Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Как выжать себя до сухого остатка

Во время подбора кандидатов на некоторые вакансии кадровикам приходится рассматривать сотни резюме. «У нас есть своя база данных, которая каждый день пополняется десятками новых документов, – рассказывает директор управления по работе с персоналом «Велес Капитала» Марина Миронова. – Конечно, чем выше должность, тем меньше потенциальных соискателей. При первичном запросе на начальные или средние позиции база выдает до тысячи резюме. После детализации параметров остается несколько сотен, мы отбираем 20–30 наиболее подходящих и только 10–15 человек приглашаем на собеседование». При массовом подборе все документы рассматриваются, что называется, по диагонали, более того, грубую сортировку обычно доверяют компьютеру. Поэтому резюме – это не самый удачный объект для творческих изысканий, подчеркивают кадровики, его нужно писать простым и понятным языком. Побольше профессиональных штампов, или, как это принято называть, ключевых слов. «Нужно подумать, какие из широко употребляемых выражений относятся к вашей специальности, – объясняет директор «Лайт Рекрутмента» Нана Матецкая. – Это могут быть и такие общие понятия, как бюджетирование, управленческий учет, аудиторские проверки и более конкретные: внедрение SАР, наличие АССА, СРА, владение 1С 8.0. Базы данных обычно кодифицированы, и по каждому из этих критериев можно найти кандидата».

Для облегчения труда кадровикам и увеличения шансов попасть на собеседование желательно уложиться в одну страницу. «Человеку с опытом работы трудно уместить всю информацию на страницу, поэтому удобно иметь два резюме – короткое и развернутое, – советует руководитель отдела «Финансы и банки» компании «3Р Рекрутмент» Елена Губанова. – Если меня заинтересует краткое описание, но мне не будет хватать информации, я обязательно попрошу полную версию и тогда внимательно прочту и пять, и семь страниц».

Место для ярлычков. После имени, даты рождения и контактов принято писать об образовании. Упоминаются значительные вехи этого пути: окончание вуза, присуждение ученой степени, МВА. Профессиональные сертификаты: бухгалтера, аттестат аудитора, АССА, СРА, CIMA. Особое значение они имеют для аудитора. «Нас всегда заинтересует кандидат с опытом проверки международной отчетности, подтвержденным сертификатами АССА, СРА. При этом наличие отечественного аттестата желательно, но не обязательно: мы осознаем, что получить этот документ сейчас сложно и даже профессионалы не могут сдать соответствующий экзамен, – говорят в одной крупной российской аудиторской компании. – Но однозначно негативно относимся к тем, кто преувеличивает свои заслуги и пишет, что имеет международную квалификацию, пройдя всего одну-две ступени обучения».

В лаконичном резюме нет смысла перечислять «посещенные» семинары и тренинги. Не стоит писать и о многочисленных высших образованиях, например о первом искусствоведческом, если после него было два экономических. «Дополнительные курсы только приветствуются при оценке кандидата, но слишком большое количество «образований» в различных областях может говорить о том, что человек не нашел себя, не успел стать профессионалом ни в одной сфере деятельности», – комментирует директор по управлению персоналом российского подразделения Cetelem Нина Гришкова.

Послужной список. Основной блок – это трудовой опыт: хороший и грамотно описанный профессиональный багаж затмевает любые квалификации и степени. Принято перечислять места работы за последние 10–12 лет. При этом наиболее внимательно работодатель рассматривает предыдущее место работы. Не нужно рассчитывать, что название компании, даже весьма известное, многое скажет само за себя. «Некоторые профессионалы грешат минимализмом, указывая только организацию и должность. Или пишут: «Выполнял стандартные функциональные обязанности», а этого совершенно недостаточно, – объясняет начальник управления по работе с персоналом Русского международного банка Юрий Розанов. – Ведь нас интересует не громкое название должности, а обязанности, которые могут быть совершенно разными». Другая крайность – излишняя подробность в перечислении профессиональных навыков. Зачастую такой «тщательный» подход свидетельствует о лукавстве кандидата и его склонности приписывать себе лишние заслуги. «Удивительно читать, когда перечислено все до мелочей: «проведение переговоров» и «привлечение крупных клиентов» смешаны с «подготовкой презентаций» и «“холодными” звонками», – сетует Марина Миронова. – Среди этой мишуры мы выискиваем нужный нам функционал. А на собеседовании оказывается, что под привлечением крупных клиентов подразумевался как раз тот самый обзвон по телефону».

