не учитывает различия между компаниями по размеру, отраслевой принадлежности и истории развития. Тогда как именно отраслевые и индивидуальные особенности предприятий и определяют сегодня то, какой набор стандартных показателей использует компания.
Олег Кудрявцев, финансовый директор компании «Мир»: «В торговле на первом плане находятся оборачиваемость товарных запасов и рентабельность продаж. Кроме того, в таких торговых сетях, как наша, всегда высока доля заимствований, поэтому приоритетными для „Мира” являются также коэффициенты срочной ликвидности и рентабельности собственного капитала. Наиболее часто наши менеджеры смотрят сводки по объемам продаж и по продажам на одного сотрудника, чтобы оценить эффективность работы персонала. Показатели ликвидности и оборачиваемости мы контролируем ежемесячно, однако лишней аналитической работы все же стараемся не делать. Компания живет по планам, в которых обозначены ориентировочные значения по ликвидности, оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности и нескольким другим основным параметрам. Если реальная динамика не отстает от плана, нет никакой необходимости постоянно следить за показателями. Но когда мы выбиваемся из плана, то садимся и оперативно анализируем причины этих отклонений. Что же касается специфических коэффициентов, то мы используем, например, объем продаж на квадратный метр торговых площадей и на одного сотрудника и так называемый „средний чек”, то есть средний размер покупки».
Сергей Сапотницкий: «Специфика табачного производства заключается в том, что цены на табачные изделия в последние два года практически не менялись. И если, скажем, для машиностроителей контроль себестоимости – задача номер один, то для нас она второстепенна. Мы следим лишь за отклонениями текущей себестоимости от прежнего уровня. На мой взгляд, более важный для табачных производителей коэффициент – это рентабельность продаж на единицу продукции, и ее мы контролируем постоянно».
В числе специфических критериев, характерных для отрасли мобильной связи, Станислав Митрофанов называет средний счет абонента, стоимость привлечения абонента и среднюю цену минуты.
Руслан Гареев, вице-президент по финансам компании «Евросеть»: «Для нашей компании очень важно оценивать доходность торговых точек, которых у нас насчитывается уже 1266. Специфика заключается в том, чтобы правильно разнести расходы центрального аппарата на каждый пункт продаж. Одни затраты приходится разносить пропорционально выручке компании, другие – по числу сотрудников. Словом, процедура сложная. Ежедневно мы рассчитываем остатки денежных средств и расходы за день и контролируем движение денежных средств в двенадцати наших филиалах в разных регионах страны. Прибыльность продаж и оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности мы отслеживаем еженедельно. У „Евросети” самый мощный дистрибуторский канал, товар, который пропускается через этот канал, полностью заемный, объемы поставок огромные, поэтому соотношение заемных и собственных средств мы контролируем практически ежедневно».
Срочность или точность
Сколько показателей нужно взять для исчерпывающего финансового анализа, нужны ли нестандартные метрики, каждое предприятие решает по своему усмотрению (обязательные статьи бухгалтерского баланса и отчетность по прибылям и убыткам не в счет). Количество показателей зависит от стиля корпоративного управления, предпочтений руководства, а также от того, как в компании поставлен сбор первичных данных.
Станислав Митрофанов: «„Билайн-Самара” использует несколько десятков финансовых коэффициентов, которые являются частью общей корпоративной системы сбалансированных показателей оценки эффективности, охватывающей все шесть дирекций предприятия. Современные управленческие тенденции как раз и заключаются в том, что нужно оценивать деятельность таких подразделений, которые, как считалось раньше, вроде бы не влияют на общее финансовое состояние, например технической, административной или кадровой службы».
А Олег Кудрявцев полагает, что следует ограничиться лишь действительно необходимыми метриками: «Можно, конечно, придумать много разных показателей, особой хитрости тут нет. Самое трудное заключается в том, чтобы правильно ими пользоваться».
Руслан Гареев же уверен, что нужно искать компромисс между полнотой финансового анализа и оперативностью: «Раньше я считал, что основная цель финансового анализа – это точность, но когда пришел на работу в „Евросеть”, понял, что иногда приходится жертвовать абсолютной точностью ради оперативности. Ведь результаты, не полученные вовремя, уже не так ценны».
Петрова Юлиана