Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Шлик Мориц

Мориц Шлик/Morits Schlick

  

 Нет никакой разницы сказать: «прошлое определяет будущее» или «будущее определяет прошлое».

Мориц Шлик


Мориц Шлик - австрийский философ, физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка.

«Венский кружок» — название сообщества учёных, регулярно собиравшихся в Вене с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века. Руководителем кружка был профессор кафедры индуктивных наук Мориц Шлик. В работе кружка принимали участие математик Курт Гёдель, логик Рудольф Карнап, социолог Отто Нейрат, физик Герберт Фейгль. С деятельностью «Венского кружка» связывают зарождение философского логического позитивизма.

Деятельность кружка в Австрии прекратилась в 1936 году, после того, как его руководитель Мориц Шлик был убит своим бывшим аспирантом (впоследствии — членом нацистской партии). В 1938 году Кружок окончательно распался. Большинство его членов эмигрировали в США, где постепенно сложилось сильное позитивистское течение, частично смыкающееся с прагматизмом.

Шлик утверждал, что законы природы - формальные правила, определяемые синтаксисом языка описания; сформулировал принцип верифицируемости.

Философская концепция Шлика  — «последовательный эмпиризм», к которому он пришёл, отказавшись (под влиянием Р. Карнапа и Л. Витгенштейна) от критического реализма. Шлик основывается на понятии «чувственного данного» — чувственного переживания познающей личности, не передаваемого другим субъектам. В знании, по Шлику, передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, повторяемость в нём порядка. Так называемые рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитический характер; они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность. Согласно Шлику, проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы природы для него — формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на котором производится описание природы. Шлик одним из первых сформулировал принцип верификации как критерий научной осмысленности, много занимался применением своей философской концепции к специальным проблемам философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.

Философские взгляды Шлика

Мориц Шлик (1882—1936) – изучал физику в Берлинском университете, затем увлекся философией.

С 1911 преподавал в университетах Ростока и Киля, в 1922 возглавил кафедру философии Венского университета, где организовал знаменитый Венский кружок, ставший вскоре идейным центром неопозитивизма.

В 1936 г. Шлик был застрелен бывшим своим студентом  - психопатом на лестнице в здании университета.

Основные работы: «Пространство и время в современной физике» (1917), «Всеобщая теория познания» (1918), «Вопросы этики» (1930), «Позитивизм и реализм» (1932), «Природа и культура» (1952) и др. В 1938 было издано собрание сочинений Ш.

В центре интересов Ш. были проблемы теории познания и философии науки. В первых своих кн. «Пространство и время в современной физике» (1917) и «Общая теория познания» (1918) он занял негативную позицию по отношению к господствовавшему в то время в нем. ун-тах неокантианству и подверг систематической критике кантианские идеи, в частности допущение о существовании синтетических априорных суждений.

Все научное знание Шлик трактовал как «уплотнение» и обобщение «чувственно данного», составляющего единственный фундамент знания. Метафизика, с его точки зрения, лишена познавательного значения. В отличие от большинства логических позитивистов Шлик глубоко интересовался проблемами этики, в которой также придерживался эмпиризма. Различая познание и переживание, Шлик полагал, что открываемые нами законы не предписывают нам какого-то определенного порядка действий и потому не противоречат свободе. Мотивами поведения являются чувства желания и нежелания; свободным в нравственном отношении является человек, который действует без принуждения, руководствуясь своими желаниями. Образцом такого действия для Шлика выступала игра, в которой он видел воплощение свободного действия, сопровождаемого чувством радости.

Шлик одним из первых сформулировал принцип верифицируемости (все истинно научное знание должно быть редуцировано к «чувственно данному», «значением выражения является метод его верификации»). Осмысление значения через его «сводимость к опыту» Шлик представлял так: «Для понимания высказывания мы должны обладать способностью точно указывать те конкретные обстоятельства, при которых это высказывание было бы истинным, и те конкретные обстоятельства, при которых оно было бы ложным. «Обстоятельства» означают данные опыта; стало быть, опыт определяет истинность и ложность высказываний, опыт «верифицирует» высказывания, а потому критерием решения проблемы выступает ее сводимость к возможному опыту».

Для Шлика «опыт» суть состояние моего сознания, изначально не данного как «мое», т.к. (ср. со схемой неокантианства) «я» само строится из опыта – лишь в процессе анализа обнаружимо, что это состояние сознания является исключительно моим. Тем самым, «верифицируемость опытом» сводима к верифицируемости ментальными состояниями, которые способен иметь я один. В итоге бессмысленно говорить о том, что кто-то иной может знать значение высказывания, верифицированного моим опытом. Шлик пытался прояснить это так: «Каждый наблюдатель вносит свое содержание… тем самым присваивая символам уникальное значение, и он заполняет структуру содержанием так же, как ребенок раскрашивает рисунок, где нанесены только контуры». (Подобная трактовка содержания немедленно была охарактеризована коллегами Шлика по логическому позитивизму как «метафизическая».)

Источники:

http://ariom.ru

http://fulltext.by.ru

http://dic.academic.ru

http://slovari.yandex.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

15 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Гектор Берлиоз

Время — лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.

 

Сделать стартовой