Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Рид Томас

Томас Рид / Thomas Reed

Наилучшая система - это чтобы одна партия управляла, а другая надзирала.

Томас Рид


Томас Рид – философ, основатель шотландского реализма, или философии «здравого смысла» и критик учения Юма  и всей линии британского эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождение знания; резко критиковал материалистический ассоцианизм Д. Гартли и Д. Пристли.

Его теория - каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. Дал понятие ощущение - простое состояние, которое существует в уме познающего.

Центральное понятие философии Рида — «здравый смысл», толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первоначальных невыводимых принципов и суждений. В сочинении «Опыты об интеллектуальных способностях человека» (1785) Рид перечисляет 12 главных суждений «здравого смысла», «заложенных» в умах людей Богом и служащих основой познания и поведения (вера в Бога и существование внешнего мира, суждения о естественной способности отличения истины от лжи, принцип причинности и др.). В 19 в. в Великобритании идеи Рида пропагандировал У. Гамильтон, в США — Дж. Мак-Кош, во Франции — П. Руайе-Коллар. В 20 в. отдельные положения концепции Рида возрождаются неореализмом (Дж.Э. Мур и др.) и лингвистической философией.

Томас Рид и его «здравый смысл»

Томас Рид (1710-1796) - шотландский философ, главный представитель философии «здравого смысла» и критик учения Юма. Родился в Строне (Шотландия) 26 апреля 1710. Получил образование в Маришал-колледже Абердинского университета, который окончил в 1726, затем работал в университете библиотекарем в течение 10 лет. В 1737–1751 был служителем пресвитерианской церкви. В 1751–1764 профессор философии Кингз-колледжа Абердинского университета, в 1764–1780 профессор моральной философии университета Глазго (в качестве преемника А.Смита). Умер Рид в Глазго 7 октября 1796.

Написал несколько философских произведений: «Исследование о человеческом уме в соответствии с принципами здравого смысла» (1764), «Опыты об интеллектуальных способностях человека» (1785), «Опыты о деятельных способностях человека» (1788). В своем учении Рид исходил из обыденного понимания здравого смысла, как оно звучит в английском языке - common sense.

Здравый смысл, писал он, является уровнем суждения, который присущ людям, постоянно общающимся с нами, поэтому человек, обладающий здравым смыслом, должен быть человеком рассудительным. Здравый смысл для такого человека важнее разума и философии, которая основывается на разуме. Рид превозносил те представления людей о себе и мире, которые у них сформировались стихийно. Рид также полагал, что суждения здравого смысла должны согласовываться с определенными положениями науки. Он писал, что науки основываются на главных принципах, которые определяют все остальное, эти принципы скорее интуитивные, чем доказательные. От них нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах. Рид различал две разновидности «истин», принципов, которые самоочевидны и на которых основывается знание: необходимые и контингентные. Необходимые принципы - это аналитические суждения, а контингентные - синтетические. Необходимые принципы выступают основой наук, а контингентные играют большую роль в жизни обыденных людей. Контингентные принципы должны опровергнуть юмовский скептицизм, так как не нуждаются ни в каких доказательствах, они настолько исходят из здравого смысла, что обладают врожденными качествами. Например, контингентными принципами Рид считает такие положения, как «моя личность». Он говорит, что наша личность тождественна, а ее существование не прерывается, пока мы ее отчетливо вспоминаем. К необходимым принципам он относил причинность, которую нельзя доказать, но она и не нуждается в этом, так как очевидна и имеет всеобщий характер.

Теория здравого смысла Рида имеет под собой определенные основания, так как в представлениях здравого смысла действительно зафиксирован многовековой опыт людей, и поэтому он содержит в себе истинность многих положений. Но Рид абсолютизирует этот момент и зачастую превращает его в свою противоположность. Рид больше заботился о том, чтобы объяснить инстинктивные привычки людей, человеческой природы, упирая в основном на опытные принципы. «Здравый смысл» для Рида - это особое интуитивное качество нашего ума, основывающееся на самоочевидных невыводимых принципах. Рид выступал против так называемого «идеизма», при котором процесс познания понимается опосредованно - через идеи-образы, выступающие представителями какого-либо предмета, например, Солнца. Из этого образа, идеи мы выводим существование Солнца. В отношении же самой идеи у философов вроде бы сомнения нет. Но это как раз и приводит к скептицизму в отношении опытного познания. Рид выступает против такого скептицизма и подчеркивает, что если бы люди во всем сомневались и вели бы себя как скептики, то это привело бы их к помешательству и гибели. Вместе с тем, занимая правильную позицию в отношении отрицательного подхода к скептицизму, Рид отбрасывал и сам сенсуалистический подход, который выражал нашу способность отражать окружающий мир. Философы здравого смысла и прежде всего Томас Рид занимали промежуточную позицию между рационализмом и эмпиризмом.

Источники:

http://www.krugosvet.ru

http://www.gumfak.ru

http://ariom.ru



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Джеймс Гиббонз Хьюнекер

Жизнь как луковица: снимаешь слой за слоем, а под конец обнаруживаешь, что внутри ничего нет.

 

Сделать стартовой