Рынок труда и рынок «лимонов»
«Лимоном» в США называют подержанный автомобиль. При его покупке покупатель должен проявлять особое внимание. С другой стороны, продавец знает о своей машине абсолютно все. Такие рынки называют рынками с асимметричной информацией.
Джордж Акерлоф в работе «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» в 1970 году исследовал именно такие рынки. Позже эта работа была отмечена Нобелевской премией по экономике. Главный вывод этой работы: требуются специальные, часто дорогостоящие меры, чтобы рынки «лимонов» функционировали эффективно. Ведь если ничего не предпринимать, продавец за среднюю рыночную цену будет стараться продать машину похуже, а владельцы машин лучше среднего будут придерживать их, не в силах доказать качество. Таким образом на рынке останутся в основном продавцы с худшими машинами. А продавцы лучших машин не смогут продать их за адекватную цену. Конечно, меры принимаются: предпродажный осмотр, гарантия на несколько месяцев для выявления дефектов делают свое дело. Но все эти меры стоят денег и создают «трение» на рынке.
Другими примерами рынка «лимонов» являютя рынки страховок, акций малоизвестных компаний или совершенно новых товаров. Рынок тренингов, кстати, тоже является классическим рынком «Лимонов». Но самым большим и жизненно важным рынком с асимметричной информацией является рынок труда. Что знает покупатель (Работодатель) о кандидате на работу? В самом лучшем случае как он трудился в молодости и как умеет хвалить себя сейчас! Что будет на новом месте – неизвестно. А вот сколько денег будет выплачиваться каждый месяц, известно, как правило, хорошо. Продавец же (кандидат на работу) знает о себе на порядок больше покупателя.
Рынок труда не всегда был таким кислым. Еще сто лет назад и три тысячи лет назад все было гораздо яснее. Перенес десять тонн камней или вспахал гектар, выточил сто деталей – все в порядке, получи миску еды или 5 долларов в день. А сейчас? Думал над брэндом месяц, программировал новый софт, улыбался покупателем месяц и что? Где результат? Результата нет, потому что товар плохой, место непроходное или улыбался криво? А может до открытия нового гениального брэнда осталось всего три дня? А способен ли этот программист вообще делать хоть что-то нестандартное?
Вопросов больше, чем ответов! Труд в основном стал умственным и измерить его количество и качество стало очень трудно.И получение каждого ответа стоит больших денег, нервов и времени. Решение этих вопросов зависит от ответов на два главных для сотрудника вопроса: Хочу ли Я? Могу ли Я? Ответ на первый вопрос находится в системе мотивации. Но никакая мотивация не сподвигнет сотрудника совершить невозможное. Поэтому первый вопрос на рынке труда: Что сможет сотрудник?
В соответствии с теорией в любой момент времени на рынке труда в основном присутствуют продавцы труда «ниже среднего». Они вынуждены искать новую работу, так как на старой их уже «раскусили». Каким образом выделиться на их фоне человеку с качествами выше среднего??? Поэтому лучшие сотрудники так часто работают за среднюю зарплату. А Фирмы, готовые очень хорошо заплатить за качество, переплачивают середнячку. Таким образом, вопрос предварительного отбора на рынке труда еще важней, чем осмотр в мастерской подержанного автомобиля! Многие Работодатели готовы заплатить в полтора раза дороже сотруднику, который в два раза лучше может работать, но как таких выделить?
Рынок постепенно формирует ответы на этот ключевой вопрос. Одним из таких ответов является метод подбора сотрудников, разработанный в нашей компании «Бизнес Класс». Познакомиться ближе с этим методом можно на наших тренингах, клубах или запросив информацию по электронной почте – info@classs.ru
Автор: Борис Польгейм