Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Какие мировые и российские отрасли выиграют от кризиса

Какие мировые и российские отрасли выиграют от кризиса

Скачать в архиве zip Какие мировые и российские отрасли выиграют от кризиса

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Выпуск какого товара может обеспечить технологический прорыв

  • Какие российские компании смогут заработать в период экономического спада и какие отрасли окажутся в убытке

  • На каких отраслях девальвация рубля скажется положительно

Какие отрасли экономики в результате кризиса поднимутся, а какие опустятся? Что будет привлекательным с точки зрения инвестиций? От каких активов лучше начать избавляться? Рассмотрю эти вопросы как в мировом масштабе, так и применительно к России.

Произойдет ли рождение новой мировой экономики

Нынешний экономический кризис завершает период практически непрерывного роста экономики США, который продолжался около четверти века. За это время существенно прибавили в весе экономики стран Западной Европы, родилась на свет китайская экономика. Но за этот же период мировая экономика накопила массу серьезных проблем. Соответственно, большим будет и масштаб изменений в отраслях и секторах экономики. Отрасли, положение которых еще вчера казалось незыблемым, существенно сдадут свои позиции.

Выход из системного кризиса (а этот кризис – системный, так как он охватывает все сегменты экономики и его, в отличие от кризисов начала 1990-х и 2000-х годов, невозможно «залить деньгами») подразумевает либо длительную депрессию после двух-трех лет острой фазы падения, либо мощный технологический прорыв, рождение новой экономики. Сейчас таким прорывом может стать переход Китая и стран Запада на электромобили. Звучит фантастически, но в Европе и США уже реализуются поддержанные властями пилотные проекты. Компания General Motors и альянс «Рено-Ниссан» заявили, что электромобиль станет основным направлением их развития на ближайшие годы, Япония приняла правительственный план по выстраиванию инфраструктуры и выпуску серийного электромобиля, а Китай продемонстрировал электромобиль розничной ценой ниже 15 тыс. долл. США. Если эти планы осуществятся, то они потребуют масштабных вложений в инфраструктуру, генерацию электроэнергии. Удовлетворить запросы в электроэнергии, вызванные переходом огромного автопарка США, Европы и Японии на электротягу (скорее всего – на гибрид электродвигателя с бензиновым двигателем), будет способна только атомная энергетика. Соответственно, в ближайшие два десятилетия именно эта отрасль, а также разработка систем безопасности для столь опасного производства будут испытывать серьезный рост. Изменится и ситуация на рынке промышленных металлов: в десятки раз увеличится спрос на литий, в меньшей степени – на медь; уменьшится спрос на палладий и платину.

Главной пострадавшей отраслью при таком развитии событий будет нефтедобыча с нефтепереработкой, так как спрос на бензин существенно снизится. Но снижение спроса – вопрос десятилетий. Сдвиги будут постепенными, что позволит «нефтянке» в достаточной мере приспособиться к новым уровням, скорее всего – согласовав на правительственном уровне направление и скорость движения процесса электромобилизации мирового автопарка.

Какие российские отрасли пострадают больше всего, а кто сможет «поймать волну»

Сегодня уже пострадали такие отрасли, как металлургия, машиностроение. Рассмотрим, кого еще ожидают удары или, напротив, подарки судьбы. Прежде всего в выигрыше будут компании, занимающиеся любым ремонтом – от холодильников до электровозов. Люди будут стараться продлевать срок службы вещей, правда, лишь в случае, если стоимость ремонта будет существенно ниже затрат на покупку новой вещи.

Однако эта тенденция не распространяется на отрасль жилищно-коммунального хозяйства. Практика показывает, что финансирование ремонта зданий, находящихся на балансе местных бюджетов, будет существенно сокращено – почти на 100% (в доходах регионов весомую роль играет налог на прибыль, однако сегодня у компаний практически нет прибыли). Пострадает и лифтовая отрасль, живущая не только за счет нового строительства, но и в немалой степени за счет замены или модернизации старых лифтов. В минусе окажется и дорожное строительство, а также все виды бизнесов, ориентированных на местные бюджеты, которые сокращают все капитальные и инвестиционные затраты, оставляя только социальные расходы1.

После падения цен на жилье в Москве до уровня, который был зафиксирован в первой половине 2005 года (до 1500–1800 долл. США за квадратный метр в секторе экономкласса), в стране начнется новый строительный бум – будет реализовываться отложенный потребительский спрос. К концу 2010 года более-менее заработает ипотека – конечно, в меньших объемах, при большем первоначальном взносе и большей процентной ставке (если не подключится государство). Рост в жилищном строительстве потянет за собой производителей строительных материалов, мебели, электротехническую отрасль, частично металлургию, розничную торговлю и риелторские агентства. Последние (серьезно подешевевшие на фоне отсутствия продаж в 2008–2009 годах) в 2010 году могут стать привлекательными для инвестиций при условии, что им удастся сохранить кадровый потенциал.

Следует также отметить рост дешевого фастфуда. Офисные работники не откажутся от привычки обедать в течение рабочего дня, а вот заведения им придется сменить на более дешевые.

Будут востребованы услуги служб трудоустройства, которые в условиях повышенного спроса на рабочие места станут брать своего рода абонентскую плату и финальный бонус в случае трудоустройства. Небольшая плата (в пределах 200–300 рублей в месяц) вполне посильна для зарегистрированного на бирже безработного, а большое количество таких клиентов будет поддерживать агентства занятости на плаву.

Тяжело будет предприятиям, работающим в сфере оборонной промышленности. С одной стороны, сократятся экспортные заказы, с другой – пустой бюджет поставит крест на планах перевооружения российской армии, которые пока перенесли на период «после 2010 года» (главным шоком для российской власти станет то, что окончание мирового кризиса не будет сопровождаться ростом цен на нефть). Также с существенным сокращением заказов столкнутся те, кто работает в рамках инвестиционных программ «Газпрома» и нефтяных компаний. С финансами в сырьевой отрасли будет трудно еще пять – семь лет, инвестиционные программы основательно сократятся (исключением может стать «Сургутнефтегаз» в силу накопленных этой компанией более чем 10 млрд долларов; впрочем, такой же была ее политика и до прошлого кризиса, когда она хранила и частично потеряла свои деньги в Онэксимбанке).

Дальнейшая девальвация рубля (если она произойдет) вдохнет жизнь в российских автопроизводителей, но не столько в «АвтоВАЗ», сколько в расположенные в России заводы мировых брендов. Кроме того, она ускорит процесс локализации в России производства автокомплектующих. Если же девальвация на втором этапе будет достаточно глубокой, то мы станем свидетелями процесса импортозамещения, который несколько улучшит ситуацию в нашей легкой промышленности, сельском хозяйстве и производстве потребительских товаров.

В идеале наш достаточно большой по объему рынок, защищенный от конкуренции с импортной продукцией высокими таможенными пошлинами (которые правительство будет вынуждено поднять для наполнения бюджета), низким курсом национальной валюты и относительно дешевой рабочей силой, сможет заставить иностранных производителей разместить на территории России свое производство, пусть даже ориентированное на удовлетворение внутреннего спроса (все-таки не каждая страна может похвастать более чем 100 миллионами потенциальных потребителей).

Максим Авербух


Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

15 февраля (проходят в центре "Синтон")
«Бизнес Новости»
Предварительная запись
«Клуб руководителей»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Эпиктет

Вместо того, чтобы освещать и направлять свою жизнь разумом, мы наваливаем на себя множество посторонних забот.

 

Сделать стартовой