Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Мамардашвили Мераб

Мераб Мамардашвили/ Merab Mamardashvyly

  

 Природа не делает людей, люди делают себя сами.

Мераб Мамардашвили


Мераб Мамардашвили (15.09.1930 – 25.11.1990) – советский философ, доктор философских наук. Один из основателей Московского методологического кружка.

В 1968-1974 - заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии». По идеологическим причинам 1974 был уволен с этого поста. Философская и просветительская деятельность Мамардашвили сыграли огромную роль в становлении независимой философской мысли в СССР. Большое духовное и образоватнельное значение имели его курсы лекций по философии, на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших режисерских курсах, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других ВУЗах страны, а также многочисленные интервью и беседы, записанные в годы перестройки (1985-1990). Сквозная тема философии М.К.Мамардашвили - феномен сознания и его значение для становления человека. Он разделял философию и философские системы, полагая, что настоящая философия ставит целью обретение человеком устойчивости в меняющемся мире.

Мамардашвили мало издавался при жизни, но часто выступал с курсами лекций по актуальным проблемам философии. Его ученики и последователи записывали эти лекции на магнитофон, перепечатывали. Они и послужили основой для посмертного издания его книг.

От лекций Мамардашвили и от самого его облика веяло подлинной мудростью. Он был образцом честности и искренности в мышлении.

Наиболее известные курсы: «Проблемы анализа сознания» (М., 1974), «Аналитика познавательных форм и онтология сознания» (Рига, 1980), «Опыт физической метафизики» (Вильнюс, 1984) — потом частично вошли в его книги «Классический и неклассический идеалы рациональности» (Тбилиси, 1984), «Необходимость себя» (М., 1996). Очень популярны были лекции М. о Р. Декарте, И. Канте и М. Прусте, вышедшие потом отдельными книгами. Значительная часть наследия до сих пор не опубликована.

Главная тема исследовании Мамардашвили  — отология сознания: опыт построения «физической метафизики», проблема превращенных форм сознания, проблема рациональности, проблема живого человека.

Лейтмотивом всех рассуждений Мамардашвили, следующего философской традиции Декарта, Канта, Э. Гуссерля, Пруста, является фраза «всегда уже поздно», т.е. в любое мгновение мир уже застыл, окаменел. Как поместить себя в глыбе мира на предназначенное только тебе место существования? Нужно попытаться втиснуться в кратчайший промежуток времени, когда мир еще не застыл, увидеть его «первым светом». «Еще на малое время есть свет с вами; ходите, пока есть свет», — приводил он часто слова из Евангелия. Увидеть мир первым светом — значит открыть его для себя, породить заново. Мир не длится автоматически, он должен каждый раз снова и снова порождаться. Устойчиво только то, что порождено каждым. Или порождено заново. Мир воспроизводится и длится, потому что воссоздается каждый раз в каждой точке. Но поскольку каждый раз мир творится заново, то это предполагает определенный метафизический закон — еще ничего не случилось, нет никакого «было», а есть только «есть». Мы говорим о мире, в котором в определенном смысле еще ничего не случилось. Мы находимся в такой точке. Все случится только с моим участием.

Один из самых значительных мыслителей, рожденных советской эпохой

Мераб Мамардашвили ушел из жизни до августовского путча, до периода смутного времени, которое приобрело новые очертания в связи с октябрьскими событиями 1993-го и выборами 12 декабря. Однако вышедшая незадолго до смерти Мамардашвили книга его статей и интервью полна точных и порой едких пророчеств, исполняющихся на наших глазах. Метафизическая емкость этих мыслей и неожиданный остроумный ракурс его взгляда на трагическую повторяемость русской истории, его рассуждения о смысле культуры, свободы, «русском характере» делают Мамардашвили незаменимым собеседником для всех тех, кому небезразличны исторические параллели.

Мераб Константинович Мамардашвили родился в Грузии в семье военного. Его мать была из рода учителей наследником Грузинского Престола.

В 1954 Мераб Константинович окончил Философский факультет Московского университета, а в 1970 году в Тбилиси защити докторскую диссертацию. Работал в Институте Философии РАН и читал лекции о Декарте, Канте и философии науки в МГУ. В 1980 он переехал в Грузию, где работал в Институте философии и читал лекции о Прусте и феноменологии в Университете Тбилиси. За его лекторский талант и приоритет отдаваемый речи над письмом, его называли «Русским Сократом». Он написал всего одну книгу «Трактат о развитии знания», а все остальные труды представляют собой сборники его бесед, речей и интервью.

Мамардашвили  умер от инфаркта в аэропорту, в ожидании рейса из Москвы в Тбилиси, из одного дома в другой. Он, впрочем, любил говорить, что философ — гражданин неизвестной страны и шпион везде, потому что ставит под сомнение все то, что кажется очевидным и непреложным носителям данной культуры. Критически относясь к людям и народам, он раскрывал путь человека возможного, по которому есть шанс пойти, если сохранять сознание, держать усилие, не упускать время и делать то, что не имеет причин, но имеет законы…

Основным предметом его изучения было соотношение между языком и сознанием. Последнее, согласно Мамардашвили, не является естественной способностью человека, а равно и не заимствуется им из окружающего мира, но оно возникает в последействии как ответ на запрос физического мира. «Философия – это сознание вслух», – говорит Мамардашвили. Таким образом, сознания является мета-физическим пространством языкового и социального со-бытия людей. Мамардашвили полагал, что сознание является актом человеческой экзистенции, в «Стреле познания» он говорит: «акт мышления соотносится с Бытием как трансцендентальным уровнем человеческого существования».

Философия, таким образом, не сводится просто к серии умозаключений, но вопрошает о бытии. «Как я понимаю философию, – говорит он, – она всегда задавалась одним вопросом: как можно помыслить то, что не представимо?» Поэтому цель философии состоит в философском акте, который является паузой, необходимой для сшивания прошлого, настоящего и будущего, восполнения бытия и рождения смысла. «Философский акт состоит в том, чтобы блокировать в себе нашу манию мыслить картинками. И когда мы убираем картинки и предметные референции из нашего сознания, мы начинаем мыслить». Акт философии представляет собой прерывание привычного дискурса, пауза, способная вскрыть новые языковые формы не явленных представлений. Рождение смысла Мамардашвили связывает именно с потерей привычной формы существования, с паузой в бытии.

Источники:

http://www.peoples.ru

http://cpsy.ru

http://hpsy.ru

http://www.sunhome.ru

http://ariom.ru

http://www.mberg.net



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

27 сентября
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Уинстон Черчилль

Пессимист видит трудности при каждой возмож; оптимист в каждой трудности видит возмож.

 

Сделать стартовой