Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Маннгейм Карл

Карл Маннгейм/ Karl Mannheim

  

 Тот, кто хотел бы видеть  иррациональное уже

там,  где de jure  еще должны  править ясность и строгость  рассудка, просто

боится встретиться лицом к лицу с тайной на ее истинном месте

Карл Маннгейм


Карл Маннгейм (27 марта 1893, Будапешт — 9 января 1947, Лондон) - немецкий и английский философ и социолог венгерского происхождения, один из создателей социологии знания.

С точки зрения Маннгейма, всего существуют два типа коллективных представлений: собственно идеологии — мышление господствующих социальных групп, и утопии — мышление угнетенных слоев. С помощью этих понятий Маннгейм пытается показать динамику в сфере идей, а главное – сделать социологию знания научным фундаментом политики и политического образования, формируя таким образом более прочные основания для демократии.

Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада. Хотя у него не было продолжателей, безоговорочно принявших его социологическую методологию, конкретные историческо-социологические исследования Маннгейма признаны классическими. Можно сказать, что здесь Манхейм в определенной мере является предтечей «социологического поворота» в философии науки, хотя он и не распространяет свои выводы на сферу естественнонаучного знания.

«Социологию  знания»  Мангейма  можно рассматривать как предпринятую на исходе Веймарского периода впечатляющую  научно-политическую  попытку спасти либерализм,  подкрепив  его  своего  рода  онтологическим   плюрализмом.  По Мангейму,   мышление   должно   проводить  различие   между   устранимыми  и неустранимыми противоречиями, искать  пути к  рациональному компромиссу там, где таковой  возможен,  а  в других случаях  внушать людям уважение к  тайне «неустранимых  шероховатостей  экзистенциального  характера». 

Карл Маннгейм и его вклад в науку

Мангейм Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Б. Залоша, Э. Ласка, Генриха Риккерта, Дьёрдя Лукача, Эдмунда Гуссерля, Макса Вебера, Шелеpa — в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача).

После падения Венгерской советской республики (1919) эмигрировал в Германию. С 1925 г. — приват-доцент философии Гейдельбергского университета, с 1929 г.— профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте.

С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политической науки, с 1941 г. — в Институте образования при Лондонском университете, где в 1945 г. стал профессором педагогики. Незадолго до смерти — руководитель отдела ЮНЕСКО. Являлся инициатором и редактором «Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции», способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.

Первый, «немецкий», период – наиболее продуктивный с творческой точки зрения. Маннгейм занимался проблемами интерпретации «духовных образований», теорией познания сначала в русле философии культуры и гносеологизма, затем разработал собственную философо-социологическую методологию — социологию познания, или социологию мышления. В дальнейших работах Маннгейм углубляет свою социологическую методологию, развивая ее категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале — исследует генезис консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания.

Во второй, «английский», период занимался главным образом популяризацией социологии познания, развивал её идеи в сфере теории культуры, культурной и образовательной политики. Заимствовав марксистское положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия и социальной обусловленности познания, Маннгейм вслед за Шелером полагал, что общественное бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства».

Карл  Мангейм  выступил с докладом  о  «значении конкуренции в духовной Сфере»,  в  котором,  как  казалось  на  первый  взгляд, прибег  к  обычному

марксистскому  объяснению  «духовных  образований» из условий  общественного базиса. Провоцирующим  для марксистов было,  однако, то  обстоятельство, что подозрение в «идеологичности», которому марксисты,  как правило,  подвергали только своих противников, Мангейм обратил против них самих. Тем самым он поставил  под сомнение  их претензии  на  обладание  универсальной  истиной. Однако такого рода  оскорбление марксистов  само по  себе  вряд ли  могло бы вызвать  столь  сильное и всеобщее возбуждение  в  научном мире. Выступление Мангейма было провоцирующим прежде всего потому,  что он  предложил принцип,

согласно которому при анализе «духовных образований» вопрос об истине вообще не должен ставиться.  С его точки  зрения, в духовной сфере  существуют лишь различные «стили мышления», определяемые двумя видами отношений (сам Мангейм называл  свой  подход «реляционистским»:  с одной  стороны,  эти стили мышления непосредственно  соотносятся  с  «естественной» и «цивилизационной» реальностями, с другой - соотносятся друг  с  другом.

Согласно Маннгейму, задача социологии знания заключается в анализе социально-исторической обусловленности мышления – как теоретического, так и обыденного – и разработке учения о «внетеоретических условиях знания». Анализируя марксистское понятие идеологии, он выделяет в нем два различных значения: «частичная» идеология проявляется там, где имеет место более или менее осознанное искажение фактов, продиктованное социальными интересами субъекта; «тотальная» идеология отражает своеобразие всей структуры сознания целой социальной группы, класса или даже эпохи.

Источники:

http://ru.wikipedia.org

http://www.ruslib.com

 

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

24 мая
«Бизнес Новости»
Предварительная запись
«Клуб руководителей»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Роберт Уэтерман

Научитесь думать, как Пигмалион. Люди добиваются успеха, когда кто-то, кого они уважают, считают, что они могут. Ждите от людей надежности и компетентности, и они их проявят.

 

Сделать стартовой