Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Маритен Жак

Жак Маритен/ Jacques Maritain

Социальные идеи Жака Маритена направлены на решение проблем современности в христианском ключе.


Жак Маритен - французский философ, крупнейший представитель неотомизма. Получил воспитание в духе либерального протестантизма, в юности испытал влияние социалистических идей.

В культурологии он известен своей теорией «интегрального гуманизма», призванной, по его мнению, перестроить цивилизацию, сплотить людей на основе признания религиозных ценностей. Маритен дал оригинальную трактовку проблеме соотношения культа и культуры. Маритен отмечает, что слово «культура», обозначающее процесс развития человеческого разума в целом, вполне заменимо словом «цивилизация», которое также обозначает процесс развития, но уже, с одной, частной, стороны как рождение городов и гражданской жизни. Таким образом, Маритен отвергает идею Шпенглера, противопоставившего науку цивилизации. Маритен полагает, что культура и цивилизация не только материальны, но и духовны.

«Новый гуманизм», который проповедовал философ, должен послужить обновлению цивилизации, дать то, что мир ожидает от христианства. По Маритену, классическая форма гуманизма является отрицанием наиболее глубоких корней традиции, отказом от сверхприродного начала в человеке и отпадением человека от Бога. Для «антропоцентрического гуманизма» человеческая природа самодостаточна. Напротив, новый гуманизм должен быть теоцентрическим. Согласно новому гуманизму, человек открыт миру божественного и сверхприродного, поскольку он одновременно природное и сверхприродное существо.

Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма — утверждение ценностей личности, совместное существование людей в стремлении к общественному благу, а также христианско-теистическая направленность, ведущая к экуменическому сближению верующих, с точки зрения Маритена, приведет к существованию общества, в котором наиболее полно смогут раскрываться способности личности, а также будет воплощаться человеческая свобода.

Маритен и его идеи современной философии

Маритен (1882–1973), получил протестантское воспитание, учился в Сорбонне, два года (1907–1908) провел в Гейдельбергском университете, изучая биологию под руководством Ханса Дриша. Был учеником Бергсона, затем под влиянием и по примеру Л.Блуа принял католичество (1906). После этого деятельность Маритена направлялась желанием интегрировать в современную мысль философию св.Фомы Аквинского.

Преподавал философию в парижском коллеже св.Станислава, в 1914–1939 – профессор новой философии в Католическом институте в Париже. Маритен был французским послом в Ватикане (1945–1948). В 1948 был приглашен на должность профессора в Принстонский университет, где преподавал до 1960.

Первая книга Маритена, «Философия бергсонианства» (1914), посвящена критике идей Бергсона. В лекциях и многочисленных публикациях Маритен защищал ортодоксальные католические взгляды и стал во главе движения французского неотомизма. В томизме он видел систему, позволяющую объединить прогресс и традицию. Его глубоко волновали современные политические и моральные проблемы, и он был склонен решать их по-философски, но в свете откровения и главных предпосылок христианства.

Маритен преподавал в США в 1940-х и 1950-х годах, затем вернулся во Францию и поселился в Тулузе. В период 1935–1945 он много писал по проблемам политики. С его точки зрения, демократия – мирское проявление духа Евангелий, и у нее те же враги, что и у христианства. Главным заблуждением современности является вера, что человек может спастись собственными силами и что история человечества осуществляется без вмешательства Провидения.

В 1965 во время посещения Рима был принят с почестями папой Павлом VI. В 1966 опубликовал книгу «Гароннский крестьянин», в которой подверг критике католический неомодернизм. Среди других его работ – «Различить, чтобы объединить, или Уровни познания» (1932); «Семь лекций о бытии» (1934); «Границы поэзии и другие эссе» (1935); «Интегральный гуманизм» (1936); «Краткий трактат о существовании и существующем» (1947); «Девять лекций о главных понятиях моральной философии» (1951); «Человек и государство» (1951); «Философия в Сите» (1960); «Моральная философия» (1960). Умер Маритен в Тулузе 28 апреля 1973.

Именно христианство, по Маритену, внушило людям, что любовь стоит большего, чем интеллект, как бы он ни был развит. Христианство выразило естественное стремление человека к высшей свободе и его истинное предназначение, заключающееся в труде, служении ближнему, создании ценностей культуры, совершенствовании, милосердии и искуплении грехов.

Источники:
http://www.krugosvet.ru
http://slovari.yandex.ru
http://www.countries.ru
http://ru.wikipedia.org


Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

15 ноября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Виктор Гюго

Худшее не может быть оправданием плохого.

 

Сделать стартовой