Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Рейхенбах Ганс

Ганс Рейхенбах/ Gans Reichenbach

   Рейхенбах стремился раскрыть философское значение крупнейших достижений естествознания 20 в. и создать философию природы, опирающуюся на эти достижения.

Ганс Рейхенбах (1891-1953) – немецкий философ и логик, профессор физики Берлинского университета. В ранних работах анализировал гносеологическую природу геометрии и логическую структуру теории относительности.

В 20-х годах Рейхенбах – один из организаторов Общества научной философии в Берлине, которое вместе с венским кружком составило основу движения логического позитивизма.

Рейхенбах занимался анализом причинности, закономерности, отношения причинности и вероятности, статистических и динамических закономерностей и т.д.

Как логик Рейхенбах известнее главным образом своими работами по вероятностной логике и исследованиями по логическому анализу высказываний, выражающих законы науки (так называемая теория номологических высказываний).

Рейхенбах  всегда проявлял живой интерес и глубокое понимание проблем современной физики и постоянно занимался философской интерпретацией достижений физики. Эти интенсивные исследования методологии и достижений современной науки привели к появлению внушительного ряда посвященных науке книг, таких, как: «Атом и космос», «Опыт и предвидение», «Философские основания квантовой механики», «От Коперника к Эйнштейну», «Направление времени», «Теория вероятностей» и «Философия пространства и времени». Занятия физикой привели его также к отрицанию большей части традиционной философии особенно рационализма в пользу вероятностной системы понятий, которая, как ему казалось, соответствует природе современной физики. Основными его темами стали критика рационализма, трактовка значения, возможные способы построения знания и типов объектов знания и, наконец, интерпретация ключевых понятий вероятности и индукции.

Ганс Рейхенбах – физик, логик и философ

Рейхенбах — немецкий философ и логик, представитель логического позитивизма, лидер Берлинского кружка философов науки. В 1933 эмигрировал сначала в Турцию, а затем в США. С 1938 преподавал философию в Калифорнийском университете.

Ганс Рейхенбах (1891-1953) являлся лидером так называемой Берлинской группы, во многом разделявшей взгляды Венского кружка. Он всегда проявлял живой интерес и глубокое понимание проблем современной физики и постоянно занимался философской интерпретацией достижений физики. Занятия физикой привели его также к отрицанию большей части традиционной философии - особенно рационализма - в пользу вероятностной системы понятий, которая, как ему казалось, соответствует природе современной физики.

Не удовлетворяясь простым осуждением рационализма в терминах общей теории значения, Рейхенбах попытался раскрыть принципиальную слабость основных корней рационалистического подхода к философии. Суть рационализма, как думал Рейхенбах, составляет необоснованная попытка распространить полезные открытия математики за ее собственные пределы.

Выбор критерия осмысленности, по Рейхенбаху, является делом не доказательства, а скорее соглашения. «Значение есть функция, которую приобретают символы, будучи поставлены в определенное соответствие с фактами»; но особое значение здесь придается тому, какой это вид соответствия с какого вида фактами. Это имеет непосредственное отношение к предполагаемой структуре знания, где Рейхенбах различает несколько базисов.

Базис высказываний существенно отличается от других тем, что он строится не непосредственно на каком-либо внеязыковом факте, а на предложениях. Этот базис, приписываемый Рейхенбахом Карнапу, имеет преимущество в том, что он «более тесно связан со знанием, чем базис объектов», так как «система знания составлена из предложений». Он также имеет то преимущество, что позволяет в отличие от базиса объектов отличать строгую импликацию от материальной. Но он, однако, затемняет то обстоятельство, что наука ищет связи фактов, а не связи предложений. Этот базис приводит также к преувеличению конвенциональных аспектов языка и упускает из виду то обстоятельство, что «некоторые существенные признаки языка не являются произвольными, а обязаны своим появлением соответствию языка фактам». Таким образом, хотя базис высказываний не является ложным и может быть полезным для определенных целей, он должен, как правило, считаться вторичным по отношению к базису конкретов, который основывается на наблюдениях макрокосмческих объектов и событий.

В соответствии с таким пониманием четырех базисов для построения познания Рейхенбах различает четыре типа объектов познания. Первый состоит из впечатлений, второй - из конкретов, которые могут быть либо субъективными, либо объективными; третий - из абстрактов, которые язык выделяет ради удобства, и четвертый - из научных объектов. Рейхенбах часто говорит также и об «иллатах», или выведенных объектах, которые включают почти все научные объекты и большую часть впечатлений.

Проблема существования внешнего мира является, по Рейхенбаху реальной проблемой, с которой нельзя «разделаться… с помощью софистических доводов». Физические объекты на самом деле обычно являются нам в наших наблюдениях конкретов, и, хотя обоснованность этих наблюдений должна подтверждаться выводом, это требование не исключает объективной реальности физических объектов. Реальный мир бодрствующего человека отличается от мира снов своими согласованными каузальными связями. Можно, конечно, исходить из позитивистского языка и на нем выражать результаты фактических наблюдений; но только в том случае, если мы примем правила языка, позволяющие с помощью вероятностных выводов применить такой язык к области объективно реальных объектов, этот язык сможет выразить то, что мы обычно хотим сказать. Поэтому лучше, как правило, исходить из нормального языка, включающего упоминания о выведенных объектах.

Рейхенбах провел важное различие между «контекстом открытия» и «контекстом обоснования» знания, вызвавшее оживленную полемику в философии науки. Выступая против спекулятивных, оторванных от науки философских построений, Рейхенбах стремился раскрыть философское значение крупнейших достижений естествознания 20 в. и создать философию природы, опирающуюся на эти достижения.

Источники:

http://www.ucheba.ru

http://society.polbu.ru

http://ariom.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Шарль де Голль

Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов.

 

Сделать стартовой