Резюме не может быть универсальным, убеждены эксперты. С другой стороны, это не художественный пересказ трудовой деятельности, и не стоит запихивать в него все когда-либо выполняемые действия, а тем более, приписывать что-то. Претендовать нужно на конкретную должность и соответствующим образом выбирать факты из профессиональной биографии. Опыт работы на каждой новой позиции описывается 4-5 ключевыми обязанностями. Также работодателю интересно узнать, в каких обстоятельствах вы работали: участвовали ли в реструктуризации предприятия, в выводе его на IPO. «Желательно уточнить, каких количественных результатов достиг проект при вашем участии, например, как выросли продажи, насколько увеличилась капитализация», – рекомендует консультант Transearch Елена Злыгостева.

Богатство внутреннего мира. В резюме принято давать характеристику своей личности. Соискатели, изучившие десятки резюме в интернете и усвоившие правила игры, поголовно оказываются «целеустремленными, коммуникабельными, обучаемыми»: по стране кочует 8–10 определений успешного человека. «И все же без этих слов не обойтись, – говорит Нана Матецкая. – Ведь и работодатели, как следует из описания вакансий, ищут все тех же «коммуникабельных, ответственных, ориентированных на результат». Важно понимать, что за все «красивые» слова придется отвечать на собеседовании». Опрошенные «Ф.» работодатели обращают внимание на соответствующий пункт резюме. «Смотрим, какие качества «выбрал» человек, как он расставил приоритеты, – рассказывает Марина Миронова. – Допустим, если на должность финансового аналитика претендует «коммуникабельная» девушка с «презентабельной» внешностью, можно предположить, что уход за этой внешностью она ставит во главу угла, а ведь в ее профессии эти качества не ключевые». Не стоит провоцировать работодателя на преждевременные выводы. Например, не рекомендуется писать о своем остроумии. Этот пункт неизбежно вызовет массу вопросов на собеседовании, самым безобидным из которых будет: «А с чего вы взяли, что умеете шутить?» «Почти всегда понятно, что перечисленные характеристики были скопированы в резюме из какого-то шаблона, – делится опытом Светлана Карпухина. – По всей видимости, люди, написавшие о целеустремленности, должны ставить перед собой какую-то цель. Зачастую же они не отвечают на простые вопросы: почему вы меняете работу, до какой карьерной ступени хотите дойти, с какой должности желаете уйти на пенсию?»

Вышивание крестиком. Профессиональные рекрутеры и кадровики предприятий по-разному относятся к тому, что кандидат рассказывает о своих увлечениях. Первые считают этот пункт необязательным. «Меня удивляют люди, отправляющие в агентства информацию о том, что любят играть в теннис, вышивать или вязать, – комментирует Елена Губанова. – Хобби не имеют отношения к профессии и не играют роли при массовом подборе. Да и сами работодатели никогда не выдвигают такого рода требований к специалисту». В то же время представители компаний утверждают: при знакомстве с резюме уже отобранных кандидатов эта графа внимательно изучается. «Раздел не является определяющим для приглашения соискателя на собеседование, но он полезен, – объясняет Нина Гришкова. – Увлечения могут дать предварительную информацию о психотипе кандидата, тех качествах, которым он придает наибольшее значение. Например, если человек увлекается экстремальными видами спорта (сноубордом, прыжками с парашютом, автомобильными гонками), можно предположить, что он имеет активную жизненную позицию. В зависимости от требований к кандидату это может быть как положительной, так и отрицательной характеристикой». Нужно понимать, что увлечение раллийным спортом – это вовсе не покупка круглосуточного спортивного канала. Чтение книг, просмотр художественных фильмов – не самые показательные хобби, считают кадровики.

Дышите, не дышите. О чем не следует писать? Опытные составители резюме и посетители собеседований могут скрыть все что угодно, утверждают рекрутеры. В практике одного кадрового агентства был случай, когда идеальный кандидат на должность главного бухгалтера оказалась мошенницей, уволенной при очень неприятных обстоятельствах. В то же время работодатели осознают: скандал на предыдущем месте работы может случиться и не по вине сотрудника. Поэтому о конфликтах в резюме писать не принято. «В ходе собеседования на вопрос о причинах увольнения лучше ответить прямо, максимально смягчив формулировки: с сожалением рассказать о возникшем недопонимании и упомянуть о своей признательности к бывшему работодателю, – говорит Елена Злыгостева. – В такой ситуации важно быть первым, кто расскажет о произошедшем».

Безболезненно можно скрыть промежуточные места работы: даже если кассирский опыт в пиццерии и зафиксирован в вашей трудовой книжке, о нем лучше не упоминать. Если двухгодичной работе в банке предшествовали четыре, никак не связанных с банковской деятельностью места, объедините их словосочетанием «различные учреждения», уточнив полезный для нового места функционал. Вообще же, записи в трудовой книжке, особенно свежие и относящиеся к профилю вашей работы, скрывать не рекомендуют, даже три месяца испытательного срока. «Длинный перечень работодателей настораживает: если человек за шесть лет сменил пять компаний, то можно подумать, что от «перемены мест меняется только сумма» и его прежде всего интересуют деньги, – рассуждает Юрий Розанов. – Однако худшее впечатление производит попытка что-то скрыть. Все понимают, что в жизни случается всякое, поэтому на собеседовании от специалиста всего лишь ждут объяснений».

Даже самое лучшее резюме портят орфографические ошибки и фразы вроде «немного пишу по-английски в связи с самообразованием». Кстати, не стоит преувеличивать свое знание иностранных языков. И, наконец, намереваясь занять менеджерскую позицию в финансовом отделе, нужно завести себе электронный почтовый ящик с серьезным названием: многие работодатели следят за тем, чтобы на руководящие должности не попали специалисты с адресами «котенок.45» или «улыбашка.38».

НЮАНСЫ: Когда нечего писать

Что может написать вчерашний студент, который вроде бы нигде и не работал. Считается, что выпускникам некоторых учебных заведений достаточно указать имя альма-матер: компании традиционно благоволят профильным московским вузам. Среди лидеров – Экономфак МГУ, Финансовая и Плехановская академии. Ценится хорошее техническое и юридическое образование. Говоря об учебе, необходимо указать тему диплома, перечислить названия курсовых работ, места прохождения практики. Упомянуть об участии в конференциях, если темы докладов имеют отношение к будущему делу, акцентировать внимание на знании иностранного языка. Написать о спортивных достижениях, серьезном увлечении музыкой, фотографией и т. д. «Очень хорошее впечатление производит активное участие в общественной жизни, – утверждают в «Лайт Рекрутменте». – В нашей практике был случай, когда парень, окончивший экономический вуз, был принят на должность аналитика. Конечно, он успешно прошел все тесты, показал себя на собеседовании, но работодателей покорило, что кандидат возглавлял в своем вузе студенческий театр».

НОВШЕСТВО: Вам письмо

В последнее время стало модно отправлять резюме вместе с сопроводительным письмом. Предполагается, что короткое резюме может быть удачно дополнено небольшим (не более страницы) и емким личным обращением к работодателю. В письме можно подчеркнуть навыки, качества и способности, которые, по вашему мнению, будут особо интересны компании. Обосновать причину ухода с прежнего места работы. Отметить собственные достижения, описав наиболее яркие моменты профессиональной биографии, показав результативность своего труда. Возможно, рискнуть и предложить конкретные управленческие, технологические решения. Письмо может быть смелым, ярким, интересным и не должно быть формальным и скучным. Бессмысленно списывать его с шаблона: ведь, прежде всего, письмо – свидетельство вашей индивидуальности, дополняющее сухой текст резюме. Общие требования: оно должно быть напечатано на хорошей бумаге формата А4, адресовано конкретному представителю компании, написано по-деловому без стилистических изысков. В конце документа необходимо поставить число и подпись. Отдельно от резюме письмо посылать нельзя.



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Альберт Эйнштейн

Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.

 

Сделать стартовой